Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выбор профессии




В первую очередь речь идет о профессиональном определении, фор­мирующем отношение к преподавателям как знающим, профессио­налам и т.п. Если подростки оценивают преподавателя по внешним факторам преподавания, занимательности предмета и наглядности формы обучения, то юноши делают акцент на его профессиональной компетентности и необходимости тех или иных знаний и умений для будущей профессиональной деятельности. В целом юношеская уста­новка на преподавателей более зрелая, более «взрослая», но часто она вырождается в примитивный практицизм, который переносится на отношения с преподавателями как людьми. В юношах в принципе сильно критическое отношение к людям вообще и преподавателям в частности. Но сплошь и рядом оно сочетается с пассивным, неуме­лым, внешнемотивированным отношением к учебе и самообразова­нию: например, жалобы на учебную перегрузку часто сочетаются с нежеланием работать самостоятельно, требованием давать больше материала под диктовку.

Важным моментом этой возрастной стадии является выбор буду­щей профессии. Уже на предыдущих возрастных ступенях складыва­ются представления о ряде профессий. Отношение юноши к той или иной профессии складывается на основе определенных знаний о спе­цифике профессиональной деятельности (содержания профессии, общественной потребности в ней, места приобретения профессии и т.д.), положительного или отрицательного эмоционального воспри­ятия всего, что связано с профессией: учета личностных, физичес­ких, психических и материальных возможностей.

Побуждает к выбору соответствующая ситуация, а направление определяется социальными и моральными убеждениями, правовыми взглядами, интересами, самооценками, способностями, ценностны­ми представлениями, социальными установками и т.д., выступаю­щими в качестве мотивов.

Решение о выборе профессии принимается в течение нескольких лет, проходя ряд стадий: 1) стадию фантастического выбора (до 11 лет), когда ребенок еще не умеет связывать средства с целями, размышляя о будущем, не способен рационально мыслить; 2) стадию пробного выбора (до 16-19 лет): по мере интеллектуального развития подросток или юноша все больше интересуется условиями реальности, но еще не уверен в своих способностях; постепенно фокус его внимания сдвигается с субъективных факторов к реальным обстоятельствам; 3) стадию реалистического вы­бора (после 19 лет) — разведывание, обсуждение с осведомленными лицами, осозна­ние возможности конфликта между способностями, ценностями и объективными условиями реального мира.

На протяжении многих лет опросы старшеклассников показывают, что наиболь­шей привлекательностью для большинства из них обладают творческие профессии и профессии, связанные с умственным трудом. Свыше 80% старшеклассников на воп­рос «Что вы собираетесь делать после окончания школы?» отвечают: «Учиться даль­ше». Большинство связывают собственное будущее и возможность переживания себя счастливым, свободным и самостоятельным с осуществлением интересной и увлека­тельной работы, требующей глубокой профессиональной подготовки.

Для юношей характерна также более высокая оценка своих воз­можностей и уровня достижений по сравнению с оценками препода­вателя, престижа своего учебного заведения. Референтные группы юношей также часто находятся вне стен школы, гимназии, колледжа.

В отношениях с отдельными преподавателями юноши готовы удов­летвориться более или менее специализированными отношениями интеллектуального порядка. Власть преподавателя, хотя и принимает­ся во внимание, оценивается ниже власти, например, спортивного тренера, родителей. Но умение справедливо пользоваться властью старшеклассники всегда оценивают в преподавателе высоко. Если подростки в оценке преподавателя на первое место ставят его чело­веческие качества (эмоциональный отклик, умение понять и т.д.), на второе — профессиональную компетентность, уровень знаний и ка­чество преподавания, а на третье — умение справедливо распоря­жаться властью, то юноши выше всего ценят профессионально-педа­гогические качества преподавателя. В то же время на второе место они по-прежнему ставят его человеческие качества, приписывая часто любимым преподавателям более высокий уровень эмпатии, понима­ния, даже по сравнению с родителями.

Но функции сверстников, друзей, «просветителей» в юношестве переходят к сверстникам, потребность в общении с которыми даже у очень интровертированных юношей в это время прогрессивно нара­стает. Общение со сверстниками решает целый ряд специфических задач: 1) это очень важный канал специфической информации (ко­торую нельзя или по каким-то причинам стыдно получить у взрос­лых); 2) это специфический вид деятельности и межличностных от­ношений (усвоение статусов и ролей, отработки коммуникативных навыков и стилей общения и т.д.); 3) это специфический вид эмоци­онального контакта (осознание групповой принадлежности, автоно­мия, эмоциональное благополучие и устойчивость).

Говоря об обществе сверстников, психологи имеют в виду не столько общество одновозрастных юношей и девушек, сколько лю­дей с одинаковым социальным статусом, потребностями и т.д. — то, что составляет юношескую субкультуру. В этом возрасте появляются первые дружеские и любовные привязанности достаточно длитель­ного, хотя по преимуществу романтического характера.

Выводы и заключения по Сапоговой Е.Е.

1. Юность охватывает период от 14-15 до 18 лет и подчеркивает в человеке момент сознательного самоопределения.

2. В психологических периодизациях А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эль-конина акцент ставится на новом типе ведущей деятельности — учебно-профессиональной. Л. И. Божович связывает юноше­ство с определением своего места в жизни и внутренней пози­ции, формированием мировоззрения, моральным сознанием и самосознанием.

3. Переход к юношеству связан с расширением диапазона факти­чески доступных человеку или нормативно обязательных со­циальных ролей, с расширением сферы жизнедеятельности.

4. Важнейшими новообразованиями интеллектуальной сферы в юношеском возрасте становятся: развитие теоретического (гипотетико-дедуктивного, абстрактного) мышления, философс­кая рефлексия; тяга к абстрагированию, широким обобщениям, поиску общих закономерностей и принципов, стоящих за част­ными фактами; склонность преувеличивать силу своего интел­лекта, уровень знаний и самостоятельности. Увеличивается сте­пень индивидуализации в интересах и способностях, формиру­ется индивидуальный стиль умственной деятельности.

5. Юношеский возраст связан с формированием активной жиз­ненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости, формированием убеждений и ценностей.

6. В социальном плане юношам свойственны осознание себя в качестве частицы, элемента социальной общности (социаль­ной группы, нации и т.д.), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. Расширяется круг лич-ностно значимых социальных отношений, нарастает потребность в дружеском, интимном общении.

7. В эмоционально-личностном плане юношеский возраст уязвим, так как ему свойственны противоречивость уровня притязаний и самооценки, противоречивость образа «Я», внутреннего мира и т.д. Нормы психического здоровья для юношей значительно отличаются от тех же норм для взрослых.

8. Центральное психологическое новообразование юношеского возраста — становление устойчивого самосознания и стабиль­ного образа «Я». Это связано с усилением личностного контро­ля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с от­крытием своего внутреннего мира и его эмансипацией от взрос­лых. Юноши особенно чувствительны к своим внутренним психологическим проблемам, склонны переоценивать их значи­мость.

9. В юношеском возрасте отмечается тенденция подчеркнуть соб­ственную индивидуальность, непохожесть на других.

10. Опасностью этой стадии, по Э. Эриксону, является ролевое смешение, диффузия (спутанность) «Я»-идентичности. За кри­зисом идентичности следует либо обретение «взрослой иден­тичности», либо задержка в личностном развитии (синдром па­тологии идентичности).

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребёнка. В кн. Психология личности. Тексты / под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и А.А. Пузырея. М., 1982.

2. Ермолаева М.В. Психология развития. М – Воронеж, 2000.

3. Кирилова Н.А.Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии №4, 2000.

4. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1982.

5. Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1971.

6. Психология современного подростка /ред. Д.И. Фельдштейта. М.,1987.

7. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М., 2001.

8. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под.ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.

9. Филип Райс Психология подросткового и юношеского возраста. Спб 2000.

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.