КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Шопен. 3-я баллада
Р. Шуман. Крейслериана, № 4 (главная тема) В середине главной темы здесь можно найти обычную структуру тональности (с разрешением в тонику), что составляет контраст к атоникальности основных крайних (снова действие функциональной инверсии). В общей репризе конец темы изменен ради перехода к следующей пьесе. Главная тоника B-dur в результате вообще ни разу не появляется. Другие образцы: ♦ Бородин. «Князь Игорь», I акт, хор бояр «Мужайся, княгиня», начальный период, до середины (es-moll); ♦ Мусоргский. Детская песенка (A-dur); ♦ Римский-Корсаков. «Сказание о невидимом граде Китеже», Сеча при Керженце, главная тема, до ц. 192 (b-moll); ♦ Римский-Корсаков. «Млада», акт II, ц. 47, 50; акт III, сцена 2 (тень Млады); ♦ Рахманинов. «У моего окна», I часть (A-dur; вследствие функциональной инверсии экспозиционная часть I строится сходно с тем, как у классиков — середина); ♦ Лист. Багатель без тональности [h-moll], вся пьеса (созвучия, которые в контексте однозначной и сильной тональности могли бы быть приняты за сложную диссонантную тонику, но без ясного основного тона, отсюда авторское название пьесы; близко к снятой тональности); ♦ Шёнберг, Песня «Соблазн» ор. 6 № 7, I часть (Es-dur). V. Инверсионная тональность: Ц12Т+С+Ф+ То есть всё, как в обычной функциональности, но вследствие действия функциональной инверсии — либо окончание не на тонике, либо в начале нет ощущения тоники, либо и начало и конец — не на тонике (полная инверсия), либо упор не на тонику. Образцовый пример: Римский-Корсаков, «Садко», 2-я картина, хор красных девиц. Также: Римский-Корсаков, «Сказание о невидимом граде Китеже», мотив райских цветов (пример 267). 267 Н. Римский-Корсаков. «Сказание о невидимом граде Китеже» Здесь доминанта разрешается в тонику, но последняя представлена двойным задержанием на органном пункте доминанты, а в момент разрешения вступает в действие новый диссонанс. Функциональная инверсия, таким образом, — в уклонении от консонанса. Красота непрерывных мягких диссонансов создает волшебно-чарующее впечатление. Другие образцы: ♦ Шопен. Скерцо № 2 Des-dur, начало, вступление в b-moll (уклонение в тональность параллели направлено к двутональности b-Des); ♦ Мусоргский. Песня «Сиротка» — окончание не на Т; ♦ Чайковский. «Иоланта», ария Иоланты (начало и конец на D). VI. Переменная тональность: Ц 1-2 Т+ С+ Ф+ То есть: начало в одной тональности (полно выраженной и определенной), а окончание в другой. Тональности либо равноправны, либо одна главная, другая подчиненная. Примеры: ♦ Бах. Mecca h-moll, Crucifixus (основная тональность e-moll, подчиненная G-dur); ♦ Моцарт. Реквием, Rex tremendae (g-moll — d-moll); ♦ Шопен. 2-я баллада (примерно равноправные тональности F-dur-a-moll); ♦ Глинка. «Руслан и Людмила», марш Черномора (основная тональность E-dur, подчиненная C-dur); ♦ Мусоргский. «Хованщина», пляска персидок (fis-moll-G-dur); ♦ Чайковский. Романс «Мы сидели с тобой» (E-dur-cis-moll; разно-тональная сложная двухчастная форма, как бы из двух контрастных пьес; оправдывается действием внемузыкального фактора — словесного текста); ♦ Скрябин. 5-я соната (Fis-dur-Dis-dur); ♦ Шостакович. 5-я симфония, III часть, 2-я побочная тема (подчиненная тональность — f-moll, основная тональность c-moll). VII. Колеблющаяся тональность: Ц1-2-3 Т+ С+ Ф_ То есть тоника слаба (как в рыхлой тональности), поэтому центр ощущается только тогда, когда звучит данный устой. Центр меняется с каждой новой опорой, причем его тоника всегда вполне определенна, диссонанс подчинен (если он есть); функциональность не указывает на общую тонику (но безразлично обрисовывает ее в каждой опоре). От рыхлой тональности отличается тем, что там тоника в начале и в конце одна и та же, а здесь они различны. От переменной тональности отличается тем, что в той есть крупномасштабное тональное тяготение (хотя центров его оказывается не один, а два или более), а здесь его нет. Образец: Римский-Корсаков, «Садко», 4-я картина, песня Веденецкого гостя, I часть («Город каменный»). Также: Шопен, см. пример 268. Другие образцы: 4 Знаменная мелодия «Господи воззвах» I гласа (Обиход нотного пения, л. з [= 7]); центры: e-d-C-a); 4 Русская народная песня «Катенька веселая» (D-h-e); ♦ Вагнер. «Кольцо нибелунга», мотив судьбы (d-fis V); ♦ Шостакович. 5-я симфония, III часть, 1-я побочная (h-g-h-...). VIII. Многозначная тональность: Ц1=2 Т+ С+ Ф_ То есть гармония определенна, но не в одной тональности, а — в одно и то же время — в двух (примерно равным образом). От колеблющейся тональности отличается тем, что обе тональности слышатся сразу, а не попеременно. В примере 269 показана типичная ситуация тонально-двойственного доминантового лада. В примере 270 тональная двузначность [cis]=[A] состоит в том, что cis-moll, будучи «материнской» тональностью произведения,
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |