КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модальная функциональность в симметричных ладах
Основная проблема гармонической функциональности в симметричных ладах XIX — начала XX в. (до Новой музыки XX в. — у Стравинского, Мессиана и др.) состоит во взаимоотношении между традиционной функциональностью «гармонической тональности» и специфической модальной функциональностью ладовых систем с симметричными звукорядами. Зародившись как ответвление от мощно разросшейся тональной системы, симметричная модальность, естественно, в определенной мере поначалу всегда смешана с тональной функциональностью. Особенно ощутима последняя в увеличенном ладу, в большетерцовых рядах мажорных или минорных трезвучий, в силу того, что только увеличенный лад имеет шаг на гармонически сильный интервал (к таковым относятся лишь квинта и большая терция). При анализе целесообразно, установив степень взаимопроникновения, строго контролировать две стороны гармонической функциональности, не разъединяя их, но и не смешивая одно с другим (не подавляя одно за счет другого). Специфически модальная функциональность (вне вопросов соотношения с dur-moll) состоит в выявлении следующих гармонических значений звуков и созвучий: 1. Установление симметрично-модального звукоряда, принадлежность к которому определяет специфику того или иного лада. 2. Выяснение конкретного способа появления модального звукоряда (появляется ли он в своем чистом виде, без внесистемных тонов; возникает ли он сразу весь или по частям; выдерживается ли он во всей ткани или в отдельных ее пластах; чередуется ли с другими рядами или выдерживается непосредственно и т. д.). 3. Определение фактурных форм лада (как дается лад): а) в горизонтальном изложении (в форме гаммообразных линий); б) в вертикальном изложении (в форме аккордов); в) в диагональном изложении (в форме группы, распределяемой и по вертикали, и по горизонтали); г) в виде какого-либо смешения этих форм друг с другом. 4. Выявление смысловой дифференциации тонов и созвучий, выделение из них опорных, устойчивых элементов лада, соотношений между ними, зависимости от них прочих элементов как ладоподчиненных; выдерживается ли система ладовых значений непрерывно или функции тонов и созвучий меняются. Каков принцип, регулирующий структуру созвучий, — моноструктурная функциональность аккордовых рядов или какой-либо еще. 5. Способы реализации ЦЭ каждого лада (см. пример 131 в главе 9): даются ли все его звуки все время вместе или же порознь (внутримодальная переменность). 6. Транспонируется ли система (есть ли модальная модуляция)? Переходит ли данная система в другую, с принципиально другим (некратным) ЦЭ, например ЦЭ12/4 в ЦЭ12/3 или ЦЭ12/6 в ЦЭ12/4 (модальная мутация или метабола)? 7. Есть ли полиладовость? Ее формы. 8. Индивидуальные особенности данного лада (также его фактурной формы). В главе 9 при разборе отрывка из «Садко» (см. пример 132) часть этих вопросов была освещена. 1. Установлены ладовые звукоряды. 2. Выявлены особенности появления модальных тонов (см. таблицу на с. 231). Дополним теперь анализ этого примера схематически краткими ответами на прочие вопросы. 3. Фактурная форма в основном — аккордовая, включая сюда и мелодически-арпеджированные аккорды; в тактах 11-16 нижний пласт получает также и гаммообразно-мелодическое движение. 4. Под влиянием общего тонального контекста главным устоем («первым среди равных») становится аккорд C-dur, второе место по значимости приобретает его антипод Fis-dur; гармонии Es-dur и A-dur находятся на третьем плане. Ладово контрастные минорные аккорды (в такте 11) предназначаются для образования функционально контрастной части («середины»). Функции звуков и созвучий не меняются, однако в заключительном кадансе модально-функциональный лад сменяется тонально-функциональным; начало (такты 1-5) образует вместе с кадансом тональное обрамление. 5. ЦЭ не сконцентрирован, а распределен. Внутримодальная переменность тонического устоя C-Fis-A-C-Es-Fis должна восприниматься не как «внезапные модуляции мажоро-минорного типа», а как фигурация ЦЭ — уменьшенного септаккорда (см. линии арпеджио). 6. Нетранспонируемая система дает развитие от С3·2·1 к С2·1, которое не является метаболой из-за кратности 12/2 и 12/4; иначе говоря, лад С3·2·1 есть также и частичная форма лада С2·1 (поэтому и нельзя говорить о метаболе). 7. Уменьшенный лад включает элементы C-dur, но, обратно-симметрично, заключительный C-dur вбирает в себя элементы уменьшенного: Смешение с мажором или минором в специальных объяснениях не нуждается.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |