Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные подходы к выработке понятия «Национальный характер»




Понятие «Национальный характер» относятся к достаточно сложным, дискуссионным в гуманитарных исследованиях. Их изучением занимаются специалисты в области истории, этнографии, психологии, социологии, культурологии, представители тех наук, которые непосредственно обращены к человеку Сегодня возникают и новые междисциплинарные направления гуманитарного знания которые непосредственно занимаются выявлением специфики национального характера.

В нашем исследовании мы обращаемся к одной из самых молодых и перспективных наук, к этнической психологии. Этническая психология – это сложная отрасль знаний, возникшая на стыке таких наук, как психология, социология, культурология и этнология, которые в той или иной мере изучают национальные особенности психики человека и групп людей. Предметом этнической психологии как самостоятельной отросли знаний является изучение своеобразия проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей, в ее обиход вошли понятия, заимствованные из обыденной жизни людей, очень часто не имеющие четко выраженного смысла и не поддающиеся точному научно-психологическому описанию.

Первые научные исследования по теме национального характера и менталитета в этнопсихологии, начало которым было положено работами И. Гердера, Г. Гегеля, В. фон Гумбольдта и продолжено Р. Бенедикт, Г. Лебоном, Н.А. Бердяевым, Д.С. Лихачевым, П.А. Сорокиным и другими, обоснованно доказали существование национальных особенностей, которые представляют свойственное только данному народу сочетание черт характера и проявляются как определенные нормы и формы реакции на окружающий мир, а также как нормы поведения и деятельности.

Менталитет социума, национальный характер или, по определению Г. Лебона, «душа расы» – это совокупность общих психологических особенностей. Моральные и интеллектуальные качества, совокупность которых выражает душу народа, представляют собой синтез всего его прошлого, наследство всех его предков и побудительные причины его поведения. Эта совокупность образует средний тип, дающий возможность определить народ. В приложении к отдельному индивидууму черты, характеризующие «душу», могут быть недостаточным, а иногда неверным; но в приложении к большинству индивидуумов известного народа они дают достаточно верное изображение.

Изначально определение «национальный характер» использовалось в литературе о путешествиях с целью выразить образ жизни народов. Затем, говоря о национальном характере, одни подразумевали прежде всего темперамент, а другие обращали внимание на личностные черты, третьи на ценностные ориентации, отношение к труду, власти и т.п.

Проблемы национального характера давно являются предметом разносторонних научных исследований. Первые серьезные попытки были предприняты в рамках сложившейся в середине XIX в. в Германии школы психологии народов (В. Вундт, М. Лацарус, X. Штейнталь и др.). Основные идеи представителей этой школы заключались в том, что главной силой истории является народ или "дух целого", выражающий себя в искусстве, религии, языках, мифах, обычаях и т. д. - в целом, в характере народа или национальном характере.

В те времена активно отстаивалось субстанциональное существование "надындивидуальной души", подчиненной "надындивидуальной целостности", каковой является народ. Считалось, что индивидуальный характер есть продукт этого целого, звено в некой духовной социально-психологической связи целого и части. Предполагалось, что все индивиды одной нации имеют черты специфической природы, которая накладывает отпечаток как на физические, так и на духовные характеристики ее представителей. Считалось, что воздействия "телесных влияний" на душу вызывают появление общих социально-психологических качеств у разных представителей одной нации, вследствие чего все они обладают одним и тем же "народным духом" и национальным характером. Однако природа национального характера объявлялась метафизичной, а понимание ее затруднительным. Полагалось, что возможно лишь описание его проявлений, обнаруживаемых в продуктах надындивидуальной деятельности. Исходя из идеалистических философских посылок, однако, сторонники данной школы начали достаточно ценные попытки комплексного междисциплинарного изучения проблем, связанных с национальным характером и его влиянием на жизнь общества, но вскоре общие позитивистские тенденции экспериментального, а не описательного развития науки привели к их упадку. Понятно, что феномены типа национального характера и национальной психологии в целом невозможно исследовать "экспериментально", поэтому вся данная проблематика отошла в науке на задний план.

Американская этнопсихологическая школа в середине XX в. (А. Кардинер, Р.Ф. Бенедикт, М. Мид, Р. Мертон, Р. Липтон и др.) при построении целого ряда концепций национального характера исходила из существования у разных национально-этнических групп специфических национальных характеров, проявляющихся в стойких психологических чертах отдельной личности и отражающихся на "культурном поведении". Это позволяло сторонникам данной школы строить модели "средней личности" той или иной национально-этнической группы, выделяя в каждой нации "базисную личность", в которой соединены общие для ее представителей национальные черты личности и черты национальной культуры. В формировании качеств национального характера приоритет отдавался влиянию культурных и политических институтов, а также семьи в процессе воспитания ребенка. Подчеркивалось и обратное влияние "базисной личности" на нациальные институты. Многочисленные кросс-культуррные исследования показали влияние национального характера на особенности политических институтов и процессов, а также позволили выявить различающиеся черты национального характера у представителей масс и политической элиты.

Было установлено, что главной трудностью в понимании чужого национального характера является этностереотипы - склонность воспринимать и оценивать жизненные явления и черты иной культуры, а также другие национально-этнические группы сквозь призму традиций и ценностей своей группы.

В начале 50-х гг. этнопсихологическая школа изучения национального характера подверглась суровой критике, и ее авторитет серьезно упал. Одно из наиболее серьезных обвинений заключался в отстаивании слишком жестких связей и зависимостей между элементарными национальными, приобретаемыми в процессе индивидуального воспитания, привычками, и последующими способами социально-политического поведения.

Сегодня под национальным характером понимают те или иные психологические особенности, отличающие один народ от другого. Характер этноса не сумма характеров отдельных его представителей, а фиксации самых часто встречаемых черт, которые присутствуют в разной степени и в разных сочетаниях у значительного числа индивидов. Чтобы понять характер народа, нужно изучать прежде всего его историю, общественный строй и культуру; индивидуально психологические методы здесь недостаточны[4]. Уникальны не черты и не их сумма, а структура, специфика их проявления.

Среди подходов к интерпретации национального характера ведущим является социально-исторический подход, отстаивающий принцип социального и культурного детерминизма. Идея «базовой личности» Абрама Кардинера основывается на представлении о коренных личностных различиях, возникающих под влиянием разной культурной среды.

В структуру национального характера входят:

· Личностные самоопределения - определение себя относительно выработанных в обществе и осознанно принятых человеком критериев становления личности и дальнейшая реализация себя на основе этих критериев;

· Этнические стереотипы - относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей;

· Представления этноса о высших людских добродетелях и пороках;

· Эмоционально-психическая сторона традиций, привычек и обычаев;

· Структуры потребностей и вкусов;

· Проявление психической энергии сознательного и бессознательного, выраженные в произведениях искусства и литературы.

Национальный характер может быть также структурирован еще по трем признакам: социальному, культурному, собственно этническому. Проявляется изначальная детерминированность национального характера техноцивилизационными, культурно-историческими и пространственно-климатическими типами факторов.

Под национальным характером нужно понимать нечто приобретенное, полученное в процессе контактов внутри определенного сообщества людей на протяжении их многовековой жизни. Это традиционные формы реакции народа на окружающий мир, установившиеся нормы поведения и деятельности. Это совокупность важнейших способов регулирования общения, сложившихся на основании системы ценностей общества, причем эти способы усвоены как на сознательном, так и на бессознательном уровне.

Имеется несколько значительных факторов, способных заметно влиять на национальный характер. Среди них – тип общества, в котором живут люди, их язык, доминирующая религия, психофизиологическая природа нации и среда обитания.

В последнее время понятие «национальный характер» используется все реже и реже, ему на смену для обозначения психологических особенностей этнических общностей приходят понятия «ментальность» и «менталитет».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.