Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

П. Чайковский. 4-я симфония, ч. IV




[Allegro con fuoco]

В приведенном фрагменте не без связи с тритоновой заменой:

возникает далекое отклонение в gis-moll (= as-moll), выход из тони­ческого трезвучия которого на DDнVI6< F-dur осуществляется ходом на квинту вниз (то есть так, как мог бы осуществляться и выход из d-moll, — ходом на квинту вниз на DD F-dur). Так как все стремится непосредственно к D Fdur, изобразим последование в его отношении к этой гармонии:

(Ср. тритоновые колебания в сцене Германа и Графини из 4-й картины «Пиковой дамы» Чайковского — при словах Германа «с па­губой блажества», 4 такта, начинающиеся за 2 до ц. 59.)

Наконец, проблема тритоновых замен, функциональных дублей особенно тесно связана с гармонией А. Н. Скрябина, точнее, с гармо­нией среднего периода его творчества, который непосредственно пред­шествует позднему, принадлежащему уже полностью новой гармо­нии XX в. У Скрябина помимо тритоновой замены двойной доми­нанты и доминанты (поэма ор. 32 № 1; «Вроде вальса» ор. 47; «Поэма томления» ор. 52 № 3; скерцо ор. 46; «Листок из альбома» ор. 58) функциональное дублирование постепенно захватывает и другие функции — S (пример 254), побочные доминанты. Функция дубль-субдоминанты () использована Скрябиным и в связующей партии

5-й сонаты (такты 16-15, 13 и 11 до Meno vivo). Тональность побоч­ной партии (B-dur) готовится своей субдоминантой (такты 14-13 и 12-11)» которая представлена также и дублем (А7), причем к этой дубль-субдоминанте и направлено модуляционное движение (так­ты 20-15 до Meno vivo).

Обратимся к примеру 254.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.