Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тройное описание реальности




Гипноз. Новейший справочник

По замыслу создателей, метамодель предназначена для того, чтобы научить слушающего обращать внимание на форму коммуникации говорящего. Содержание может бесконечно изменяться, но форма подачи информации дает слушающему возможность реагировать таким образом, чтобы извлечь из коммуникации весь смысл полностью. Поэтому метамодель может быть использована для следующих целей: сбора информации; выяснения значения; идентификации ограничений; обнаружения новых выборов.

В дальнейшем была разработана милтон-модель - способ обращения к метамодели, использующий специальные речевые обороты для наведения и поддержания особых состояний сознания. О ней речь пойдет ниже.

Чтобы извлечь максимум информации из любой ситуации или опыта, человеку необходимо располагать как можно большим количеством точек зрения. Поскольку каждая репрезентативная система предлагает свой путь описания реальности, а новые идеи возникают из этих различных описаний подобно тому, как белый цвет появляется, когда смешиваются все цвета радуги, любой психотерапевт не сможет успешно действовать, опираясь лишь на одну репрезентативную систему. Ему необходимы как минимум две системы: одна - для того, чтобы получать информацию, другая - чтобы интерпретировать ее другим способом.

Точно так же точка зрения любого отдельного человека будет иметь слепые пятна, вызванные его привычными способами восприятия мира, точнее - фильтрами восприятия. Развивая способность видеть мир глазами других людей, психотерапевт получает возможность видеть мир с помощью своих собственных слепых пятен. В модели самораскрытия «окно Джогари» (названной так в честь ее изобретателей Дж. Л афта1 и Г. Инграма) выделяют четыре зоны личности, содержащие информацию о ней: «арену» - зону нашего Я, о которой знает человек и знают другие люди; «видимое» - то, что знает о себе человек, но не знают другие люди; «слепое пятно» - то, что другие знают о человеке, но сам он об этом не знает; «неизвестное» - то, что скрыто и от человека, и от других людей.

Глава 3. Феномены гипноза. Понятийный аппарат ________ 141

В своих работах Дж. Гриндер и Д. Делозье (1994) выделяют, по крайней мере, три способа, с помощью которых люди могут взглянуть на свой собственный опыт - первую, вторую и третью позиции восприятия.

Во-первых, человек может смотреть на мир исключительно со своей собственной точки зрения, изнутри своей собственной реальности, не принимая в расчет ничью другую точку зрения. Психотерапевт просто думает: «Как это на меня действует?» Это первая позиция.

Во-вторых, он может представить себе, что увидел бы, почувствовал и услышал с точки зрения другого человека. Очевидно, что одна и та же ситуация или поведение могут иметь свой особый смысл для каждого человека. Поэтому для психотерапевта существенно важно оценить точку зрения другого человека и спросить себя: «Как он это видит?» Это вторая позиция, часто известная как эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека. Различают эмоциональную (основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека), когнитивную (базирующуюся на интеллектуальных процессах сравнения, аналогии и т.п.) и предикативную (проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях) эмпатии. В качестве особых форм эмпатии выделяют непосредственно сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с нкм и сочувствие-переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств Другого.

В-третьих, человек может иметь опыт наблюдения за ситуацией со стороны как совершенно независимый наблюдатель, некто, лично не включенный в ситуацию. Для обнаружения этого спросите себя: «Как это выглядит для стороннего наблюдателя?» Это даст вам объективную точку зрения, известную как третья позиция.

Гипноз. Новейший справочник

Все мы находимся попеременно в этих трех позициях: часто делая это естественным образом, мы лучше понимаем жизненные ситуации и их результаты.

Все три позиции одинаково важны, и для психотерапевта чрезвычайно важно уметь свободно менять их и переходить от одной к другой, иначе он никогда не сможет выйти за пределы односторонности, косности. Так, зафиксировавшись на первой позиции, он превратится в эгоиста; если ему станет привычна вторая позиция, он слишком легко будет подпадать под влияние чужих точек зрения; привычка же находиться в третьей позиции сделает его равнодушным, сторонним наблюдателем жизни.

Главная идея такого тройного описания заключается в том, чтобы выявлять и принимать различия в жизни, а не пытаться навязывать однородность. Вдохновения и инсайты (озарения) приходят именно из новых взглядов на многообразие реальности. Инсайт (от англ. insight - озарение, постижение) - внезапное и не выводимое из прошлого опыта осознание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы. В работах немецкого психолога В. Келера оно было противопоставлено бихевиористскому представлению о постепенном и «слепом» научении (осуществляющимся методом «проб и ошибок»), а в исследованиях психологов М. Вертхаймера и К. Дункера применено к описанию мышления и истолковано как особый акт, противопоставленный другим интеллектуальным операциям. Однообразие порождает скуку, посредственность и борьбу (так, например, из биологии известно, что только одинаковые виды вступают в конфликты и борьбу за выживание; социология и политэкономия утверждают, что войны вспыхивают тогда, когда государства претендуют на одни и те же скудные ресурсы).

Говоря о тройном описании реальности, нельзя не упомянуть о парадоксальной логике особых состояний сознания. Она тесно связана с ситуацией бессознательной коммуникации с пациентом и с так называемыми процессами первичного мышления, которые подробно анализируются в психодинамической психотерапии. Эти идеи выглядят следующим образом. В книге «Бессознательное как бесконечные множества» М. Бланко (1975) выделил два понятия из математической теории множеств, по-

Глава 3. Феномены гипноза. Понятийный аппарат __________ 143

зволяющие любопытным образом прояснить многие феномены психотерапевтической работы в особых состояниях сознания.

Одно из этих понятий - «множество», определяемое как совокупность предметов (составляющих, вещей), имеющих общий элемент. Например, мы можем выделить множество всех кошек. В нем может быть подмножество всех черных кошек. Мы можем также, если захотим, образовать множество черных предметов с подмножеством черных кошек.

Другое понятие, используемое М. Бланко, - понятие «бессознательная симметрия». Оно образует логику, лежащую в основе первичного процесса мышления. Если сознательно мы ориентируемся на асимметричную (аристотелевскую) логику (где А не может быть одновременно не-А), то бессознательно или в особых состояниях сознания воспринимаем все отношения как симметричные. Например, если начальник гневается на подчиненного, то бессознательно допускается, что подчиненный тоже гневается на начальника; если отец находится справа от ребенка, то первичное мышление тоже «думает», что ребенок находится слева от отца, ведь они связаны отношением местонахождения бок о бок и т.п.

Подобные положения имеют бесконечное число подтверждений в психотерапевтической практике. Так, если рассматривать перенос, вызывающий (как это описано в психоаналитических моделях) гипноз, то можно определить, что именно запускает этот процесс, - настоящее начинает напоминать похожую ситуацию, принадлежавшую ранее бессознательному множеству. Такое ощущение сходства между прошлым и настоящим может исходить либо от пациента, либо от психотерапевта. Чаще считают, что именно пациент приписывает составляющие прошлого опыта психотерапевту или той ситуации, которая возникает при психотерапевтическом воздействии, и реагирует на это таким образом, как если бы прошлое «разлилось» в настоящем. Здесь нельзя не вспомнить о квантовой логике фон Неймана, согласно которой помимо аристотелевских «истинно» и «ложно» существует еще состояние «может быть». Данное положение иллюстрируется множеством парадоксов. В некотором отношении это соответствует понятию логической неопределенности, но полностью исключает понятие логической бессмысленности. Кроме того, из сказанного вытекает важное следствие: мы сами создаем собствен-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.