Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие мышления




Мышление старшего школьника становится близким мышлению взрослого. Он уже выделяет в предмете существенное, приходит (часто самостоятельно) к пониманию причин того или иного явления, связывает отдельные частные случаи в цепь закономерных фактов. Выводы, которые делает старшеклассник, как правило, вполне обоснованны. Однако бывают случаи, когда он защищает своё мнение только потому, что оно своё. Мышление юноши сравнительно с мышлением подростка отличает большая системность. Разные разделы предмета они могут самостоятельно свести в общую систему знаний; они могут точно классифицировать более частные и более общие понятия. Юноша правильно отличает достоверное от возможного и вероятного, критически обдумывают свои собственные суждения. Для юношеского возраста характерна живость ума, которая сказывается в умении быстро нащупать проблему, в смекалке, находчивости, в способности легко ориентироваться в незнакомом материале.

Одним из важнейших новообразований интеллектуальной сферы в юношеском возрасте становится развитие теоретического мышления. Мыслительная деятельность старшеклассников и студентов младших курсов более активна и самостоятельна; они более критично относятся как к преподавателям, так и к содержанию получаемых знаний. Меняется представление об интересности предмета: если младшие подростки ценят занимательность предмета и его описательную сторону, то старшеклассник интересуется тем, что неоднозначно, что не изучено, что требует самостоятельного обдумывания. Они очень ценят нестандартную форму подачи материала, эрудицию преподавателя.

Второй особенностью интеллектуального развития в юношестве следует считать выраженную тягу к обобщениям, поиску общих закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами.

Третьей характерной чертой является распространённая юношеская склонность преувеличивать свои интеллектуальные способности и силу своего интеллекта, уровень знаний и самостоятельности.

В юношестве увеличивается степень индивидуализации в интересах и способностях. Развитие познавательных функций и интеллекта в юности имеет количественную и качественную стороны. Количественная сторона отражает тот факт, что юношеский интеллект более быстр, подвижен, эффективен, чем интеллект подростка. Качественные изменения – это сдвиг в самой структуре мыслительных процессов: важно не то, с какими задачами справляется юношеский интеллект, а то, каким образом он это делает. К 15 годам появляются основы гипотетико-дедуктивного мышления, способность к абстрагированию, формулировке и перебору альтернативных гипотез, интеллектуальная рефлексия. Появление абстрактного мышления тесно связано с обучением, сформированностью учебной деятельности. Одновременно при решении конкретных жизненных задач старшеклассники проявляют незаурядную смекалку, находчивость, сообразительность, порой превосходящие способности к абстрагированию. Развитие интеллекта в юности тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы, продуктивности, оригинальности. Этот возраст стимулирует и актуализирует творческие потенции. Важнейший интеллектуальный компонент творчества – преобладание дивергентного мышления (на один вопрос может быть дано множество одинаково правильных и равноправных ответов). Юность психологически склонна к поливариантности, неоднозначности в интеллектуальной деятельности, готова освободиться от обыденных и традиционных представлений, искать новые ассоциации, строить новые связи.

Конкретные личностные свойства интеллектуально развитых юношей могут быть различными, но все они сочетаются с развитым интеллектуальным самоконтролем, выраженной мотивацией интеллектуального достижения, придания высокой личностной ценности качествам интеллекта, склонностью к самообразованию и т.д.

Умственное развитие в юношеском возрасте заключается не столько в накоплении знаний и навыков, изменении свойств и структуры интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности – индивидуально-своеобразной системы психологических средств, к которым прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности.

В познавательных процессах это выступает как стиль мышления, который тесно связан с типом нервной деятельности юноши, с типом темперамента, условиями воспитания и навыками самовоспитания.

Как указывает П.М.Якобсон, у школьников юношеского возраста мышление становится более систематическим и критическим. Возросший уровень мыслительной деятельности, развитие приёмов размышления и рассуждения, рост умения обобщать проявляется и в том, что старшие школьники глубже понимают социально-исторические явления и естественнонаучные вопросы. Как пишет М.В.Ермолаева, в эти моменты, характеризующие развитие старшего школьника: совершенствование его моторики, развитие его мышления, его общий интеллектуальный рост – создаются предпосылки для усвоения довольно сложных умений и навыков.

Как отмечает Д.И.Фельдштейн, в юношеском возрасте растёт сознательное отношение к труду и учению, познавательные интересы приобретают широкий, устойчивый и действенный характер. Мыслительная деятельность приобретает такой уровень развития процессов анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, который делает вполне возможной самостоятельную творческую деятельность в определённых областях. Для юношей и девушек становятся характерными тенденция к причинному объяснению явлений, умение аргументировать и доказывать, критичность мышления.

При переходе от ранней юности к поздней происходят качественные изменения в познавательных возможностях: речь уже идёт не только о том, сколько и какие задачи решает человек, а каким образом он это делает (нестандартный подход к уже известным проблемам; умение включать частные проблемы в более общие; умение ставить плодотворные общие вопросы даже на основе задач, сформулированных не лучшим образом и т.д.)

Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового.

Творческая активность молодого человека предполагает умение преодолеть обыденные представления, а иногда выходить за рамки строго логического следования и выводов, обращаясь к необычным связям и аналогиям, предполагает снятие различных запретов и ограничений для более полного своего проявления, свободный поиск нового и т.д. Вместе с тем сохраняется необходимость соблюдения интеллектуальной дисциплины, организованности и систематичности в работе. И особенно в них нуждаются студенты, обладающие творческими способностями, но недостаточно собранные и организованные. При прочих равных условиях, как правило, меньше шансов на успех у того, кто не умеет планировать работу, не доводит дело до конца. И наоборот, наиболее успешен (в учении, творчестве) тот, у кого сильна устремлённость на решение задач, кто умеет максимально использовать свои интеллектуальные ресурсы, которые, в свою очередь, развиваются и совершенствуются только в процессе систематической умственной работы.

Говоря о познавательной деятельности, Л.И.Божович отмечает, что «нет ни одной интеллектуальной операции в познавательной деятельности старшего школьника, которой не было бы у подростка». В самом деле старший школьник так же, как и подросток, мыслит понятиями, пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает, логически запоминает, хотя в этом отношении есть сдвиги. М.В.Гамезо и М.В.Матюхина указывают некоторые из них.

1. Если в подростковом возрасте ещё заметен разрыв в определениях конкретных и абстрактных понятий (подростки легче справляются с определением конкретных понятий), то в старшем школьном возрасте этот разрыв сглаживается. Как показывает исследование, при определении конкретных понятий подростки только в 53% случаев указывают как видовые, так и родовые признаки, в то время как старшие школьники справляются с этим в 92% случаев. При определении абстрактных понятий только 16% подростков указали на видовые и родовые признаки, в то время как среди старших школьников таких учащихся было 83%.

2. Аналогичная ситуация наблюдается и в развитии таких мыслительных операций, как сравнение, обобщение. Так, если подросток находит сходство и различие при сравнении конкретных понятий в 69% случаев, то старшие школьники – в 100% случаев, а при сравнении абстрактных понятий подросток соответственно в 22% случаев, а старшие школьники в 92% случаев. Важный показатель умственной деятельности – способность выделять существенное. В исследовании получены в этом отношении следующие данные. Подростки, производя группировку предметов, делали это по существенным признакам в 44% случаев, а старшие школьники в 70% случаев.

3. Показателем умственного развития является также умение пользоваться рациональными приёмами запоминания. Так, если подросток пользуется такими приёмами, как многократное чтение и чтение и воспроизведение, то старшие школьники наряду с этими приёмами использовали и такие приёмы, как конспектирование и подчёркивание, выделение главной мысли и сравнение с другим изученным материалом, составление плана.

Однако всё это – количественные изменения. Говоря о качественном изменении, Л.И.Божович указывает на изменение содержательной и мотивационной стороны познавательной деятельности. Если подросток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, то старшие школьники стремятся разобраться в разных точках зрения на этот вопрос и составить собственное мнение. Старшие школьники всегда хотят установить истину. Старших школьников привлекает сам ход анализа, способы доказательства не меньше, чем конкретные сведения. Юношеский возраст – это пора поисков и открытий. Старшеклассники любят исследовать и экспериментировать.

 

По Сапоговой Е. Е.:

Одним из важнейших новообразований интеллектуальной сферы в юношеском возрасте становится развитие теоретического мышле­ния. Старшеклассники и студенты младших курсов чаще задаются вопросом «почему?», их мыслительная деятельность более активна и самостоятельна; они более критично относятся как к преподавате­лям, так и к содержанию получаемых знаний. Меняется представле­ние об интересности предмета: если младшие подростки ценят зани­мательность предмета и его фактологическую и описательную сторо­ну, то старшеклассник интересуется тем, что неоднозначно, что не изучено, что требует самостоятельного обдумывания. Они очень це­нят нестандартную форму подачи материала, эрудицию преподавателя.

Второй особенностью интеллектуального развития в юношестве следует считать выраженную тягу к обобщениям, поиску общих законо­мерностей и принципов, стоящих за частными фактами. Никто так, как старшеклассники, не любит «больших» теорий и не тяготеет к гло­бальным, «космическим» обобщениям. Однако широта интересов, как правило, сочетается в юношеском возрасте с разбросанностью, отсутствием системы и метода в получении знаний и навыков — ин­теллектуальным дилетантизмом.

Третьей характерной чертой является распространенная юношес­кая склонность преувеличивать свои интеллектуальные способности и силу своего интеллекта, уровень знаний и самостоятельности, тяга к показной, вычурной интеллектуальности. Почти во всех старших клас­сах появляется некоторое число безразличных, скучающих школьни­ков, всем своим видом выражающих усталость и презрение к обыден­ным школьным знаниям; учеба кажется им прозаичной и примитив­ной по сравнению с возможностями реальной жизни; они ведут себя так, словно все, что рассказывает учитель, скучно, аксиоматично, прозаично, давно всем знакомо, не нужно и не имеет ничего общего с реальной наукой, интеллектом, «пиршеством ума». Они любят за­давать учителям «каверзные вопросы», даже получив ответ на кото­рые скорбно покачивают головой, пожимают плечами, разводят ру­ками и т.д.

Важно и то, что в юношестве увеличивается степень индивидуали­зации в интересах и способностях, причем часто разница дополняется, компенсируется негативными поведенческими реакциями. Поэтому в старших классах учитель легко выделяет группу интеллектуалов-от­личников (в современной школьной терминологии — «ботаников»), группу способных, но безалаберных учеников («богему»), группу «хро­нических троечников» и т.д.

Развитие познавательных функций и интеллекта в юности имеет количественную и качественную стороны. Первая отражает тот факт, что юношеский интеллект более быстр, подвижен, эффективен, чем интеллект подростка. Качественные изменения — это сдвиги в самой структуре мыслительных процессов: важно не то, с какими задачами справляется юношеский интеллект, а то, каким образом он это делает.

К 15 годам появляются основы гипотетико-дедуктивного мыш­ления, способность к абстрагированию, формулировке и перебору альтернативных гипотез, интеллектуальная рефлексия. Появление аб­страктного мышления тесно связано с обучением, сформированнос-тью учебной деятельности. Одновременно при решении конкретных жизненных задач старшеклассники проявляют незаурядную смекал­ку, находчивость, сообразительность, порой превосходящие способ­ности к абстрагированию. Развитие интеллекта в юности тесно связа­но с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициати­вы, продуктивности, оригинальности.

Разброс индивидуальных вариантов умственного развития в юно­шеском возрасте велик, поэтому можно встретить и старшеклассни­ков с абстрактным, теоретическим мышлением, и школьников, справ­ляющихся с задачами на конкретном уровне.

Сталкивая личность с множеством новых, противоречивых жиз­ненных ситуаций, переходный возраст стимулирует и актуализирует ее творческие потенции. Важнейший интеллектуальный компонент творчества — преобладание дивергентного мышления, с которым свя­зывают то, что на один вопрос может быть дано множество одинако­во правильных и равноправных ответов (в отличие от конвергентного мышления, предполагающего однозначное решение, снимающее про­блему как таковую). Юность психологически склонна к поливариант­ности, неоднозначности в интеллектуальной деятельности, готова освободиться от обыденных и традиционных представлений, искать новые ассоциации, строить новые связи.

Конкретные личностные свойства интеллектуально развитых юно­шей могут быть различными, но все они сочетаются с развитым ин­теллектуальным самоконтролем, выраженной мотивацией интеллек­туального достижения, придания высокой личностной ценности ка­чествам интеллекта, склонностью к самообразованию и т.д. Поскольку школьная учебная программа, как правило, регламентирована, юно­шеское творчество иногда полнее и ярче проявляется вне учебных занятий — на курсах, факультативах, в кружках, секциях, заочных школах, и т.д., где творчество может сохранять игровые формы и одновременно профессионально ориентировать старшеклассников.

Умственное развитие в юношеском возрасте заключается не столько в накоплении знаний и навыков, изменении свойств и структуры интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умствен­ной деятельности — индивидуально-своеобразной системы психоло­гических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними усло­виями деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1967; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.