КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тональность строгая и расширенная. Функциональные ступени
Пронизанность обширного гармонического построения непрерывным тяготением к тонике (ЦЭ) и логическая значимость каждого созвучия в зависимости от его отношения к ней составляют, как ясно из предыдущего, одно из главнейших свойств тональности как специфической ладовой системы. Это особого рода наивысшее сродство всех элементов лада обеспечивается прежде всего постоянно подчеркиваемой связью всех звуков и созвучий через взаимодействие и соподчинение звуков трех фундаментальных квинт (S-T-D). Поэтому-то анализ тональности как формы европейского лада и производится в аспекте трех тональных функций. Но сказанное в предыдущем разделе о логике главных элементов тональности (ГЭ) касается не только тех звуков и созвучий, которые находятся в самом «ядре» тональности; это распространяется и далеко за его пределы — практически на все побочные элементы (ПЭ) тонального лада классико-романтической тональной системы (хотя, разумеется, качество тональной системы и характер функциональности в разных исторических стилях варьируют весьма значительно). Послеклассические стили гармонии обнаруживают большое расширение границ тональности. С другой стороны, уже и в самом ядре классической тональности различимы колебания тонального строя, скрытые темперацией, но угадываемые в логике гармонических функций. Как было показано выше (см. § 5 и 7 этой главы), только простое чередование тоники и доминанты (D7) обеспечивает незыблемость строя, то есть устойчивое пребывание в ладу. Сопоставление же с S дает уклон в сторону («вниз») от главной тональной «оси»: секста в субдоминанте (10: 9) не вполне совпадает с квинтой доминанты (9: 8; см. примеры 151 и 152); в миноре подобное комматическое расхождение обнаруживается также еще и в t — как кварта от 4 это 16: 9, а как квинта от 3 — 9:5 (разница — та же дидимова комма 9/5: 16/9 = 81/80)· Замечательно, что подобные внутритональные колебания как бы растворяются в токе тонально связанных гармоний и не дают смещения тонального центра. Они показывают лишь значительную «удаленность» друг от друга «краев» лада (понятно, что опирающаяся на диатонику система главных тональных функций принципиально так же разомкнута, как и сама диатоника; см. главу 8): Разомкнутость функционального ряда обнаруживается самым красноречивым образом в некоторых функционально-«неудобных» последованиях классической гармонии. Оставаясь совершенно строгой, то есть не расширяясь введением побочных доминант или каких-нибудь еще средств из других тональностей, данная тональность оказывается не в состоянии предоставить естественное и хорошо звучащее исследование, если мы попытаемся «сомкнуть» края системы. Обратимся еще раз к примерам 150-152. Казалось бы, система трех функций обеспечивает идеальную кварто-квинтовую связь каждой звукоступени. Но в этой основной гармонической модели европейского лада края системы «разведены», разъединены. Чтобы «сомкнуть» их, необходимо поставить подряд 6 и 7 (пример 171). Сопрано: Бас: Поставим теперь (вслед за Рамо) функциональные басы (пример 172). В гармоническом воплощении ходов 6-7, 7-6 обнаруживаются некрасивые последования: фундаменты S-D образуют нежелательные ходы двух больших терций подряд (с точки зрения теории Рамо, нарушается кварто-квинтовая связь основных ступеней); в другом случае еще хуже — после D вообще нет никакого удовлет- ворительного аккорда. Решение Рамо: необходимо заимствовать (из тональности близлежащей доминанты) четвертый фундамент — основной тон на II ступени (пример 173).
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |