КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Постальтерация
Таблuцa 16
Это приводит к функциональному отождествлению тоник-антиподов, к одновременному пребыванию сразу в двух тональностях, то есть к дважды-ладу (С = Fis!). Например, в скерцо ор. 46 C-dur, такты 1-2:
Такая тональная двойственность начинается уже с того соединения, когда два функциональных дубля идут один за другим, пример 256. 256 А. Скрябин. «Танец томления» ор. 51 № 4 (схема) Естественно, тритоновая дубль-тональность может подменять функционально основную (ср. с примером 253). Отсюда, например, мнимая разнотональность прелюдии ор. 31 № l C-dur, начало которой в дубль-тональности Des-dur (с пятью бемолями при ключе) есть, следовательно, дубль-функциональное выражение обычного для традиционно мыслящего Скрябина уклона в доминантовую сторону (G) на начальном участке формы. Усиление самостоятельности функциональных дублей, обретение ими основного тона, вполне равноправного с исходным, и ряд других обстоятельств постепенно способствовали их «эмансипации», что существенно повлияло на характер использования этих — по происхождению альтерированных — гармоний. Если у венских классиков альтерация — звучание, обостряющее тяготение, как бы «нетерпеливое», причем цель альтерации тут же достигается в точном согласии с направленностью вводнотонного стремления (Бетховен, 3-я симфония, часть I, такт 22; 5-я симфония, ч. IV, такты 56-58), то со второй половины XIX в. все чаще встречаются альтерированные аккорды необыкновенно красочные и яркие, но вязкие, тонально инертные, «ленивые» (Вагнер, Григ, Скрябин). Все чаще они действуют в режиме «аккордо-лада» (см. с. 340). Даже будучи несомненными альтерациями, такие аккорды перерождаются по своему внутреннему смыслу. Если классические альтерации существуют ради более энергичного достижения цели тонального стремления, то в таких поздних альтерациях художественный интерес сосредоточивается больше на самом альтерированном аккорде, чем на его разрешении (пример 257). В примере 257А выразительно отсутствие альтерируемой 2 ступени (вместо нее фигурирует апподжиатура н3); таким образом, «натуральная» основа забыта полностью и полностью же отсутствует и само альтерирование 2-н2. Уже нет причины, да, пожалуй, и воз-
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 874; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |