КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Звукоступени уменьшенного лада
Тритоновый С (= Cdupl 1•3•2) родствен уменьшенному Cdim 1•2, так как 12: 4 непременно содержит в себе и 12: 2. Поэтому Cdupl здесь может считаться также и неполным видом Cdim. В последовании структур в тактах 1-10 и 11-16 заметно примешивание красок мажоро-минорной системы — чередование мажорности и минорности под главенством центров C-dur-c-moll. В результате последования различных типов структур вырисовывается схема простой двухчастной формы, где c-moll-Cdim выполняет роль «середины»: (Интересно, что начальный десятитакт по фактурной форме напоминает канон в обращении с дублированной риспостой.) Чисто модальное средство развития — изменение числа звуков ряда — показывает форму-рост, осуществляемую посредством поэтапного увеличения числа звуков и замыкаемую обычным (несовершенным, «тенорирующим») кадансом: Природа ладовости симметричных звукорядов требует специального объяснения, так как они опираются не на натуральную интервалику (как мажор, минор, старинные лады), а на искусственную (см. главу 8, § 13). Если ладовость натуральных систем поддерживается высотными связями сильнейших гармонических интервалов — квинт (кварт) и опирающихся на них терций, то ладовость симметричных более прямолинейно апеллирует к древнейшему, сильнейшему, но и элементарнейшему фактору — унисонно-октавному повторению. И термин «симметрия» (Мессиан) и идея круга (Римский-Корсаков) связаны с фиксацией этого фактора: (симметрия повторяющихся групп и высот); (круговое замыкание повторностью). Парадоксальным образом ладовость весьма изысканных и усложненных форм смыкается здесь с ладовостью самой примитивной, первичной (генетически — с ладовостью стадии выделения устоя). Разумеется, что смыкание не означает тождества, и сущностное различие также достаточно велико: древнейший принцип — утверждение развертывающегося во времени унисона,принцип симметричных ладов — тождество октавы и деление ее на такие равные (симметричные) части, движение по которым позволяет достигнуть замыкания кратчайшим путем, то есть как бы не выходя из нее, оставаясь в ней. Если движение по квинтам (и квартам) дает замыкание через 12 шагов, то движение по интервалам-модулям симметричных ладов — через 2, 3, 4, 6 шагов. Благодаря постоянной повторности тонов и отношений движение в симметричном ладу сходно по эффекту с фигурацией созвучия, являющегося ЦЭ данного лада: 12: 2 — целотонаккорд, 12: 3 — малотерцовый аккорд, 12: 4 — большетерцовый аккорд, 12: 6 — тритон (и тритонооктава). Отсюда же естественная фактурная форма симметричных ладов — точное повторение на расстоянии модуля, то есть «замедленное арпеджио», подобное фигурации уменьшенного септаккорда или увеличенного трезвучия. Отсюда же специфичная для «чистой» модальности неподвижность, подобная эффекту (временного) пребывания на одном месте при длительной фигурации одного аккорда (см. также «разработку аккорда» в главе 11). Первые сведения об одном из симметричных ладов дошли до нас от теории музыки древнего Китая, где в звуковой системе «люй-люй» кварто-квинтовая двенадцатизвучность была поделена на две части, символизирующие противоположность начал, — «ян» (юг, свет, жизнь, небо, солнце, нечетное число; совершенство, мужское начало) и «инь» (север, тьма, смерть, земля, луна, четное число; несовершенство, женское начало), пример 134. Первые известные музыкальные образцы симметричных ладов (или их элементов): Бах, 3-я английская сюита, сарабанда, такты 17-19 (звукоряд des2 [ ces2 ] b1 as1 gl f1 e1 dl cis1); Моцарт, «Музыкальная шутка», ч. III («неумелый скрипач», запутавшись в высоких позициях, играет целотонную гамму g2 а2 h2 cis3 dis3 eis3 g3 а3 h3 cis4 [d4]). Однако намеренно и систематически эту особую ладовость начали применять с XIX в.: Шопен, этюд ор. 10 № 9 f-moll (до 1833 г.), такты 9-12 середины («гамма Шопена»); Обер, опера «Бог и Баядера» (поставлена в Петербурге в 1835 г.); Глинка, «Руслан пи Людмила» («гамма Черномора»); Даргомыжский, «Каменный гость» («гамма Командора»); в сочинениях Вагнера, Листа, Дебюсси, Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова, Ребикова, Скрябина и далее у множества композиторов XX в., в особенности у Мессиана, Стравинского, А. Черепнина. Отдельные фрагменты, обороты, элементы симметричных ладов нередко возникают и в рамках обычного мажоро-минора, при отклонениях и т. д. (см., например, в каватине Кончаковны из «Князя Игоря» Бородина — при словах «Ночь, спускайся скорей», на доминантовом органном пункте). Примеры применения симметричных ладов (интервалы указываются в полутонах): I 1. Целотонный (2 2 2 2 2 2): Глинка, «Руслан и Людмила», сцена поединка Руслана с Черномором (№ 21); Бородин, «Спящая княжна»; Дебюсси, прелюдия «Паруса».
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |