Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль религиозного фактора в менталитете американцев




Несмотря на то, что американцы активно пропагандируют материальные ценности, пытаются осуществить американскую мечту, в которой присутствуют все блага современной цивилизации, тем не менее, религиозный фактор играет в их жизни весьма значимую роль. Хотя уже первая поправка к Конституции США, принятая 15 декабря 1791 года, провозглашает отделение церкви от государства, которое отцами-основателями понималось как запрет на установление государственного вероисповедания, наподобие того, что имело место в Великобритании.

По мнению исследователей, американский менталитет сформировался, прежде всего, под влиянием протестантских ценностей, исповедовавшихся подавляющим большинством колонистов.

По данным 1790 г. 90% белых колонистов принадлежали к той или иной ветви протестантизма, что существенным образом влияло на дальнейшее распространение протестантских идей. Укоренненность в сознании значительной части жителей США этнических норм протестантизма во многом оказалась связана с тем, что эти нормы отразили психологию и надежды широких слоев тружеников и в исторически ограниченной форме воплотили общечеловеческие ценности: высокий социальный статус и достоинство труда, уважительное отношение к любому виду полезной людям деятельности, необходимость профессионального совершенствования, честность и обязательность в человеческих отношениях и др.

Но к концу 18 в. протестантизм стал вытесняться светской идеологией общественного договора и теорией «естественной религии», свободной от таинств и догматов.

Второе «пришествие» протестантизма и усиление его роли в американском нацио­нальном сознании исследователи относят ко второй половине XIX в.. Результатом данных тенденций стало то, что среди общих для значитель­ной части граждан США жизненных и практических установок, сформировав­шихся под влиянием протестантской этики и конкретно-исторических условий, при­сутствуют сохранение и приумножение ча­стной собственности, упорный труд и жест­кое соблюдение иерархических отношений, а также особое отношение к правам челове­ка. Мышление протестантов-переселенцев строилось в первую очередь на правовых концепциях: «Колонисты Новой Англии всеми силами пытались жить одновремен­но по закону Божьему и по закону Анг­лии... Частые обвинения в религиозной ереси, и нарушении своих собственных законов и законов Англии приучили их держаться настороже. Снова и снова им приходилось доказывать обоснованность и за­конность собственных действий»[11].

Претерпевшая существенные измене­ния под влиянием исторических условий, современная религиозная ситуация в США поражает разнообразием религиозных кон­фессий и деноминаций. «Пестрая в столь­ких своих проявлениях, американская куль­тура чрезвычайно пестра и в сфере религии. Оставаясь в основном в пределах широкого исторического движения христианства, американцы выработали в новых церков­ных общинах множество новых обще­ственных моделей (от шекеров до секты Святого Отца), создали новые, своеобраз­ные системы взглядов (к примеру, мормо­ны, учение "Христианская наука", свидете­ли Иеговы) или раздробили ту или иную церковь на культы и секты»[12].

При этом разнообразии «церковных форм» в Америке по-прежнему существует неверие в какую бы то ни было государственную церковь или в то, что между принадлежностью к церкви и принадлежностью к американ­скому государству можно поставить знак хоть бы приблизительного равенства. Это различие является решающим для свободы вероисповедания, как понимают ее сами американцы. Но парадокс, по мнению аме­риканистов, заключается в том, что сегодня Америка - страна «светская настолько, на­сколько может быть светской культура, где в начале ее развития религия играла важ­ную роль и где она вплетена в основопола­гающие принципы намертво. В то же время она религиозна настолько, насколько мо­жет быть религиозной культура, в которой жизненные цели носят мирской характер, а повседневные заботы вращаются не во­круг Бога, а вокруг человека»[13].

Согласно исследованию, проведённому в 2002 году Pew Global Attitudes Project, США — единственная из развитых стран, где большинство населения сказали, что религия играет «очень важную роль» в их жизни.

Американское правительство не ведёт официальной статистики по религии. По данным Всемирной книги фактов ЦРУ на 2007 год, 51,3 % населения США считают себя протестантами, 23,9 % — католики, 12,1 % не принадлежат к какой-либо конфессии, 1,7 % — мормоны, 1,6 % — члены другой христианской конфессии, 1,7 % — иудеи, 0,7 % — буддисты, 0,6 % — мусульмане, 2,5 % — другое или не указано, 4 % — атеисты.[14]

Протестанты разбиты на несколько церквей, поэтому католическая церковь крупнейшая. По данным ежегодника Церквей США и Канады, Римско-Католическая Церковь насчитывает в этой стране 69 млн. последователей — сообщает Христианский Мегапортал invictory.org со ссылкой на Портал-Credo.ru.

На втором месте — Южная баптистская конвенция с 16,3 млн. последователей. Третьей по количеству членов стала Объединённая методистская Церковь (около 8 млн. членов). При этом последняя цифра — меньше чем в предыдущие годы. Четвёртое место — у мормонов. Отмечается снижение количества членов в большинстве протестантских деноминаций, прежде всего в пятидесятнических.

В США действует автокефальная поместная православная церковь. Православная церковь в Америке получила автокефалию от Русской православной церкви в 1970 году. Также действует ряд православных церковных структур иной юрисдикции, самая крупная — Американская архиепископия Константинопольского Патриархата, также Патриаршие приходы в США, Русская православная церковь за границей.

Что касается религиозной ситуации по основным штатам, то например, согласно данным американского религиозного опроса среди населения Техаса 80% христиан, из них 32% населения — католики, 2% исповедуют другие религии, 12% атеисты и 6% не ответили на вопрос о религиозной принадлежности. Среди населения Флориды 76% христиан, из них 27% населения — католики, 4% исповедуют другие религии, 14% атеисты и 6% не ответили на вопрос о религиозной принадлежности.

Наиболее значительно влияние протестантизма (главным образом баптисты и методисты) на сегодняшний день ощутимо в Арканзасе.

Свои храмы постоянно посещают 83% американских евангелистов, 75% мормонов, 70% адвентистов, 69% баптистов, 66% методистов, 64% пресвитериан, 62% мусульман, 60% христиан (не относящих себя к определенной номинации), 59% католиков, 53% иудеев, 45% протестантов и 28% буддистов.

Большинство граждан Америки так же считают себя религиозными. 98% американцев верят в бога [15].

Следует отметить, что, несмотря на то, что церковь в Америке отделена от государства в официальной и неофициальной политике США часто используют религию для достижения конкретных задач.

Как отмечают специалисты, вера американского народа в собственную исключительность и мессианизм, зачастую оправдывающая действия в США в международной сфере, идущие вразрез с международно-правовыми нормами, по своей сути имеет религиозное основание

Особенности формирования различных типов американских колоний также во многом зависят от религиозных установок основателей этих колоний, по сути от религиозного фактора.

В избирательных кампаниях различного уровня, вплоть до президентских, не последнюю роль играет религиозный фактор, причем как на индивидуальном уровне (использование религиозной риторики самими кандидатами), так и на коллективном (усиление политической активности евангеликов, начиная с последней четверти XX века).

Кроме того, с конца XIX века и до настоящего времени американские политики привлекают религиозных миссионеров к решению политических задач. Более того, некоторые организации (например, мормоны) уличались российскими спецслужбами в шпионской деятельности в пользу США. Что лишний раз доказывает большое значение и большие возможности религии в современной Америке.[16]

Любопытно, что каждый пятый американец, называющий себя атеистом или агностиком, признает, что-либо он сам, либо кто-то из членов его семьи, является прихожанином какого-либо храма. Свобода вероисповедания, которую лелеют и превозносят большинство американцев,сделала возможным процветание религии во многих формах и ее глубокое влияние на формирование американского менталитета. Свобода вероисповедания укрепила и сделала жизнеспособным американское мировоззрение, придав ему жизнерадостность, ощущение того, что нет ничего невозможного, и зачастую давая мужество, необходимое для трудных, но необходимых общественных перемен.

Короткий и благополучный исторический опыт американцев сформировал их сосредоточенность на будущем и позитивные ожидания от него. Протестан­тизм, доктрины Просвещения и либерализма, а также повышенная степень адаптивности иммигрантов выставившая ярко выраженный индивидуализм, который проявляется в стремлении к личному успеху, готовности безотлага­тельно действовать и расчёту только на собственные силы.

Тесная связь между этикой и религией из-за отсутствия антиклерикально­го движения и высокая степень религиозности привели к тому, что не только нравственная, но и политическая сферы оцениваются при помощи категорий морали.

Несмотря на взаимоисключающий характер, индивидуализм и морализм уживаются в американском общественном сознании, поскольку оперирование этими категориями происходит в различных социальных сферах. Индивидуа­лизмом, как отмечалось выше, руководствуются тогда, когда надо делать, а морализмом - когда надо рассуждать о том, как надо делать правильно и справедливо.

Положения о собственной исключительности и особой миссии, которые со­ставляют американскую идентичность, свидетельствуют о том, что последняя является вариантом имперской идеи. Смешение постулатов протестантизма и доктрин Просвещения привело к своеобразному симбиозу в создании формировании национальной идентичности. Она сформулирована в виде политиче­ских идей, но поддерживается в общественном сознании в большей степени религиозной верой в них, а не рациональным убеждением.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1095; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.