КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гармония и метр
В малых формах (простой двух- и трехчастной) основных функций частей (которые призвана выявлять гармония) — три: экспозиционная, или функция изложения (начальное предложение или начальный период), срединная (развивающая часть темы) и функция утверждения (завершающая часть темы; часто — тематическая реприза). Роль гармонии в образовании начального периода особенно последовательно связана с метром, то есть с распределением в форме тяжелых и легких тактов. Согласно классической (римановской) теории метрического периода, метрические функции тактов распределяются в квадратном периоде (а он есть основной тип классического периода) следующим образом:* Функции тактов Обозначения: легкое время; - тяжелое время; — вдвойне тяжелое время; ≡втройне тяжелое время. Тяжелое время, тяжесть — не усиление звучности или опора, нажим, а заключающая способность (фактор музыкально-логический). Тяжелые такты: 8 — функция полного заключения, ответа на полузаключение 4-го такта; 4 — функция полузаключения; 2 — функция простой остановки; 6 — функция остановки и в то же время устремления к 8-му такту; как бы «ожидание». Легкие такты: 7 — функция сильнейшего устремления к такту полного заключения (= 8); 3 — функция сильного устремления к такту полузаключения (= 4); 1 — начало; функция (едва заметного) устремления к такту простой остановки (= 2); 5 — функция ответа на 1-й такт и устремления к такту остановки (= 6). Все функции легких тактов отражают функции тяжелых, которые после них следуют (поэтому при фиксации анализа легкие такты можно не отмечать). Во многих случаях слуховому усвоению метрических функций может помочь использование (предложенных еще в XVIII в.) знаков препинания: Эти четыре знака соответствуют основным метрическим функциям: ♦ после 2-го такта — остановка (,) ♦ после 4-го такта — полузаключение (;) ♦ после 6-го такта — ожидание (:) ♦ после 8-го такта — полный каданс (.) 284 М. Глинка. «Жизнь за царя» Метр определяет главнейшие (пусть и минимальные) контрасты гармонических структур в рамках классического восьмитакта (периода из двух предложений; структуры «большого предложения», типа, в тактовых группировках, — 2.2.1.1.2). Школьные задачи по гармонии обычно и моделируют одну и ту же в своей основе гармоническую структуру — именно этот квадратный период, притом моделируют именно как гармоническую структуру, то есть как определенную гармоническую формулу, определенный общий принцип построения. Указанные выше метрические функции частей формы восьмитактового периода выявляются прежде всего гармонией, гармонико-структурными контрастами. Прежде всего это два каданса — заключительный (наиболее сильное гармоническое заключение в периоде) и срединный (условно — вдвое более слабый, чем заключительный), противостоящие начальному изложению в двух предложениях (такты 1 и 5). Также — кульминационная зона в районе такта 6 (в эпоху венских классиков здесь нередко впервые появлялась гармония субдоминанты; см.: Бетховен, соната ор. 2 № 2, часть II, такты 1-8). Простейшие виды классического периода (из двух предложений) нередко даже обнаруживают наличие своеобразных гармонических формул, которые с большой вероятностью можно принимать за признаки тех или иных метрических функций и узнавать по формуле гармонической структуры то, в какой части формы находится данный оборот, то есть по гармонии узнавать функцию формы данного раздела (подобно тому, как по иной гармонической структуре можно сразу узнать, например, функцию середины простой трехчастной формы или связующую партию рондо либо сонатной формы). Это позволяет нам непосредственно слышать музыкальную форму. Так, гармония тактов 3-4 очень часто — гармонический половинный каданс; гармония 7-го такта — К64 и D7; гармония 5-го такта — повторение гармонии 1-го либо максимально близка к ней. В результате числа-номера метрических тактов оказываются выражением функций частей формы, а не простым счетом долей времени. Нередко метрические такты расходятся с графическими. Например, если бы вальс Глинки (пример 284) был записан согласно обычному способу, на 3/4, то вместо восьми тактов совершенно та же самая музыка была бы нотирована в виде шестнадцатитакта (заметим попутно, что обычный метр вальса — именно 6/4, а не 3/4, как в записи; обычный метр менуэта — 3/4). Изменилось бы что-либо в трактовке метрических тактов? Нисколько. Мы бы на слух вообще не заметили того, на сколько долей записан такт. Метрические функции имеют объективный характер и абсолютно не зависят от записи музыки в том или ином размере. Вместе с тем объективны и не зависят от записи также и гармонические структуры, точно следующие за функциями частей формы. Если метрический такт крупнее графического (в два раза; редко в четыре, очень редко в три раза), то функции частей попросту реализуются в тактах высшего порядка (см. пример 285). Здесь показательна продолжительность одной гармонии — 12/4 (равна величине метрического такта), а также то, почему гармоническая функция не меняется в третьем метрическом такте (в написанных, графических, он соответствует тактам 9-12). Смены гармонии точно следуют метрическим тактам с их структурными функциями: 2-й метрический такт — тяжелый, и поэтому после него можно не менять функцию. Те же законы метра действительны и для всех видов неквадратных построений, возникающих на основе квадратности, сильно вы- 285 П. Чайковский. «Спящая красавица» 286 И. Брамс. «Вариации на тему Гайдна» раженного метра, метрической экстраполяции. При производной неквадратности (например, при расширении) происходит либо повторение, либо изъятие определенных функций тактов (пример 286). Повторение функции 2-го и 6-го тактов гармонически выражается секвенцией. Гармонические формулы кадансов в тактах 3-4 и 7-8 сохраняются в неприкосновенности, и по ним сразу же можно определить соответствующие функции частей формы. При анализе гармонических структур периода может возникнуть представление о том, будто именно гармонические обороты и вызывают те или иные эффекты в форме. Например, если поставить полный совершенный каданс, то наступит конец периода. Это означало бы, что гармония является основным фактором формообразования. Однако это не так. В действительности метр является здесь первичным, основным фактором. Гармония же следует за ним и выявляет функции частей формы. Проверяется это тем, что, например, в конце периода каданс может оказаться не полным совершенным, а половинным; см.: Бетховен, фортепианная соната ор. 109, тема вариаций E-dur, где в конце периода — половинный каданс (другой пример — начальный период в романсе Чайковского «Ни слова, о друг мой»). В следующей паре образцов парадоксальным образом типичный кадансовый оборот (пример 287, такт 2) не свидетельствует о кадансе, а там, где каданс вне сомнения (пример 288, такт 4), наоборот, нет того, что типично для его гармонии.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |