Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сказка как тренинг жизненных умений




Наверное, многие согласятся, что самые яркие воспоминания из детства - это сказки, рассказанные на ночь тихим мелодичным голосом мамы, и веселые персонажи, рожденные, зачастую, озорным сказочным воображением. Эти воспоминания до сих пор дарят новым поколениям ощущение родительской заботы и тепла, переносят в волшебный мир детства. По мере взросления у многих не только не теряется интерес к сказкам, но и усиливается. Так появляются на свет авторские сказки. Многочисленные примеры таких сказок, которыми поголовно увлекаются и дети и взрослые, мы видим вокруг: это и сказки Г. Х. Андерсена, и забавные рассказы Туве Янсон о Мумми-троллях, и истории о Гарри Поттере… Так что же такое сказка? Что таит она в себе? Чем она так притягательна?

К анализу сказок все чаще обращаются психологи, говоря о том, что сказки влияют на развитие личности и поведения. Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления маленького ребенка. Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир. Почему, спросите вы? Давайте поразмышляем вместе, а для этого нам надо окунуться в далекое прошлое, когда еще наши прабабушки передавали старинные предания своим детям.

Издревле привилегия рассказывать сказки, воспитывая детей, принадлежала женщинам. Сидя за прялкой, рукодельничая, женщина нашептывала малышам волшебные истории, в которых заключалась нехитрая житейская мудрость. Поэтому сказка выступала как инструмент социализации. Слушая сказку, ребенок постигал окружающий мир, взаимоотношения людей, учился преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра и справедливости. На каждый новый трудный вопрос ребенка находилась своя сказка. Были сказки о сотворении мира и человека, о возникновении человеческих пороков и борьбе с ними, о мирной жизни и войне…

Современные дети точно так же благодаря сказкам обучаются стратегиям поведения в той или иной ситуации, усваивают моральные и нравственные законы жизни в человеческом сообществе. Отметим, что именно народные сказки являются примером действительно оптимального решения затруднительных проблем и вопросов, в то время как чудесные авторские сказки являются скорее средством самовыражения автора, способом решения собственных проблем, к сожалению, не всегда удачным и конструктивным. К примеру, всем известны грустные сказки Г. Х. Андерсена, которые резко подчеркивают трагизм непростой жизни великого сказочника. А тексты народных сказок оттачивались веками, полировались тысячами пересказов и сохраняли в себе крупицы житейской мудрости.

В русском фольклоре множество сказок, которые очень нравятся детям. Порой родителям кажется, что тексты сказок просты и наивны, в сюжете много повторов, а герои переходят из одной сказки в другую. Так, в сказке "Лисичка со скалочкой" подробно и последовательно говорится о хитрости лисы. Взрослый рассказал бы о ней так: "Решила лисичка обмануть людей и полакомится чем-нибудь вкусным, но за свою хитрость была наказана". Но малышу нравится сказка и нравится именно то, как по несколько раз одно за другим перечисляются все действия лисы.

Малыша увлекают повторы сюжетных ходов, логическая завершенность отдельных эпизодов и всей сказки в целом, возможность предугадать действия героев. Бесконечные повторы, простые понятные слова, внутренний ритм сказки – делают сказку понятной, успокаивающей, ребенок легко ее запоминает, что способствует развитию речи и фонематического слуха.

Метафоричность и символизм сказки позволяют развивать воображение ребенка, поскольку фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает его. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но при этом воспринимает все происходящее в нем как реальность. Этого требует его внутренний мир.

Сказка позволяет ребенку в простой и доступной форме отреагировать свои проблемы. Возникающие трудности ребенок проецирует на сказочную ситуацию, дистанцируется от них и получает возможность посмотреть на решение проблем со стороны, а затем идентифицироваться с героями сказки и принять позитивный опыт как свой собственный. Об этом важно помнить родителям, не лишая ребенка возможности читать сложные и, казалось бы, страшные сказки.

В любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка, как указывал на это Э. Берн. Конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека, под ее влиянием формируется план и линии поведения, которые осуществятся, проводя героя по всем перипетиям жизни, только уже не выдуманным, а реальным. “Скажи мне какая твоя любимая сказка, и я скажу кто ты”, - так можно перефразировать известную пословицу. Не случайно в последнее время зарождается новое направление в психологической практике – сказкотерапия, позволяющая работать с детьми и взрослыми через сказку, используя ее как чуткий инструмент переписывания неконструктивного жизненного сценария и метод диагностики психологических проблем клиента.

Зная о влиянии сказки на жизнь ребенка, можно многим помочь своему малышу. У вашего малыша есть сказка, которую он любит слушать часами? Не стоит волноваться: значит, эта сказка затрагивает какие-то действительно актуальные, решаемые ребенком именно сейчас, вопросы. Постарайтесь понять, что привлекает ребенка в сказочном сюжете, какой из героев – его любимый, почему он выбирает эту сказку. Поиграйте с ребенком, попробуйте инсценировать любимый отрывок. Это поможет малышу интегрировать полученный опыт, а Вам лучше понять своего ребенка. Пристрастие ребенка к той или иной сказке может меняться со временем, и это означает, что ребенок растет, развивается и ставит перед собой новые задачи.

Чтение сказок не стоит рассматривать как просто приятное времяпрепровождение. По сути своей это не так. Сказка – это существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, преодолевать негативные стороны личности и особенности характера. Например, жадному и эгоистичному ребенку полезно послушать сказку “О рыбаке и рыбке”, пугливому и робкому “О трусливом зайце”, шаловливому и доверчивому “Приключения Буратино” и т.д.

Проанализируйте эмоциональную проблему вашего ребенка: почему он тревожен, агрессивен, капризен – и выберите или сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать вашему ребенку решать его проблему (страх, одиночество, неуверенность, грубость и т.д.) Придумайте сказочного героя, слегка внешне и по характеру похожего на ребенка, у которого по сюжету появляется много возможностей для преодоления трудностей и препятствий. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.

И напоследок хочется сказать: дарите сказку своим детям, читайте им сказки, сочиняйте вместе, и вы приобретете незабываемый опыт общения со своими детьми, сможете лучше узнать их интересы и проблемы. А кроме того, возможно, сами найдете ответ на давно мучивший вас вопрос в мудрой, вечной, а потому прекрасной сказке.

 

Авторы статьи:

Вера БЕРЁЗОВА,

Анна ЕРШОВА,

детский центр “Умный ребенок”.

 

Опубликовано в разделе "Родительское собрание"

детского портала "Солнышко" 23 июля 2004 года.

 

Ссылка по теме:

"Книга сказок" -сказки народов мира, сказки классиков, современные авторские сказки >>>





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.