Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сложение хроматической тональной системы. Омнитональность (пантональность)




Мощный процесс расширения внутренних гармонических ресур­сов лада: рост субсистем и побочных функций, альтерация и по­стальтерация, гармоническая линеарность (в особенности хромати­ческая), смешение ладов, тритоновые замены, функциональная ин­версия, развитие закономерностей симметричных ладов, эмансипация медиант и вводнотонных созвучий — привел к такому переизбытку подчиненных тонике гармоний, что так или иначе, но практически все мыслимые гармонии на каждом из двенадцати звуков (ступеней, основных тонов) хроматической гаммы под каким-нибудь предлогом могли оказаться втянутыми в тональную орбиту. Безусловным при­знаком того, что аккорд той или иной ступени вошел в состав данной тональности, является его способность идти прямо в тоническое трез­вучие (принцип, сформулированный И. В. Способиным). Но и субси­стемные аккорды, не разрешающиеся в свою (отсутствующую) мест­ную тонику, также фактически превращаются в простые тональные аккорды при основной тонике.

Двойные ступени (например, медианта мажорного лада и медиан­та минорного), если они переходят друг в друга в качестве вводнотоновых аккордов, утрачивают качество одноступенности (в двух ладо­вых вариантах; вариантноступенности), образуют две разные ступени в соотношении вводного тона, то есть малой секунды; происходит расщепление двойных ступеней (II, III, VI, VII) на две под одним «номером» при той же нумерации их с позиции семиступенного лада:

нII-[в]II, нIII-вIII, нVI-вVI, нVII-вVII.

Приведем наиболее частые функциональные значения всех сту­пеней (см. также в упомянутой выше книге Т. Зелиньского, с. 119):

Разумеется, как и в диатонике, функции не «закрепляются» за ступенями; так, в примере 273А III< = М, а в 227Е ПК = Т5<7, было бы грубой ошибкой в анализе попросту подменить номера ступеней функциональными символами.

Если собрать вместе все эти ступени как части единой системы, то получится уже не традиционная семиступенная основная гамма, а новая двенадцатиступенная. Собственно, вслед за диатоникой и расширенно-тональной мажоро-минорной системой закономерно по­является еще более расширенная тональная система — хроматиче­ская, характеризующаяся возможностью в рамках данной тонально­сти самостоятельного аккорда с основным тоном на каждой из две­надцати ступеней хроматического ряда звуков. Она становится основой гармонии в XX в., на рубеже веков происходит только ее сложение. Однако в позднеромантической гармонии практически созданы уже все ее отдельные элементы и — тем самым — возника­ют условия ладовой системы, прямо ведущие к новой гармонии XX в.

Покажем некоторые из этих элементов на кратких примерах.

В следующем фрагменте из I части 2-го концерта Рахманинова (приведен в виде схемы) субсистемным значением гармонии септаккор­да вVII< (= нI<) является ; после нее идет «дезальтерация».

Однако отсутствие и местной тоники (Тр) и аккордов, недву­смысленно тяготеющих именно в Es-dur, лишает субсистемные гар­монии их тяготений к Тр и превращает в гармонии расширенного c-moll, причем благодаря тритоновой замене нI6< = IV7 и весь оборот укладывается в T-S-D-T (пример 280).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.