КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль религиозного фактора в менталитете американцев
Несмотря на то, что американцы активно пропагандируют материальные ценности, пытаются осуществить американскую мечту, в которой присутствуют все блага современной цивилизации, тем не менее, религиозный фактор играет в их жизни весьма значимую роль. Хотя уже первая поправка к Конституции США, принятая 15 декабря 1791 года, провозглашает отделение церкви от государства, которое отцами-основателями понималось как запрет на установление государственного вероисповедания, наподобие того, что имело место в Великобритании. По мнению исследователей, американский менталитет сформировался, прежде всего, под влиянием протестантских ценностей, исповедовавшихся подавляющим большинством колонистов. По данным 1790 г. 90% белых колонистов принадлежали к той или иной ветви протестантизма, что существенным образом влияло на дальнейшее распространение протестантских идей. Укоренненность в сознании значительной части жителей США этнических норм протестантизма во многом оказалась связана с тем, что эти нормы отразили психологию и надежды широких слоев тружеников и в исторически ограниченной форме воплотили общечеловеческие ценности: высокий социальный статус и достоинство труда, уважительное отношение к любому виду полезной людям деятельности, необходимость профессионального совершенствования, честность и обязательность в человеческих отношениях и др. Но к концу 18 в. протестантизм стал вытесняться светской идеологией общественного договора и теорией «естественной религии», свободной от таинств и догматов. Второе «пришествие» протестантизма и усиление его роли в американском национальном сознании исследователи относят ко второй половине XIX в.. Результатом данных тенденций стало то, что среди общих для значительной части граждан США жизненных и практических установок, сформировавшихся под влиянием протестантской этики и конкретно-исторических условий, присутствуют сохранение и приумножение частной собственности, упорный труд и жесткое соблюдение иерархических отношений, а также особое отношение к правам человека. Мышление протестантов-переселенцев строилось в первую очередь на правовых концепциях: «Колонисты Новой Англии всеми силами пытались жить одновременно по закону Божьему и по закону Англии... Частые обвинения в религиозной ереси, и нарушении своих собственных законов и законов Англии приучили их держаться настороже. Снова и снова им приходилось доказывать обоснованность и законность собственных действий»[11]. Претерпевшая существенные изменения под влиянием исторических условий, современная религиозная ситуация в США поражает разнообразием религиозных конфессий и деноминаций. «Пестрая в стольких своих проявлениях, американская культура чрезвычайно пестра и в сфере религии. Оставаясь в основном в пределах широкого исторического движения христианства, американцы выработали в новых церковных общинах множество новых общественных моделей (от шекеров до секты Святого Отца), создали новые, своеобразные системы взглядов (к примеру, мормоны, учение "Христианская наука", свидетели Иеговы) или раздробили ту или иную церковь на культы и секты»[12]. При этом разнообразии «церковных форм» в Америке по-прежнему существует неверие в какую бы то ни было государственную церковь или в то, что между принадлежностью к церкви и принадлежностью к американскому государству можно поставить знак хоть бы приблизительного равенства. Это различие является решающим для свободы вероисповедания, как понимают ее сами американцы. Но парадокс, по мнению американистов, заключается в том, что сегодня Америка - страна «светская настолько, насколько может быть светской культура, где в начале ее развития религия играла важную роль и где она вплетена в основополагающие принципы намертво. В то же время она религиозна настолько, насколько может быть религиозной культура, в которой жизненные цели носят мирской характер, а повседневные заботы вращаются не вокруг Бога, а вокруг человека»[13]. Согласно исследованию, проведённому в 2002 году Pew Global Attitudes Project, США — единственная из развитых стран, где большинство населения сказали, что религия играет «очень важную роль» в их жизни. Американское правительство не ведёт официальной статистики по религии. По данным Всемирной книги фактов ЦРУ на 2007 год, 51,3 % населения США считают себя протестантами, 23,9 % — католики, 12,1 % не принадлежат к какой-либо конфессии, 1,7 % — мормоны, 1,6 % — члены другой христианской конфессии, 1,7 % — иудеи, 0,7 % — буддисты, 0,6 % — мусульмане, 2,5 % — другое или не указано, 4 % — атеисты.[14] Протестанты разбиты на несколько церквей, поэтому католическая церковь крупнейшая. По данным ежегодника Церквей США и Канады, Римско-Католическая Церковь насчитывает в этой стране 69 млн. последователей — сообщает Христианский Мегапортал invictory.org со ссылкой на Портал-Credo.ru. На втором месте — Южная баптистская конвенция с 16,3 млн. последователей. Третьей по количеству членов стала Объединённая методистская Церковь (около 8 млн. членов). При этом последняя цифра — меньше чем в предыдущие годы. Четвёртое место — у мормонов. Отмечается снижение количества членов в большинстве протестантских деноминаций, прежде всего в пятидесятнических. В США действует автокефальная поместная православная церковь. Православная церковь в Америке получила автокефалию от Русской православной церкви в 1970 году. Также действует ряд православных церковных структур иной юрисдикции, самая крупная — Американская архиепископия Константинопольского Патриархата, также Патриаршие приходы в США, Русская православная церковь за границей. Что касается религиозной ситуации по основным штатам, то например, согласно данным американского религиозного опроса среди населения Техаса 80% христиан, из них 32% населения — католики, 2% исповедуют другие религии, 12% атеисты и 6% не ответили на вопрос о религиозной принадлежности. Среди населения Флориды 76% христиан, из них 27% населения — католики, 4% исповедуют другие религии, 14% атеисты и 6% не ответили на вопрос о религиозной принадлежности. Наиболее значительно влияние протестантизма (главным образом баптисты и методисты) на сегодняшний день ощутимо в Арканзасе. Свои храмы постоянно посещают 83% американских евангелистов, 75% мормонов, 70% адвентистов, 69% баптистов, 66% методистов, 64% пресвитериан, 62% мусульман, 60% христиан (не относящих себя к определенной номинации), 59% католиков, 53% иудеев, 45% протестантов и 28% буддистов. Большинство граждан Америки так же считают себя религиозными. 98% американцев верят в бога [15]. Следует отметить, что, несмотря на то, что церковь в Америке отделена от государства в официальной и неофициальной политике США часто используют религию для достижения конкретных задач. Как отмечают специалисты, вера американского народа в собственную исключительность и мессианизм, зачастую оправдывающая действия в США в международной сфере, идущие вразрез с международно-правовыми нормами, по своей сути имеет религиозное основание Особенности формирования различных типов американских колоний также во многом зависят от религиозных установок основателей этих колоний, по сути от религиозного фактора. В избирательных кампаниях различного уровня, вплоть до президентских, не последнюю роль играет религиозный фактор, причем как на индивидуальном уровне (использование религиозной риторики самими кандидатами), так и на коллективном (усиление политической активности евангеликов, начиная с последней четверти XX века). Кроме того, с конца XIX века и до настоящего времени американские политики привлекают религиозных миссионеров к решению политических задач. Более того, некоторые организации (например, мормоны) уличались российскими спецслужбами в шпионской деятельности в пользу США. Что лишний раз доказывает большое значение и большие возможности религии в современной Америке.[16] Любопытно, что каждый пятый американец, называющий себя атеистом или агностиком, признает, что-либо он сам, либо кто-то из членов его семьи, является прихожанином какого-либо храма. Свобода вероисповедания, которую лелеют и превозносят большинство американцев,сделала возможным процветание религии во многих формах и ее глубокое влияние на формирование американского менталитета. Свобода вероисповедания укрепила и сделала жизнеспособным американское мировоззрение, придав ему жизнерадостность, ощущение того, что нет ничего невозможного, и зачастую давая мужество, необходимое для трудных, но необходимых общественных перемен. Короткий и благополучный исторический опыт американцев сформировал их сосредоточенность на будущем и позитивные ожидания от него. Протестантизм, доктрины Просвещения и либерализма, а также повышенная степень адаптивности иммигрантов выставившая ярко выраженный индивидуализм, который проявляется в стремлении к личному успеху, готовности безотлагательно действовать и расчёту только на собственные силы. Тесная связь между этикой и религией из-за отсутствия антиклерикального движения и высокая степень религиозности привели к тому, что не только нравственная, но и политическая сферы оцениваются при помощи категорий морали. Несмотря на взаимоисключающий характер, индивидуализм и морализм уживаются в американском общественном сознании, поскольку оперирование этими категориями происходит в различных социальных сферах. Индивидуализмом, как отмечалось выше, руководствуются тогда, когда надо делать, а морализмом - когда надо рассуждать о том, как надо делать правильно и справедливо. Положения о собственной исключительности и особой миссии, которые составляют американскую идентичность, свидетельствуют о том, что последняя является вариантом имперской идеи. Смешение постулатов протестантизма и доктрин Просвещения привело к своеобразному симбиозу в создании формировании национальной идентичности. Она сформулирована в виде политических идей, но поддерживается в общественном сознании в большей степени религиозной верой в них, а не рациональным убеждением.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1133; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |