КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функциональная инверсия
А) Прелюдия ор. 49 № 2 А) А. Скрябин. 2-я симфония Б) А. Скрябин. 3-я симфония В) А. Скрябин. «Поэма экстаза» (схема) можности подводить аккорд нII6 под школьную табличку альтераций звукоступеней лада: В примере 257Б то, что должно быть исключительно сильной альтерацией, с удвоенной энергией тяготения стремиться к разрешению, — «дважды» уменьшенная октава a-asas вовсе не воспринимается как таковая. В данном случае — не без влияния соперничающих функций (формула) в субсистеме Des (фактические основные тоны des-heses-ges). В других — часто под влиянием сходных причин (в примере 257В основные тоны es-c; разрешение в Т C-dur не только не является результатом особенно сильных «тяготений», а, наоборот, носит характер неожиданности; уж скорее в подобных последованиях можно было бы услышать прерванный оборот, то есть нечто диаметрально противоположное альтерации). Альтерация как-то «засыхает», иссякает источник ее функциональной энергии. Как было показано выше (см. § 22), таковым источником была линеарная энергия хроматических проходящих и вводнотонных хроматических вспомогательных. Но для того чтобы сами эти хроматико-линеарные явления ощущались отчетливо, необходимы несколько условий: ♦ наличие диатонической подосновы (альтерируемых звукоступеней); ♦ преобладание диатоники; ♦ ясность направления альтерирования; ♦ разрешение как изначально предполагаемая и действительно достигаемая цель альтерации. Когда не соблюдается совокупность названных условий, а тем более когда отсутствуют они все вместе, уже не осуществляется функция хроматически проходящего звука, и даже вводновспомогательного. Альтерация перерастает в постальтерацию. Путь этого перерастания и намечен во всех фрагментах примера 257. Третий из них (кстати, правильно нотированный автором — без всякой альтерации) лишь только чисто головным, умозрительным расчетом может быть превращен в . Услышать «сверхальтерацию» в фиктивных энгармонических интервалах dis-des вообще нельзя, несмотря на несомненное полутоновое прилегание всех звуков к тонике. Постальтерация — это техника оперирования аккордами, по структуре имеющими вид альтерированных (хроматически видоизмененных), но по своей функции уже не соответствующих альтерации, то есть применяемых свободно, практически вне подчинения первичной линии хроматических проходящих звуков. Образцы постальтерации — все сочинения Скрябина позднего периода творчества (начиная с ор. 58; например, 6-я соната, «Прометей») и многое в среднем периоде (ор. 40-50-е). Образцы развитой постальтерации представлены фрагментами сочинений А. Скрябина (пример 258). См. также: «Мечты» ор. 49 № 3, заключительный каданс; 5-я соната, связующая партия, такты 1-6 после перемены знаков на 2 бемоля; «Поэма экстаза», вступление, такты 7-9; этюд ор. 56 № 4, заключительный каданс; «Ласка в танце» ор. 57 № 2, начало; «Листок из альбома» ор. 58. Б) «Окрыленная поэма» ор. 51 № 3 В) «Загадка» ор. 52 № 2 Г) «Поэма экстаза» (схема) 259 А. Лядов. «Гримасы» У Скрябина постальтерация развилась на основе тритоновых замен и функциональных дублей («Da» и «Db» — по В. П. Дерновой). Однако в принципе это касается любых «хроматически видоизмененных» аккордов — увеличенных трезвучий, целотонных шестизвучий (которые вообще не очень удобны для «разрешения» в консонирующее трезвучие). Пример — пьеса Лядова «Гримасы» (ор. 64 № 1), построенная на эмансипированных увеличенных трезвучиях — на постальтерации (отсутствие разрешения «деформированного» трезвучия и есть «гримасы»), см. пример 259. Эволюция тональности идет не только путем расширения ее пределов. Одна из наиболее характерных тенденций развития функциональности в музыке после середины XIX в. — стремление глубоко прочувствовать экспрессию нетонических, неконсонирующих, неустойчивых, побочных элементов лада — как если бы они были значимы сами по себе, а не в их «вассальном служении» королю-тонике (и с тем, чтобы далее сделать их и основными). Особенно часто подобная тенденция проявляется в лирической музыке романтиков, композиторов рубежа XIX-XX вв. Если суть классической тональности заключается в том, что все гармонии прямо или опосредованно стремятся к центру-тонике, то новая тенденция состоит в автономности периферийных гармоний. Эту закономерность, направленную противоположно основной классической, можно поэтому назвать функциональной инверсией, то есть «обращением» тонального тяготения, поворотом его в обратную сторону (также — и соответствующие этому движения в гармонической последовательности). Сравним основные принципы тональных тяготений и движений гармонии у венских классиков и функциональную инверсию, сведя основные противопоставления в единую таблицу (см. табл. 17). Особенность функциональной инверсии в том, что своим истоком она имеет психологическое смещение интереса с центра на периферию, но не означает введение каких-то новых гармонических элемен-
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1167; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |