КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Смешение ладов. Модальная хроматика
Ладовая переменчивость и нестабильность, свойственные модальной системе, проявляются не только в последовании — как чередование ладов (например, лидийского и миксолидийского В в песне Мусоргского «Спи, усни, крестьянский сын», фригийского и дорийского α в XIX вариации из «Рапсодии на тему Паганини» Рахманинова), но и в одновременности — как «врастание» друг в друга элементов различных ладовых звукорядов либо как созвучание пластов ткани, каждый из которых в отдельности находится в своем ладу. В результате такого смешения возникает структура с хроматическими интервалами, природа которых, однако, диатонична — миксодиатоническая модальная хроматика. Предпосылки модальной хроматики и первичные формы ладового смешения находятся еще в пределах мажорно-минорной тональности (XVII-XVIII вв.). Широкое распространение систематически разработанных форм ладового смешения приходится на XX в. (Стравинский, Барток, Прокофьев, Хиндемит и многие другие композиторы). В XIX в. встречаются лишь первоначальные формы смешения, однако уже явно оформившиеся в связи с интересом к модальным явлениям вообще. Можно различить два типа смешения ладов и ладовых элементов. 1. Смешение однородных ладов (гомогенное смешение) — ионийский и фригийский, дорийский и лидийский; мажор и минор (см. также параграф о мажоро-минорных системах в главе 11) и т. д. Пример: Римский-Корсаков, «Садко», 2-я картина, тема лебедей — общая тональность H-dur, мелодия в h-moll. 2. Смешение разнородных ладов (гетерогенное смешение) — мажор и пентатоника, мажор (или минор) и какой-либо из симметричных ладов (о них см. следующий параграф главы 9) и т. д. Пример: Римский-Корсаков, «Псковитянка», антракт к III акту («Лес, Царская охота, Гроза») — смешение h-moll и hmax (увеличенный). И переменность ладов на близком расстоянии (в пределах малой структурной единицы — фразы, предложения), и в особенности смешение ладов следует трактовать как проявление и различные генетические стадии полиладовости — ладоструктурного типа, получившего распространение в музыке XX в. Помимо хроматизма альтерационного, субсистемного (связанного с отклонениями), модуляционного, вводнотонного, важен также тип хроматизма, возникающего из модальных явлений (миксодиатонического по своей родовой сущности). Специфическая его особенность — избегание прямого хроматизма альтерируемых натуральных ступеней (типа c-cis-d),избегание увеличенной примы. Возникающая таким образом полиладовая хроматика может называться модальной, если она получается из перемешивания друг с другом натурально-ладовых звукорядных элементов. Существенный признак, отделяющий полидиатонический тип чередования целостных моноладовых структур от сложения их в хроматику, — отсутствие закрепления (стабилизации) данного звукоряда посредством его повторения. Поэтому к модальной хроматике следует относить и быстрое чередование различных однократно излагаемых натурально-ладовых звукорядов, суммарно сгущающихся в полутоновый ряд (см. пример 129). Лидийско-гемиольная последовательность в тактах 5-6 дает причудливый звукоряд (на узком участке без повторений звуков) h 1- a 1- ges1-f1-g1-asl, причем нигде не дается открытой хромы — альтерации натуральной ступени (альтерация есть в авторской записи — g1-gisl, но, по-видимому, более точной является запись варианта g1—asl—heses1 — по образцу такта 8, то есть как бы при четырех ключевых бемолях). 129 М. Мусоргский. «Детская», «В углу», т. 5-8 (модальная схема)
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |