КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модальное многоголосие. Натуральные лады. Модализмы
Применение модального принципа в европейской многоголосной гармонии приводит к своеобразному типу структур, причудливо смешивающих элементы функциональной (основывающейся на триаде функций S-D-T) тональности (главным образом в каденциях) с «афункциональным» мелодико-ладовым развертыванием созвучий. Четко отграничил гармонию старых, средневеково-ренессансных ладов от последующей мажорно-минорной тональности С. И. Танеев (1909 г.); венгерский теоретик Лайош Бардош назвал такую систему «модальной гармонией» (1961 г.). Вытесненная развитием тональной гармонии XVII-XIX вв., модальная гармония со второй половины XIX в. переживает возвращение (Балакирев, Шопен, Мусоргский, Римский-Корсаков и другие композиторы), в полную меру наступившее в XX в. (Рахманинов, Барток, Стравинский, Мессиан, Сухонь, Рославец, Черепнин, Шостакович, Свиридов, Буцко); отчасти это связано с повышенным вниманием к ладовой стороне народной музыки. Две эпохи модальной гармонии — до XVII в., с одной стороны, и XIX-XX вв. — с другой, значительно разнятся меж собой в отношении гармонических норм. Поэтому их целесообразно разделить при рассмотрении вопроса, обозначив терминами «старомодальная гармония» и «новомодальная гармония». Огромную проблему старомодальной гармонии мы затрагиваем здесь лишь попутно, ради минимальной полноты картины; модальная же гармония XX в. должна освещаться в специальной работе. В старомодальной гармонии основой были восемь церковных ладов (см. пример 110Г-Д). В них написаны все культовые мелодии, которые часто становились темами для сочинений-обработок (иногда и светского жанра) и по которым в подобных случаях обычно определялся лад произведения. Различие между видами старомодальной гармонии состоит в отношении их к традиционной для позднесредневековой и ренессансной музыки хроматике («musica falsa», «musica ficta»). Более старые стили модальной гармонии, начиная от раннего органума (примерно в IX-XIII вв.), обходятся либо одними только натуральными звуками церковного звукоряда (натуральная семи- ступенная диатоника, а также миксодиатоническая система «с двойным b»: b rotundum и quadratum, то есть, соответственно, си-бемоль и си-бекар; первое — в сопряжении со ступенью ля, второе — со ступенью до *),либо натуральными звуками на всем протяжении мелодии с украшающими хроматизмами данного лада в каденции. Гармония (двух-, трех-, четырехголосная и с большим числом голосов) составляется по правилам трактовки интервалов: консонансы применяются свободно, диссонансы согласно нормам «неаккордовых» звуков — задержаний, проходящих, вспомогательных, предъемов, камбиат. Смена созвучий регламентируется движением голосов, а не законами кварто-квинтовых функциональных соотношений. Целостная гармоническая структура поддерживается расположением и гармоническим соотношением каденций, а сами каденции часто определяются членением текста (клаузулы — концовки строк текста, стихотворного, а также и прозаического). Старых церковных ладов — восемь (четыре пары): Ре — I дорийский и II гиподорийский; Ми — III фригийский и IV гипофригийский; Фа — V лидийский и VI гиполидийский; Соль — VII миксолидийский и VIII гипомиксолидийский. В XVI в. (впервые у Глареана, 1547 г.) были утверждены теорией еще две пары ладов: Ля — IX эолийский и X гипоэолийский; До — XI ионийский и XII гипоионийский. Сравнительно редко встречающийся лидийский лад представлен в примере 123 характеристично и ярко звучащими каденциями с плавным разрешением в совершенные консонансы квинты и октавы. Особенно выразителен переход большой терции g-h в квинту f -с1 с вводнотоновым ходом к вершине интервала: h-->c l.Терцо-квинтовая каденция необыкновенно сочно и красиво выражает существо лидийского лада, утверждает характеристическую функцию модального лада — лидийской кварты. Все эти кадансы показывают состояние гармонии еще до превращения терций и секст в свободные опорные созвучия-консонансы (этот процесс начался в XIII в.). В пьесе все терции и сексты применяются как диссонансы — они всегда разрешаются в совершенные консонансы, которые только и трактуются как консонансы. Интересно, что октавы применяются как своеобразные созвучия, консонансы специфической окраски, а не просто удвоения унисона. Принцип гармонии — переходы от одного консонанса (звучания с минимальным напряжением) к другому через созвучия с большим напряжением (септимы, сексты, терции) со строго соблюдаемым регулированием гармонической сонантности. Линеарные функции прилегающих (вспомогательных: f-->g-->f, f-->e-->f ** Восьмизвучный миксодиатонический церковный звукоряд (с двойным — бемоль) в связи с практикой получил около конца IX в. теоретическую систематику в виде так называемой «гаммы дас и я» (см. GS I, р. 152-154): GABcdefgahc1d1 [ e1fis1g1a1 h1cis1 ]. 123 Гимн «Nato nobis» (XVI в.) и проходящих f —>g—> a, a —>g—> f) тонов строго регулируют гармоническую функцию созвучий между исходным устоем и его возвращением либо между основным устоем (f) и побочным (а) по схеме устоев грегорианского лада 6-го тона (см. ладовую структуру баса и ср. с примером 110Г, Д). Таким образом, пример 123 показывает «чистую» натуральную старомодальную систему. Но для гармонии на основе «церковных тонов» в высшей степени характерно также использование вводнотонного хроматизма, так называемой «ложной музыки» («musica ficta»). Казалось бы, хроматизм — нарушение диатонического (или миксодиатонического) модуса и может поэтому считаться аргументом против идеи модальности, если ее понимать как верность определенному предназначенному звукоряду. Однако в действительности это не так. В условиях многолосия (типично четырехголосие, я также и 3 5-6-8-голосие) и свободы применения лишь для консонансов (совершенных и несовершенных) образуется двухслойность звукоряда, при которой натуральный ряд (диатонический f с g d а e h или миксодиатонический b f с g d а e h)продолжает сохранять статус модальной основы, а вводные тоны fis, cis, gis, функционируют как стабильные ладоспе- цифические замены соответствующих натуральных тонов, как украшение в функции типичных, характерных звукорядных интонационных формул, закрепившихся за соответствующими основными и местными каденционными устоями лада. Будучи типизированными ладозвукорядными явлениями, такие формулы должны, следовательно, пониматься как особого рода модальные факторы, но только не диатонические, а хроматические. В многоголосной ткани постоянно звучат аккорды, независимо от того, каким образом они возникают (как правило, в качестве интервальных комплексов, в частности по принципу contrapunctus simplex, punctus contra punctum). Притом самостоятельной частью аккордов всегда являются только комбинации консонирующих интервалов, следовательно, только трезвучия и секстаккорды. Но поскольку выбор тонов для этих аккордов строго ограничен, то диапазон консонантных аккордов оказывается сравнительно узким и поэтому может функционировать как определенный гармонический модус. Музыка все время вращается в одном и том же круге созвучий, подобно тому как музыка старых ладов — в одном и том же звукоряде, то есть модально. В отличие от монодической модальности грегорианских ладов, ренессансную систему модальной гармонии можно поэтому называть гармонической модальностью. Ниже представлен в полном виде основной гармонический модус с ренессансной модальной гармонии (пример 124). 124 Трезвучия и «секстаккорды» Поскольку все грегорианские лады, без транспозиции, имеют один и тот же ступенеряд ([b]fcgdaeh), различаясь лишь функциями ступеней внутри модуса, и поскольку хроматические «украшения» — одни и те же для всех ладов (различаясь лишь функцией в ладу украшаемых гармоний), то и комплекс гармоний примера 124 — хотя и довольно обширный по аккордовому составу, но полностью повторяющийся во всех ладах в том же диапазоне — может выполнять функцию избранного одного и того же ряда элементов, то есть функцию модуса. Так же как семь (или восемь) тонов звукоряда составляют модус (комплекс однозвуковых элементов) для всех диатонических грегорианских мелодий, комплекс гармонических элементов для хроматизированного многоголосия составляет такой же гармонический модус — модально-гармонический лад. То, что число элементов в сравнении с монодическим модусом здесь увеличивается в 2-3 раза, компенсируется таким же (или много большим) учащением их «расходования» — в многоголосии, нормой которого в XV-XVI вв. является четырехголосие, звуки появляются во столько же раз чаще, во сколько число голосов превышает монодическое одноголосие (то есть при четырехголосии, условно говоря, в 4 раза). Для функционирования гармонического модуса как фактора именно модальной гармонии необходима его абсолютность и неподвижность,то есть отсутствие тональной модуляции, которой свойственна смена ориентира, основного звукоряда, смена модуса. В ренессансной гармонии, как правило, как раз нет модуляции, но есть каденции лада. Система каденций — при ее относительной свободе — в целом обычно подчеркивает главнейшие основные тоны лада. Так, ♦ в дорийском ладу подчеркиваются I и V, также III (прима, квинта, терция); ♦ во фригийском — I и IV, VI (прима, кварта, секста); ♦ в миксолидийском — I и V, IV (прима, квинта, кварта); ♦ в эолийском — I, V, III (прима, квинта, терция); ♦ в ионийском — I, V, III (прима, квинта, [«мажорная»] терция). (Вопреки воззрениям теоретиков того времени, на практике многоголосие имело дело с названными пятью ладами, а не с декларируемыми и в разной степени действительными для одноголосия восемью или двенадцатью.) Соотношение каденций обрисовывает, таким образом, тот или иной лад, придавая функцию устоя тем или иным центральным аккордам, хотя сам комплекс употребительных гармоний (см. пример 124) не указывает на предпочтение какой-либо одной гармонии как главной (как тоники) — в противоположность структуре классического тонального лада, где, например, уже противоречие звуков тритона в качестве «краев» лада говорит о невозможности их участия в центральном аккорде лада (поэтому к звукам тоники-трезвучия не образуется в ладу-тональности диссонанса-тритона, который потребовал бы движения-разрешения). В старой модальной гармонии центр лада еще не мыслится непременно трезвучием, он может быть представлен и унисоном, однозвучием, и октавой, и квинтой, и трезвучием (в дорийском, фригийском, миксолидийском и эолийском; притом еще и с той или с другой терцией), а иногда и в сочетании с диссонансом — задержанием кварты, септимы, ноны, с «транзитами» (проходящими или вспомогательными диссонансами), с камбиатой. Рассмотрим образец старомодальной гармонии — мадригал Палестрины «Chiara, si chiaro» (начало и окончание пьесы*), см. пример 125. Лад — эолийский а. Гармонический амбитус произведения (пример 126А) принципиально совпадает с основным гармоническим модусом (см. пример 124). * Полный текст произведения см. в издании: Палестрина. Мадригали. Киiв, 1978. С. 41-45.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1041; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |