КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тоблица 17
тов (как при альтерации, побочных доминантах, диссонирующих побочных тонах, мажоро-миноре, линеарных гармониях и т. д.). Поэтому функциональная инверсия может быть трактована, по аналогии с функциональной переменностью, как создание дополнительной системы значений практически при тех же гармонических элементах (аккордах, неаккордовых звуках, побочных тонах; разумеется, если в системе есть альтерации, мажоро-минорные смешения, побочные доминанты и т. п., то функциональная инверсия может распространяться и на них). Значение же функциональной инверсии, как уже было показано, в том, что с помощью гармонического движения, направленного обратно нормативному, возможно создание эффектов, равнозначных введению гармонических систем, основанных на диссонансе, на каких-то гармониях из ладов помимо классических мажора и минора. Возможно, пусть мимолетное, вкушение сладости запретного пока плода без обременения себя, однако, неизбежной ответственностью (то есть не переходя в какую-то иную гармоническую систему). В своих крайних выражениях это похоже на свободный полет романтической мечты, когда чувства «пробуждают духов, дремлющих в потайных уголках нашей души» (В. Г. Ваккенродер) и реализуют мечту с помощью какого-нибудь вовремя подвернувшегося под руку «волшебного напитка». Другая особенность функциональной инверсии — возможность ее проявления в любых «дозах», начиная от нуля. Возможно отвлечение от центральной функциональности и отдельного аккорда, получающего нормативное разрешение («Композитора может в большей мере интересовать решение некоторой художественной задачи через выразительность самой структуры аккорда, нежели через его связи с предыдущим и последующим, его функцию»,— пишет, рассматривая целотоновый «аккорд Лешего» из «Снегурочки» Римского-Корсакова, М. И. Ройтерштейн; см.: Введение в анализ гармонии. С. 51-52). Поэтому о функциональной инверсии следует говорить, как правило, лишь тогда, когда уже к обычным тяготениям дело свести нельзя. Конечно, и у венских классиков было сколько угодно подобных явлений, однако в качестве средств контраста. Например, в трио Менуэта из 1-й симфонии Бетховена вся середина непрерывно стоит на доминанте. Тем более это касается сонатной разработки. Часто и в побочной теме делается упор не на тонику побочной тональности, а на ее доминанту (в противовес главной с упором на тонику главной тональности). Да и внутри самого устойчивого классического периода фразы нередко завершаются неустойчивой, диссонантной гармонией (см., например, в менуэте квартета Моцарта C-dur; KV-465). О функциональной инверсии может идти речь только, если направленность к неустою составляет основу мысли или если такая направленность последовательно выдерживается, подменяя собой нормативную (пример 260). 260 А) Р. Вагнер. «Закат богов» Б) Ф. Шуберт. «Привет тебе» В) М. Глинка. «Руслан и Людмила» Г Ф. Лист. «Мефисто-вальс» (редукция) Д) А. Глазунов. 5-я симфония, ч. III Е) Н. Римский-Корсаков. «Снегурочка» (редукция) Ж) Н. Римский-Корсаков. «Майская ночь» Тем не менее грань между различными типами структур не проводима очень жестко, это требует индивидуального подхода, хотя и с учетом общего принципа. Так, упор на D g-moll во вступлении к «Онегину» Чайковского — в первую очередь показатель вступительной функции пьесы, а такой же упор на D g-moll в арии Иоланты — явная функциональная инверсия (в контексте мечтательной лирики, как бы устремленной к свету). В сравнения с аккордовыми последованиями функциональная инверсия в отдельных звуках заметна намного меньше, но тоже привносит свою экспрессию (пример 261). 261 А) Ρ. Вагнер. «Тристан и Изольда» Б) А. Бородин. «Князь Игорь» В примере 261А оказывается возможным «разрешение» октавы в нону (одновременно и диссонанса ноны в консонанс децимы) под влиянием целостности мотива (f идет в ges, обнаруживая линейную сторону аккорда; см. главу 4). В примере 261Б парадоксальным образом «альтерированный» звук (а- бекар= 5<) внутри аккорда устойчив, а «натуральный» (as = 5) полутоном ниже превращен во вспомогательный к нему. Оптимальным в технике функциональной инверсии становится соединение (часто плавное по голосоведению, с общими звуками, с ходами голосов по полутонам) данного диссонантного аккорда с другим диссонантным той же или сходной структуры, то есть подбор аккордов по принципу моноструктурной функциональности, либо скорейший приход к нему, а также гармонические эффекты, извлекаемые от соединения данного мягко диссонирующего аккорда со всеми другими, кроме его нормативного тонального разрешения (пример 262). 262 Р. Вагнер. «Тристан и Изольда» (схема) Формально совпадая с прерванными оборотами, подобные исследования, однако, по существу ими не являются, так как слух привыкает ожидать именно их, а не стандартных разрешений в тонику. Тем более, если само содержание мысли влечет слух именно к какому-то мягкому, приятному диссонансу, к ласкающей звучности, см., например, пример 263. 263 Ф. Лист. «Забытый вальс» № 1, побочная тема (редукция) Только эстетически неразвитый, консервативный слух ожидал бы здесь во втором такте непоэтичного, обедненного звучания тонического консонирующего трезвучия Fis-dur. С функциональной инверсией связана и проблема некоторых особых ладов. Так, доминантовый лад может быть (например, в «Сцене и цыганской песне» из «Испанского каприччио» Римского-Корсакова) представлен как гармонический минор со смещением (инверсией) тяготения в обратную сторону — с °Т на +D. Это заметно в некоторых сочинениях Рахманинова. Так, почти на всем протяжении прелюдии b-moll (см. пример 269) чувствуется лад доминантовый F (= Fdom), но завершается прелюдия в b-moll, и нет никакого сомнения в том, какую тональность имел в виду Рахманинов, — ведь каждая из 24 прелюдий имеет собственную, не повторяющуюся тональность. В побочной теме I части его же 4-го концерта тональность — доминантовый В, но общий каданс и заключение экспозиции — в Es-dur. То же можно сказать и о некоторых диатонических ладах (в XIX в. они понимались как «отрезки» мажорной или минорной гаммы) и о симметричных. Так, в Песне Лумира (фригийский fis)из «Млады» Римского-Корсакова все время «просвечивает» D-dur. Знаменитый хор раскольников из «Хованщины» (во фригийском e) заканчивается в a-moll. Почти абсолютно дорастает до увеличенного лада F-dur6> в хоре красных девиц царства подводного из «Садко» Римского-Корсакова. Очевидно, функциональная инверсия может давать и новое качество — производные лады. Функциональная инверсия есть процесс внутреннего перерождения старой тональной системы за счет иного использования ее же собственных элементов. Путем иного их применения оказывается возможным подвести музыку непосредственно к новой гармонии XX в. Блистательный образец этого процесса — главная тема трехчастной оркестровой фантазии Стравинского «Фейерверк» (1908). Огромная I часть пьесы целиком стоит на D тональности E-dur, и диссонантный аккорд h-dis-fis-a фактически является гармоническим центром сочинения (несмотря на то, что в репризе все же разрешается в Т, подобно использованию +Т6> в конце хора девиц царства подводного из «Садко»). Сияющий переливающимися радужными красками центральный аккорд определяет пути мелодического движения, подобно тому как в классической гармонии это зависело от ее центра — тонического трезвучия. Цель гармонии здесь — сверкающий фейерверк сонорных красок. Таким образом, функциональная инверсия оказывается одним из важнейших симптомов движения к новой гармонии. Исторически закономерно, что новая экспрессия сначала была получена с помощью того же наличного состава элементов — то есть использования имеющихся диссонансов и неустоев, как если бы они были основой лада. Освоив их в этой роли, музыка смогла далее уже «просто» положить в основу лада освоенный диссонанс.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |