Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гипноз. Новейший справочник. Вэкзистенциальном анализе В




В экзистенциальном анализе В. Франкла, или логотерапии (1956), основное внимание уделяется ощущению смысла жизни. Согласно его мыслям, в принципе невозможно оправдать жизнь и найти в ней смысл с помощью интеллектуального анализа и чистой логики. Необходимо попасть в такое состояние сознания, когда эмоционально и физически осознаешь, что жить стоит, и ощущаешь радость от самого факта существования. В мучительных философских изысканиях смысла жизни следует видеть не закономерную философскую тематику, а некий симптом, показывающий, что динамический жизненный поток замутнен и блокирован. Единственным эффективным решением проблемы будет не изобретение надуманных целей жизни, а глубокая внутренняя трансформация и сдвиг в сознании, восстанавливающий течение жизненной энергии. Человек, активно участвующий в процессах жизни и испытывающий живой и радостный интерес к ним, никогда не задастся вопросом, имеет ли жизнь какой-нибудь смысл. В этом своего рода особом состоянии сознания существование воспринимается как драгоценность и чудо, и его ценность очевидна.

Необходимо упомянуть и о гештальт-терапии, разработанной Ф. Перлзом (1976) и очень быстро ставшей одним из самых популярных подходов при работе с особыми состояниями сознания. На ее становление большое влияние оказали концепции 3. Фройда, экзистенциализма и особенно гештальт-психология. Основной принцип немецкой школы гештальта состоял в том, что люди не воспринимают вещи несвязанными и изолированными, а организуют их в процессе восприятия в осмысленные целостности - гештальты. В гештальт-терапии подчеркивается холистичность (целостность) - это метод личностной интеграции, основанный на идее о том, что вся природа есть единый и взаимосвязанный гештальт. Внутри этого целого органические и неорганические элементы составляют непрерывные и постоянно меняющиеся паттерны согласованной активности - «фигуры» (от лат. figura - образ, вид) и «фон» (от франц. fond - дно, основание).

Выделяют три зоны контакта с миром: внутреннюю (образованную ощущениями тела), внешнюю (идущую от осознания окружающей реальности) и среднюю (зону воображения и фантазии, в которой реализуются мысленные игры). Главное

Глава 2. Модели особых состояний сознания 97

внимание гештальт-терапия уделяет не интерпретации проблем, а повторному переживанию конфликтов и травм «здесь и теперь» с внесением осознавания во все телесные и эмоциональные процессы и завершением всех незаконченных в прошлом гештальтов. Пациента побуждают принять на себя полную ответственность за процесс и освободиться от незаконченных гештальтов. Часто в этой терапии используется индивидуальная работа в групповом контексте. Под особым контролем здесь главное условие прогресса - дыхание и полное осознание собственных телесных и эмоциональных процессов. Д. Бруле считает, что каждое состояние сознания, любая внутренняя реальность связаны с особым состоянием или качеством дыхания. Те или иные виды дыхания настраивают нас на восприятие одних вещей и на фильтрацию других. С точки зрения Бруле, согласующейся с методами йоги, изменяя способ, которым мы дышим, мы можем изменять содержание и результаты любого опыта, переживания, состояния. Например, когда человек испуган или расстроен, он обычно дышит высоким грудным поверхностным и неритмичным дыханием через нос. Переключаясь на дыхание ртом, направляя медленный глубокий поток в полость живота или сердца, человек может вернуть себе уравновешенность и испытать ощущение релаксации. Терапевт уделяет большое внимание тому, какими способами пациент прерывает свой опыт. Он устанавливает эти тенденции и способствует свободному и полному переживанию и выражению развертывающихся психологических и физиологических процессов.

Самым выдающимся представителем гуманистической психотерапии стал А. Маслоу (1969). Резкая критика им и психоанализа, и бихевиоризма состояла в том, что он настаивал: психотерапия должна сочетать объективные наблюдения с интроспекцией, в то время как бихевиоризм занимается почти исключительно внешними воздействиями, а психоанализ - интроспективными данными. А. Маслоу подчеркивает: источником информации для психологии человека должны быть человеческие данные, и, что особенно важно, - он впервые сосредоточился на психологически здоровых и самоактуализирующихся личностях, на «растущей верхушке» популяции.

Одно из крупнейших достижений А. Маслоу - проведенное им исследование опыта индивидов, у которых были спонтанные

4 Ахмедов «Гжшш»

Гипноз. Новейший справочник

мистические, или, как он их называет, «пиковые» переживания. В традиционной психиатрии к любому такому опыту обычно относятся как к серьезной психопатологии, считая его ярким признаком психотического процесса. В своем обширном и подробном труде А. Маслоу показал, что спонтанные «пиковые» переживания часто оказывались благотворными для испытавших их людей, которые после этого выказывали отчетливую тенденцию к «самореализации» и «самоактуализации». Автор предположил, что такой опыт относится к категории выше нормы, а не ниже или вне ее, и исходя из этой предпосылки заложил основы для абсолютно нового подхода к особым состояниям сознания. Патология - это ослабление человека, потеря или пока еще неосуществленность человеческих возможностей. Таким образом, болезнь, включающая в себя все обычные психиатрические понятия, и здоровье располагаются на континууме: кем человек стремится быть - кем он может стать.

Другим важным аспектом работ А. Маслоу был анализ человеческих потребностей и пересмотр теории инстинктов, что также имело огромное значение для психотерапии, работающей с особыми состояниями сознания. Он предположил, что высшие потребности представляют собой важный и аутентичный аспект структуры человеческой личности, что их нельзя сводить - как это делает психоанализ - к низшим инстинктам или рассматривать как их производные. По его мнению, высшие потребности играют важную роль в психическом здоровье людей и в развитии болезней. Основной вывод А. Маслоу: высшие ценности (метаценности) и стремление к ним (метамотивация) свойственны природе человека.

Основу клиент-центрированной психотерапии К. Роджерса составляет позитивная вера в то, что каждый организм имеет врожденную тенденцию к развитию своих оптимальных способностей так длительно, сколько он находится в оптимальной среде. Во время проведения психотерапевтических встреч (они действуют через сам факт их новизны) психотерапевт служит катализатором, с помощью которого пациент реализует свои латентные и лучшие способности для саморазвития. При этом важно не то, что психотерапевт делает, а то, что он собой представляет, и смысл (контекст) психотерапии.

Кроме того, можно еще условно выделить «соматический подход», основывающийся на применении невербальных методов,

Глава 2. Модели особых состояний сознания 99

ведущих к интеграции Я посредством сосредоточения внимания на субъективных телесных стимулах и сенсорных ответах или физических, двигательных методов интенсивного отреагирова-ния и эмоционального «наводнения», в которых акцент делается на телесном стимулировании и высвобождении чувств (первичная терапия А. Янова, биоэнергетический анализ А. Лоуэна, структурная интеграция И. Рольф, эмпирическая психотерапия Э. Гендлина и пр.).

В связи с этим исходные принципы гуманистической психотерапии состоят в том, что в современном обществе люди стали слишком интеллектуалистичными и технократичными, отдалились от собственных эмоций и ощущений, и целью психотерапии является достижение максимальной осведомленности или более высокого состояния сознания, при котором, согласно Р. Мею, «быть осведомленным о своем предназначении в мире в то же самое время означает быть предназначенным для этого». Ее терапевтические подходы разработаны в форме корректирующих эмпирических процедур, часто основанных на вхождении в особые состояния сознания и направленных на излечение от существующих отчуждения и дегуманизации. Хотя в понимании природы терапевтических взаимоотношений существуют различия, реальный «здесь и теперь» диалог является обязательным условием школ этих направлений. Психотерапевты школы К. Роджерса и экзистенциальной психотерапии имеют, по сути, вербальные отношения с пациентом, в то время как гештальт-терапия видит в этом сверхинтеллектуализацию (как часть проблемы пациента, защиту против переживаний и чувств). Во многих психотерапевтических школах основное внимание уделяется эмпирическим, невербальным и телесным средствам личностных изменений, которые способствуют не адаптации и урегулированию внутри- или межличностных конфликтов, а индивидуальному личностному росту и самоактуализации. Терапевтический союз в данном случае не является отношениями врача и пациента (как в психоаналитической психотерапии) или учителя и школьника (как в поведенческой психотерапии), а представляет собой отношение одного человека к другому. Этим самым экзистенциальная и гуманистическая психотерапия создали широкую основу как для развития совершенно новых видов психотерапии, так и для восстановления некоторых ста-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.