Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тональность строгая и расширенная. Функциональные ступени




Пронизанность обширного гармонического построения непрерыв­ным тяготением к тонике (ЦЭ) и логическая значимость каждого созвучия в зависимости от его отношения к ней составляют, как ясно из предыдущего, одно из главнейших свойств тональности как специфической ладовой системы. Это особого рода наивысшее срод­ство всех элементов лада обеспечивается прежде всего постоянно подчеркиваемой связью всех звуков и созвучий через взаимодей­ствие и соподчинение звуков трех фундаментальных квинт (S-T-D). Поэтому-то анализ тональности как формы европейского лада и про­изводится в аспекте трех тональных функций.

Но сказанное в предыдущем разделе о логике главных элемен­тов тональности (ГЭ) касается не только тех звуков и созвучий, которые находятся в самом «ядре» тональности; это распространя­ется и далеко за его пределы — практически на все побочные эле­менты (ПЭ) тонального лада классико-романтической тональной системы (хотя, разумеется, качество тональной системы и харак­тер функциональности в разных исторических стилях варьируют весьма значительно).

Послеклассические стили гармонии обнаруживают большое рас­ширение границ тональности. С другой стороны, уже и в самом ядре классической тональности различимы колебания тонального строя, скрытые темперацией, но угадываемые в логике гармонических функ­ций. Как было показано выше (см. § 5 и 7 этой главы), только простое чередование тоники и доминанты (D7) обеспечивает незыбле­мость строя, то есть устойчивое пребывание в ладу. Сопоставление же с S дает уклон в сторону («вниз») от главной тональной «оси»: секста в субдоминанте (10: 9) не вполне совпадает с квинтой доми­нанты (9: 8; см. примеры 151 и 152); в миноре подобное комматическое расхождение обнаруживается также еще и в t — как кварта от 4 это 16: 9, а как квинта от 3 — 9:5 (разница — та же дидимова комма 9/5: 16/9 = 81/80

Замечательно, что подобные внутритональные колебания как бы растворяются в токе тонально связанных гармоний и не дают смеще­ния тонального центра. Они показывают лишь значительную «уда­ленность» друг от друга «краев» лада (понятно, что опирающаяся на

диатонику система главных тональных функций принципиально так же разомкнута, как и сама диатоника; см. главу 8):

Разомкнутость функционального ряда обнаруживается самым красноречивым образом в некоторых функционально-«неудобных» последованиях классической гармонии. Оставаясь совершенно стро­гой, то есть не расширяясь введением побочных доминант или ка­ких-нибудь еще средств из других тональностей, данная тональность оказывается не в состоянии предоставить естественное и хорошо звучащее исследование, если мы попытаемся «сомкнуть» края си­стемы. Обратимся еще раз к примерам 150-152. Казалось бы, систе­ма трех функций обеспечивает идеальную кварто-квинтовую связь каждой звукоступени. Но в этой основной гармонической модели европейского лада края системы «разведены», разъединены. Чтобы «сомкнуть» их, необходимо поставить подряд 6 и 7 (пример 171).

Сопрано:

Бас:

Поставим теперь (вслед за Рамо) функциональные басы (при­мер 172). В гармоническом воплощении ходов 6-7, 7-6 обнаружи­ваются некрасивые последования: фундаменты S-D образуют неже­лательные ходы двух больших терций подряд (с точки зрения тео­рии Рамо, нарушается кварто-квинтовая связь основных ступеней); в другом случае еще хуже — после D вообще нет никакого удовлет-

ворительного аккорда. Решение Рамо: необходимо заимствовать (из тональности близлежащей доминанты) четвертый фундамент — основной тон на II ступени (пример 173).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.