Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программы дошкольного образования




Имеющими нарушения речи, в государственных

Об организации работы с детьми,

Инструкция по технике безопасности учителя-логопеда

Вводная часть

1. Учитель-логопед должен знать и соблюдать инс­трукцию по охране жизни и здоровья детей, технике безопасности, строго соблюдать трудовую и про­изводственную дисциплину.

2. Изучать и совершенствовать безопасные приемы труда.

3. Добиваться быстрейшего устранения недостатков в работе, вызывающих несчастные случаи.

4. Строго соблюдать инструкцию по правилам безо­пасного пользования электрооборудованием, сани­тарные правила, правила пожарной безопасности и правила личной гигиены.

Перед началом работы необходимо:

1. Тщательно вымыть руки.

2. Подготовить для работы все необходимое.

3. Произвести стерилизацию логопедических зондов:

 

— кипячением в стерилизаторе;

— обработкой этиловым спиртом.

Во время работы необходимо:

1. Выполнять требования врача, связанные с охраной и укреплением здоровья детей.


Часть 1. Нормативно-правовые документы______________ 31

2. Содержать логопедические зонды в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

3. Пользоваться одноразовыми деревянными шпателями.

4. Информировать врача о своих наблюдениях за со­стоянием здоровья детей.

5. Вести необходимую документацию.

6. Следить за тем, чтобы во время занятий в руках у детей не было острых металлических предметов.

7. Лекарства, дезинфицирующие средства, спички хранить в закрытом шкафу, в недоступном для детей месте.

8. Запрещается удлинять продолжительность занятий с детьми и сокращать перерывы между ними.

9. Запрещается оставлять детей без присмотра.

Примечание автора. Приведенное выше положение регламентирует работу учителя-логопеда на дошкольном логопункте. В нем:

— определена почасовая нагрузка в неделю и распределение рабочего времени логопеда в течение дня;

— указано на возможность проведения логопедических занятий в первую и во вторую половину дня;

— указана продолжительность индивидуального и подгруппового логопедического занятия.

В документе говорится также о необходимости работы логопеда по профилактике речевых нарушений и заполнению документации, но, к сожалению, времени на выполнение этих видов работы документ не предусматривает.


32 Часть 1. Нормативно-правовые документы

образовательных учреждениях, реализующих

Приказ Департамента образования г. Москвы № 2-34-20 от 11.08.2005

Департамент образования направляет для практического использования в работе разъяснения по организации работы учителя-логопеда в государственных обра­зовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования.

Должность учителя-логопеда вводится в штатные расписания государственных образовательных учреж­дений, реализующих программы дошкольного обра­зования, с целью создания равных стартовых возможностей в начале обучения детей в школе, в связи с наблюдающимся в последнее время снижением уровня речевого развития детей дошкольного возраста; на основании решения коллегии Московского комитета образования от 24.02.2000 г. № 6/2.

Целью работы учителя-логопеда является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 4 лет 6 месяцев до 7 лет с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи.

Должность учителя-логопеда рекомендуется вводить в штатные расписания при наличии в государственном образовательном учреждении, реализующем программу дошкольного образования, не менее 25 детей с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонемати-


Часть 1. Нормативно-правовые документы 33

ческими нарушениями речи в возрасте от 4 лет 6 месяцев до 7 лет. Количество детей, с которыми проводит занятия учитель-логопед в течение месяца, составляет 15 человек.

Основными задачами учителя логопеда являются:

— формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;

— коррекция нарушений звуковосприятия и звуко-произношения;

— своевременное предупреждение и преодоление труд­ностей речевого развития;

— привитие детям навыков коммуникативного общения;

— решение задач социального и речевого развития;

— организация работы педагогов государственного образовательного учреждения, реализующего про­граммы дошкольного образования, по формированию речевого развития детей.

Учитель-логопед в течение года проводит обследование речевого развития воспитанников государственного образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования, достигших трехлетнего возраста. По результатам обследования формирует­ся списочный состав детей для коррекционной работы, утверждаемый психолого-медико-педагогической комис­сией, которая создается на основании приказа окруж­ного управления образования Департамента образования города


34 Часть 1. Нормативно-правовые документы

Москвы. Если ребенок имеет более сложные нарушения речи, учитель-логопед дает рекомендации родителям (законным представителям) о его переводе в учреждение, в котором функционируют группы компен­сирующего вида, с целью достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений.

Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуаль­ные и подгрупповые занятия. Учителю-логопеду поз­воляется проводить их с отрывом детей от занятий в группе. Продолжительность занятия не должна пре­вышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпиде­миологическими правилами и нормами» 2.4.1.1249-03. Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий, наполняемость подгрупп зависит от характе­ра нарушения речевого развития.

Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от индивидуальных особенностей детей и составляет, как правило, 6 месяцев — с детьми, имеющими фонетические и фонематические наруше­ния речи, и 12 месяцев — с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи.

Ответственность за обязательное посещение вос­питанниками занятий несут учитель-логопед, воспи­татель, руководитель образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования.

Учитель-логопед взаимодействует с педагогами госу­дарственных дошкольных образовательных учрежде­ний компенсирующего вида для детей с нарушениями речи,


Часть 1. Нормативно-правовые документы _____________ 35

врачами детских поликлиник и специалистами психолого-медико-педагогических комиссий.

Для организации работы учителя-логопеда выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеничес­ким нормам, в котором должны быть соответствующая возрасту детей мебель, настенные и индивидуальные зер­кала, логопедические зонды и шпатели, настольные игры, игрушки конструкторы, учебно-методические пособия.

Примерная документация учителя-логопеда:

— протоколы заседаний психолого-медико-педагоги­ческих комиссий по приему и выпуску детей;

— индивидуальная речевая карта;

— календарный план работы на каждый день;

— график работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем учреждения;

— журнал учета посещаемости;

— план мероприятий, направленных на профилак­тику речевых нарушений у детей (консультации и семинары для педагогов образовательного учрежде­ния и родителей (законных представителей);

— тетрадь взаимодействия с педагогами образовательно­го учреждения (рекомендации по проведению группо­вых и индивидуальных занятий в детьми в группе);

— индивидуальные тетради для коррекционной рабо­ты с детьми.


36 Часть 1. Нормативно-правовые документы

Настоящие разъяснения не распространяются на государственные дошкольные образовательные учреж­дения (группы) компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.

Примечание автора. В данном документе обозначены воз­растные границы детей, с которыми учитель-логопед прово­дит работу на логопункте — 4,5—7 лет. Однако в предыдущих документах указывалось, что работу логопед проводит только с детьми старшей и подготовительной к школе групп.

В документе также указывается, что в течение года учитель-логопед также должен провести и обследование детей 3 лет. Таким образом, речь детей младшего дошколь­ного возраста (3—4 лет) обследуют два специалиста-лого­педа: логопед детской поликлиники и логопед логопункта. Согласно рассматриваемому документу периодичность и продолжительность индивидуальных логопедических занятий определяет логопед — в зависимости от харак­тера речевого нарушения ребенка. Это позволяет лого­педу проводить не столько занятий, сколько «положено», а столько, сколько необходимо для данного ребенка.

В данном приказе также приведен список документов, которые должны заполняться специалистами логопункта. Одним из документов является тетрадь взаимодействия логопеда с воспитателями групп, с детьми которых про­водится логопедическая работа. Однако педагоги массо­вых групп детских садов не проводят такой работы. Это делается только в речевых детских садах или логопеди­ческих группах, за что воспитатели получают надбавку к зарплате. Так как воспитатели массовых групп такой надбавки не получают, специалисту логопункта рекомен­дуется использовать не тетрадь, а листок взаимодействия с воспитателями, образец которого приведен на с. 98.


Часть 1. Нормативно-правовые документы ______________ 37




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.