КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Смысловое значение элементов тональной системы. Ступени и функции. Фундаментные ступени и проблема основного тона
Европейская тональность (тональная система) есть, как уже говорилось, частный и особый вид лада, характеризующийся особенно детально выработанной целостной организацией, несущей отпечаток породившей его музыкальной культуры. С одной стороны, предельная рациональная выверенность, гармоничное сплочение элементов и частей высотной структуры в слаженное высокоорганизованное целое, с другой — способность воплощать развернутые философские концепции, замыслы титанического масштаба и вместе с тем тончайшие оттенки музыкально-эстетических чувств, жизнь сердца — подобное сочетание, по-видимому, уникально во всей мировой истории музыки. Музыкальный лад всегда является средоточием специфически музыкального. Европейская тональность может в этом отношении быть образцом. И как «святая святых» музыкального смысла должна рассматриваться функциональная система европейской тональности, максимально концентрирующая в себе духовное богатство европейской музыки XVII-XIX вв. в творениях величайших музыкальных гениев человечества. Поэтому и специальное рассмотрение сущности европейской тональности в действии ее функциональной системы требует уже не нескольких параграфов в главе «Тональность», а особой, притом обширной главы «Тональные функции», чему и посвящается почти вся следующая глава (являющаяся логическим продолжением настоящей, где рассматриваются скорее некоторые более общие либо внешние вопросы теории тональности). Смысловое значение ладовых элементов вообще трактуется прежде всего в аспекте соотношения опорного и неопорных моментов, неустоев и устоя. В тональной системе эти общие смысловые ладовые значения чрезвычайно утончаются и специфизируются. Категории «устой-неустой», «опора-неопорность», «движение — покой» оказываются слишком грубыми и приблизительными общими определениями. Они не неверны, но представляют тончайшие оттенки тонально-функционального смысла звуков и созвучий слишком упрощенно, поверхностно или даже примитивно. Оптимальная рациональная выверенность всех смысловых отношений требует для своего раскрытия иного аппарата и иного подхода (метода) по сравнению с любыми исторически предшествующими типами ладовых систем. Гармонический анализ европейской функциональной тональности может считаться адекватным (релевантным) лишь тогда, когда он в состоянии показать не просто то, что свойственно ладу как таковому (центральный его элемент, главные, производные, побочные элементы и т. д.), но в особенности то, что специфично для системы как функциональной гармонии. Отсюда вытекает решение вопроса о соотношении понятий ступени и функции в их отношении к гармонии европейской тональности. Специфическая особенность этой гармонии состоит в том, что тональность — система аккордов (каждый из которых — как бы «микролад»). Причем структурирование системы осуществляется через кварто-квинтовую связь аккордов между собой. Категория ступени по отношению к гармонической тональности двойственна (как двойственна, двухслойна и сама логическая структура тональности, «филогенетической» подосновой которой является горизонталь: мелодия, монодический лад, а реальной, «онтологической» основой — вертикаль: аккорд, аккордовый лад). Термин «ступень» имеет два значения: 1) звукоступени; 2) аккордоступени. Очевидно, что в составе одной аккордоступени — например, I — содержатся целых три звукоступени: 1, 3 и 5; притом 5 сама по себе является не тоникой — I, a доминантой — V; поэтому нецелесообразно для звукоступеней применять знаки-цифры аккордов — V, IV и т. д. Однако тот факт, что в гармонии при ступенном обозначении аккордов преобладает вторая трактовка (например, в выражении «оборот по типу V-VI» под V и VI понимаются не отдельные звуки, а трезвучия, аккорды), нисколько не отменяет и не может отменить коренного смысла первой: ступень — это звук. Общепринятый способ упорядочивания отношений между ступенями — выстраивание их в секундовый («алфавитный») ряд: I, II, III, IV, V, VI, VII, I (VIII). Ясно, что использование арифметического ряда чисел (по «порядку номеров») адекватно лишь по отношению к звукоступеням в модально-монодическом ладу, где доминирует линейная закономерность (чем больше разница в числах, тем дальше друг от друга звуки по их линии, по тесситуре, регистру). Но счет I, II, III, IV по отношению к аккордовым связям, собственно гармоническим в новом смысле слова (с XVIII в.), неправильно отражает их порядок, ибо к I ступени ближайшей (в гармоническом, тонально-функциональном смысле) является никоим образом не II (их связь естественна лишь через V или через IV), но V (и IV), как заключающая наивысшую природную связь (отношение квинты), либо — однако совсем в ином смысле — III (и VI). Широкоупотребительное применение ступенных обозначений имеет своей причиной практическое удобство в педагогике, особенно на ранних этапах обучения гармонии (в музыкальном училище). Ступенные наименования дают обозначение гармонии, но не дают ее объяснения. Они целесообразны, если надо максимально быстро передать, о каком аккорде идет речь. Почему так происходит? Ступенная нотация указывает интервал, на который отстоит данный аккорд от точки отсчета (от I ступени = тоники), причем некоторые аккорды — именно, те, которые в функциональном смысле трактуются всегда однозначно, — могут заменять собой функциональные обозначения (например, I — значит Т, V — D, IV — S), то есть принимать на себя обязанности функциональных объяснений. Однако не следует думать, что ступени могут стать знаками функций вообще, нет, они лишь становятся «и. о.» обозначений из другого ряда понятий. Удобство в использовании и легкость понимания, передачи определенной информации, конечно, несомненные достоинства (особенно в педагогической практике), но все они не могут компенсировать главного недостатка — несоответствия природе функционально-гармонических связей (ведь есть еще более легкодоступный способ передачи того, о каком аккорде идет речь: аккорд можно прочесть по названиям звуков, например ми-соль-до, и даже условиться считать, что слово «соль-си-ре» в до мажоре обозначает доминанту, тональную функцию; но ясно, что такая предельная конкретность и легкость обозначения идет за счет уже полного отказа от объяснения). В результате метод ступенного «учета» аккордов не пригоден для настоящего раскрытия функционального значения гармонии, то есть для выявления смысловой ее стороны. Для феномена тональности исключительно важна роль категории основного тона. В сущности, и тональность сама есть не что иное, как привязанность всех гармоний к одному основному тону. Поэтому выявление основного тона в аккорде принадлежит к основополагающим процессам развития ладотональной структуры. Более того: тщательно спланированное последование гармоний с их основными тонами столь же значимо и для одноголосной мелодии (эпохи «гармонической тональности»)*, пример 138. В ренессансной модальной гармонии, где принцип тональности еще не является доминирующим, категория основного тона существенна более всего на каденционном участке; посреди же построения
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |