КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Симметричные лады
А. Бородин. 2-я симфония, ч. I (фрагменты) В подобных чисто модальных последованиях уже начинается не просто смешение ладовых пластов (где каждый в отдельности выдержан в своем ладу), но более того — модальный синтез, то есть такое соединение, при котором различные ладовые пласты взаимопроникают друг в друга — элементы одного закрепляются внутри элементов другого, среди них (см примеры 129, 130). Модальная хроматика «вразбивку» (меткое выражение А. Д. Кастальского) иногда все же вытягивается в альтерационный хроматизм — включает ход на увеличенную приму (Мусоргский, «Хованщина», хор «Посрамихом» из III акта) либо объединяется с ней другим способом (Балакирев, «Тамара», мелодия главной темы h-moll: на фоне гармонии тоники звучит гемиольно-дорийский лад — в сочетании с эолийскими 7-6-5, — который чередуется с обычными гармоническими формами хроматики при субдоминантовой гармонии). Ряд особого рода ладов — симметричные лады — базируется на «абсолютной хроматике» энгармонически закругленной равномерной темперации. Симметричными называются лады, звукоряд которых основан на равнодольном делении октавы. Термин «симметричные лады» исходит в конечном счете от одной из мыслей О. Мессиана в его книге «Техника моего музыкального языка»: «Расположенные на ступенях нашей темперированной хроматической системы из двенадцати звуков, эти лады образуют несколько симметричных групп, причем последняя нота предшествующей группы является начальной для последующей». («Симметрия» — не значит «зеркальная», то есть обратная, симметрия; Мессиан подразумевает под симметрией периодическую повторяемость звуковой микроструктуры.) Н. А. Римский-Корсаков для выражения характера движения по равновеликим терциям (следовательно, и по другим равным интервалам) применил термин «круговые» модулирующие секвенции, «круги» равновеликих (или малых, или больших) терций. Первое теоретическое объяснение симметричных ладов принадлежит Б. Л. Яворскому. Его заслуга также доказательство того, что эти симметричные системы считаются ладами. Модальный характер симметричных ладов заключается в соблюдении специфического строения звукоряда, независимо от того, является ли строгость выдерживания симметричного звукоряда результатом (в отдельных случаях даже побочным результатом) применения других техник (например, транспонирующих секвенций) или же лежит в исходном композиционно-техническом замысле. Доказательство этого положения состоит в том, что слуховое ощущение ладовости симметричных звукорядов может возникать и координировать соответствующим образом секвенции или аккордовые фигурации без того, чтобы осознаваться как специальный эффект. Совпадение путей мелодического и аккордового движения с очертаниями симметричных ладов закономерно, ибо равнодольное деление октавы, несмотря на свой «искусственный» характер, тем не менее коренится в эстетическом явлении музыкальной симметрии и возникает таким образом на объективной основе. Движение в замкнутом круге одного и того же звукорядного комплекса с выявлением опорных и неопорных элементов системы создает эффект устойчивого пребывания в одном модусе, который достигает тем самым статуса лада. Центральным элементом (ЦЭ) такого лада оказывается, однако, не мажорное или минорное трезвучие, не квинта или кварта, а созвучие (или комплекс звуков в определенном соотношении), получающееся в результате деления 12 полутонов октавы на равные части (и с идентичным заполнением каждой ячейки): 12/6, 12/4, 12/3, 12/2· Соответственно основному структурному принципу симметричные лады получают 4 типа (наименования их зависят от ЦЭ, подобно тому как лад с мажорным трезвучием в качестве ЦЭ называется мажорным, а с ЦЭ, представленным минорным трезвучием, — минорным): I. (12/6) — целотонный лад (ЦЭ — целотонное шестизвучие); II. (12/4) — уменьшенный лад (ЦЭ — уменьшенный септаккорд); III. (12/3) — увеличенный лад (ЦЭ — увеличенное трезвучие); IV. (12/2) — тритоновый лад или дважды-лад (последний термин — Б. Л. Яворского; ЦЭ — тритон). В группах III и IV получающиеся от деления октавы сегменты могут заполняться двумя или несколькими различными способами; поэтому III и IV типы подразделяются еще на несколько конкретных видов. Теоретически возможное деление (12/12) дает полутоновую систему (строгую гемитонику), лишенную собственной структурности (внутри ячейки-полутона нет никакого дальнейшего членения) и, следовательно, стоящую особняком (структурная дифференциация при этом должна привноситься извне — в форме строго определенного интервального порядка последования звуков, то есть додекафонной серии; таким образом деление (12/12) дает результат, относящийся уже не к модальной технике). Схемы всех симметричных ладов приведены в примере 131. Основное теоретическое объяснение симметричные лады получают в русле традиции эстетической теории пропорций, что ставит их в закономерную связь с другими типами ладовых систем — с ладами мажорно-минорной системы и церковными тонами (средневеково-ренессансными ладами). Общее для всех объяснение состоит в том, что каждый из типов лада в зависимости от своего ЦЭ соответствует какой-либо из известных с древности числовых прогрессий — арифметической, гармонической и геометрической. (Образуемые ими числовые ряды, дающие ЦЭ каждой из исторических систем, приведены ниже в расчете на коэффициенты чисел колебаний, а не выражены в длинах струн, что дало бы те же ряды, но в числовой инверсии.) Арифметический ряд: 2, 3, 4 (= квинта 2: 3 и кварта 3: 4 вверх) — автентический средневековый лад; 4, 5, 6 (= большая терция 4: 5 и малая терция 5: 6 вверх) — мажор. Гармонический ряд: 1/2,1/3, 1/4 (= квинта 2: 3 и кварта 3: 4 вниз) — плагальный средневековый лад; 1/4, 1/5, 1/6 (= большая терция 4: 5 и малая терция 5: 6 вниз) — минор. Геометрический ряд: 1, 6√2, (6√2)2, (6√2)3, (6√2)4, (6√2)5 (= целотоны вверх) — симметричный лад I типа (целотоника); 1, 4√2, (4√2)2, (4√2)3 (= триполутоны вверх) — симметричный лад II типа (уменьшенный);
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |