Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гипноз. Новейший справочник. больные (в большинстве случаев истеричные) при таком воздействии сразу погружаются в гипнотический транс




больные (в большинстве случаев истеричные) при таком воздействии сразу погружаются в гипнотический транс.

Метод Фогта-Кречмера (фракционный гипноз). Обычно применяется в тех случаях, когда больной малогипнабелен и у психотерапевта нет уверенности в быстром и эффективном погружении пациента в особое состояние сознания. Больного погружают в неглубокий транс и внушают: «Сейчас я досчитаю до трех, на счете «три» вы проснетесь и откроете глаза, однако затем я снова погружу вас в гипноз, но уже более глубокий». После пробуждения пациента просят рассказать о своих ощущениях во время гипнотизирования, что мешало ему заснуть, а что, наоборот, способствовало засыпанию. Затем приступают к повторному гипнотизированию, учитывая все отрицательные и положительные моменты, выясненные при опросе больного. Таким образом, больной каждые 3-5 минут выводится из состояния дремоты, а затем вновь погружается в особое состояние сознания. Во время паузы полезно успокоить больного, попросить его расслабиться.

Э. Кречмер (1949) перед сеансом и во время пауз рекомендовал аутогенные тренировки на релаксацию, тяжесть и тепло в конечностях. После того как больной посредством самовнушения вызывает у себя тяжесть и тепло в теле, психотерапевт снова погружает его в особое состояние сознания. Способ повышает восприимчивость больного к трансу и позволяет добиваться глубокой степени транса.

И. 3. Вельвовский с соавторами (1984) несколько модифицировали метод. Больного не будят, а стимулируют ответы на вопросы, не выводя из особого состояния сознания. «Сейчас я задам вам вопросы. Вы их ясно услышите и, не выходя из состояния покоя, приятной скованности, ответите на них». В некоторых случаях больному в паузах демонстрируют, что внушения реализовались, - например, что он не может пошевелить рукой или ногой.

Описанные выше методы введения в гипноз (и их варианты) не исчерпывают всего арсенала приемов, которые позволяют психотерапевту погрузить пациента в эти состояния (мы уже упоминали, что таких методик сейчас насчитывается более ста). Преимущество их заключается только в том, что они просты, а поэтому наиболее доступны широко практикующему психотерапевту. Из реже применяемых методов вхождения в гипноз

Глава 6. Методики и техники введения в гипноз 271

можно отметить такие, как метод Кречмера-Эриксона, метод «Путаница», репетиционный метод, метод множественной диссоциации, метод «Сюрприз» и др.

Метод Кречмера-Эриксона. Психотерапевт «вяжет сетку слов» и только периодически вставляет фразу, которая содержит прямую суггестию. Эта фраза (или слово) действует с особой силой, так как у пациента создается впечатление, что он сам активно участвует в процессе лечения.

Внушение: «Вы можете делать, что хотите: сидеть или двигаться. Можете слушать меня или не слушать, можете держать глаза закрытыми или открытыми. Сядьте удобно в кресло и расслабьтесь. Вы можете ни о чем не думать или думать о чем-то приятном, вспоминать приятные события из своей жизни. Можете вообще не обращать на меня внимания. Лечение уже началось. Вам не обязательно спать; если хотите, можете дремать, если не хотите - не спите, но веки ваши тяжелеют. Резервные возможности вашего организма безграничны, действуют не мои слова, а ваши собственные возможности. Нужно только умело их использовать. Вы сейчас раскованны, дыхание ваше ровное, сердце бьется ровно и спокойно. Я вам ничего не навязываю, ничего не внушаю. Вы сами выберете из моих слов, что вам нужно. Вы хорошо слышите меня, но окружающее вам уже не мешает, оно ушло на задний план, растворилось. Вы можете на время совсем отвлечься от моих слов, представить себя на берегу моря. Вас приятно греет солнце, тело ваше теплое^ отяжелевшее. Вам не обязательно спать, это не главное, но вам так приятно, вы так хотите расслабиться и уснуть» и т.д. Методика более приемлема при коллективном наведении особых состояний сознания.

Метод «Путаница». Лучше применять его при лечении людей высокообразованных, скептически относящихся к особым состояниям сознания. Сущность метода заключается в том, что пациенту делается ряд противоречивых, взаимоисключающих, разнонаправленных внушений, требующих от него постоянного и быстрого переключения внимания. Психотерапевт просит больного поднять правую руку и не двигать левой ногой. Тут же повторяет просьбу: поднять левую и не двигать правой ногой. Сначала пациент думает, что психотерапевт ошибся и «путает» руки. Потом психотерапевт без перехода требует от больного одновременно, чтобы он не двигал руками, но одну

Гипноз. Новейший справ очник

поднял, а другой давил вниз. Движимый желанием сотрудничать с психотерапевтом, пациент стремится разобраться в этом хаосе путаных требований и приходит в такое замешательство, что рад любому разумному предложению. Психотерапевт должен вести себя невозмутимо, приказы отдавать быстро, решительно и уверенно, не позволяя пациенту опомниться. В заключение когда пациент окончательно сбит с толку, следует категоричное требование закрыть глаза и спать.

Этот метод можно несколько видоизменить. Психотерапевт начинает с житейских рассуждений о том, как легко мы часто путаем дни недели, назначаем свидание в одно время, а приходим в другое. Если пациент соглашается, что и у него так бывает, психотерапевт продолжает примерно следующим образом: «Сегодня, скажем, вторник, а можно думать, что четверг, но поскольку сегодня среда и поскольку вообще не имеет значения в данной ситуации, что сегодня - среда или понедельник, ничего не мешает вам живо вспомнить одно приключение, которое вы пережили неделю назад в понедельник, точь-в-точь такое, какое вы пережили в прошлую среду». Прислушиваясь к этим рассуждениям, пациент может считать, что в них есть какой-то смысл. Однако, стараясь ухватить его, он обращается к событиям, происшедшим с ним в среду или в понедельник. В это время делается императивное внушение забыть все, что было на этой неделе, и представить события, которые произошли с пациентом в его день рождения пять лет назад. Потом с еще большим напряжением в голосе говорят, что сейчас пациент представит себя участником этого дня рождения. Вот он сидит за столом, около него его мать и т.п. После этого более спокойно, но настойчиво пациента просят закрыть глаза и уснуть.

Репетиционный метод. Больному предлагают зрительно вообразить, что он выполняет какое-то задание в особом состоянии сознания, а затем подключить к этому другие формы воображения: слуховую, кинестетическую.

Метод множественной диссоциации. Пациенту предлагают, чтобы он вообразил себе стеклянный шарик, а затем внушают: «Вы видите в этом шарике себя. Вы жизнерадостны, счастливы и здоровы». Потом просят вообразить второй, третий и т.д., индуцируют различные, но взаимосвязанные картины, которые пациент «видит» в этих шариках.

Глава 6. Методики и техники введения в гипноз 273

Метод «Сюрприз». Пациента, с которым ведут индифферентную беседу, внезапно спрашивают: «Какой породы вон та собака?» - и указывают выразительным жестом на пустое место. Или уверенным голосом предлагают определить ценность денежных знаков, которые психотерапевт держит в руках. Внушаемый больной выполняет просьбу, хотя в руках психотерапевта находятся чистые листки нарезанной бумаги. После этого больному приказывают уснуть и проводят лечебное внушение.

Метод «5-4-3-2-1». Метод использует «согласие по инерции»: если психотерапевт хочет, чтобы пациент внутренне согласился с его внушениями, он дает ему сначала возможность несколько раз согласиться с чем-то еще. Для этого он просто комментирует то, что сейчас есть (что он видит, слышит и чувствует), а потом внушает то, чего пока нет. Выполняется в пять этапов.

Первый этап. Психотерапевт дает пациенту четыре утверждения о том, что он сейчас видит, и добавляет пятое утверждение внушающего характера. Затем делает четыре утверждения о том, что пациент слышит, и еще одно внушение; потом - четыре утверждения о том, что он чувствует, и внушение.

Второй этап. Психотерапевт дает пациенту три утверждения о том, что тот видит, и добавляет два внушения. Аналогично делает три утверждения о том, что пациент слышит и чувствует, добавляя по два внушения.

Третий этап. Делают два утверждения о том, что пациент видит, и добавляют три внушения; два утверждения о том, что пациент слышит, и три внушения; два утверждения о том, что он чувствует, и три внушения.

Четвертый этап. Одно утверждение о том, что пациент видит, плюс четыре внушения; одно утверждение о том, что он чувствует, и четыре внушения.

Пятый этап. На нем можно уже только внушать.

И наконец, возвращение из особого состояния сознания; рекомендуется делать его постепенным и максимально комфортным для пациента.

Очень важно обращать внимание пациента на то, что он в принципе способен воспринять, но, как правило, не воспринимает в обычном состоянии сознания - на очень слабые раздражители (например, на тиканье часов, дыхание, движения грудной

Гипноз. Новейший справо чник

клетки вверх-вниз и т.п.). При этом свои внушения можно маскировать, используя выражения типа «Вы видите внутренним зрением» и «Вы слышите внутренним слухом».

Метод пирамидального гипноза. Пациент фиксирует взгляд на каком-либо объекте и его глаза закрываются, после чего психотерапевт говорит: «Глубокий... глубокий сон... все глубже погружаетесь в сон. Теперь начинайте считать в обратном порядке от ста до нуля. И с каждым счетом все глубже погружаясь в сон, с каждой произнесенной цифрой... если вы собьетесь со счета, вернитесь к месту, где вы, по-вашему, сбились. Просто продолжайте считать и глубже погружайтесь в сон. Когда вы дойдете до нуля, поднимите указательный палец, чтобы показать, что вы закончили счет и достигли глубокого уровня погружения».

Когда пациент поднимет указательный палец, психотерапевт продолжает: «Хорошо, теперь я хочу, чтобы вы представили себе, как вы гуляете по парку прекрасным летним днем. В то время, как вы прогуливаетесь, чувствуя себя таким умиротворенным, таким отдохнувшим, вы видите два больших дерева и качающийся между ними гамак. Заберитесь в гамак, погрузитесь в него, расслабляясь... светит солнце, приятное и теплое.

Гамак качается влево-вправо, влево-вправо, все глубже и глубже погружая вас в сон. Пока вы лежите здесь расслабленный, все глубже засыпая, вы видите перед собой грифельную доску... вы берете кусок мела и рисуете на доске большой круг и обводите его по часовой стрелке три раза... и это еще больше погружает вас в сон.

А теперь в другом направлении, круг за кругом... и это еще больше погружает вас в сон.

Теперь вы стираете круг и начинаете писать и стирать все буквы алфавита от А до Я, и каждая буква, написанная и стертая вами, все глубже погружает вас в сон.

Напишите букву А. Отчетливо представьте ее и в то же время, как вы стираете букву А, вы все глубже погружаетесь в сон. Напишите букву Б... и стирайте ее... продолжайте писать и стирать... писать и стирать...

... Каждая буква погружает вас все глубже в сон... Если вы сбились, вернитесь к тому месту, где вы, как вам кажется, сделали ошибку. Буква не имеет значения. Продолжайте писать и стирать и с каждой буквой погружайтесь все глубже...

Глава 6. Методики и техники введения в гипноз 275

Поднимите указательный палец правой руки, когда дойдете до Я- хорошо... а теперь, в то время как я считаю в обратном порядке от пяти до нуля, вы все глубже будете погружаться в сон... все, что я говорю, погружает вас глубже... пять, четыре, три, два, один, ноль... все более глубокий сон, вы чувствуете себя намного лучше».

Возможен более углубленный вариант продолжения, использующий все пять человеческих анализаторов: «А теперь представьте, что вы снова гуляете за городом, около чудесного озера... чистого и прекрасного. От берега отчаливает лодка, лодочник приглашает вас в ней покататься. Вы влезаете в лодку, опускаетесь на мягкие подушки, погружаете пальцы в воду. Светит солнце, теплое и приятное... вода под вашими пальцами теплая. Пока лодка скользит вперед, вы водите пальцами по воде, вы так расслаблены, все глубже погружаясь в сон... глубже и глубже... а теперь лодка скользнула в тень, и здесь, когда вы проводите пальцами по воде, вода холодная как лед... очень холодная., вы с трудом держите руку в воде... вы обрадуетесь, когда лодка снова выйдет на солнце. Теперь лодка вышла на солнце и вода под ней теплая. Пока лодка скользит вперед, вы все глубже и глубже погружаетесь в сон... Лодка вплывает в туннель, ведущий в чудесный грот... разливается мягкий голубой свет, и вы все больше и больше расслабляетесь. Вы видите красивые картины на стене... чудесные картины, написанные в мягких тонах... вы слышите тихую музыку... вашу любимую мелодию... Красивая тихая музыка, похожая на колыбельную, все больше убаюкивает вас.

А теперь лодка выплывает на яркий солнечный свет, и, пока она скользит вдоль берега, вы видите чудесные цветы... душистые, прекрасные цветы с восхитительным запахом. Вы подплываете к берегу, выходите из лодки и поднимаетесь по поросшему зеленой травой холму, на котором растет яблоня... вы видите несколько чудесных красных яблок и срываете одно, откусываете кусочек... яблоко вкусное и сладкое, очень приятное».

Метод «Тройная спираль Милтона Эриксона». Психотерапевт начинает рассказывать некую историю, примерно в середине прерывает ее и начинает рассказывать вторую историю, которую тоже прерывает в середине. Затем он полностью рассказывает третью историю, и заканчивает вторую историю, после чего за-

Гипноз. Новейший справо чник

вершает самую первую. Первая и вторая истории полностью осознаются и запоминаются пациентом, а третья забывается (причем очень быстро), поэтому в нес психотерапевт и включает инструкцию для бессознательного пациента.

Гипноарома-метод (Т. И. Ахмедов, 1999). Мы довольно часто применяем его в своей практике для введения в гипноз. На поверхность помещенного в керамическую амфору специального композита величиной с пятикопеечную монету наносится несколько миллилитров индивидуально подобранных эфирных ароматических масел. Амфору подвешивают на халат. Затем психотерапевт садится напротив пациента на расстоянии 30 см и дает установку не мигая смотреть ему на переносицу. Через 5-10 секунд, закрыв пациенту глаза, приближает его голову к своему халату. Глубоко вдыхая ароматы, пациент через одну-две минуты входит в особое состояние сознания.

Гипнопунктура - синтез гипноза и акупунктуры (Т. И. Ахмедов, В. А. Курило, 2002). Метод заключается в воздействии иглами на точки акупунктуры и одновременном введении в особое состояние сознания с применением сенсорной и вербальной перегрузки на фоне арома-музыкотерапии.

Метод «Плацебо». Психотерапевт берет стограммовую емкость с пульверизатором, наполненную водой, предварительно сообщив, что жидкость особенная, способствует расслаблению и вхождению в гипноз. Затем предлагает пациенту фиксировать взгляд на неподвижной точке и начинает понемногу сзади орошать водой ему шею, говоря: «В то время как я выливаю особую жидкость на вашу шею, вы расслабляетесь и погружаетесь в глубокий сон... глаза слипаются... очень сонные... жидкость расслабляет вас... глаза закрыты... все более глубокий сон».

В гипнозе Эриксона особые состояния сознания часто вызываются применением невербальных технических приемов.

Метод «Наведение рычагов». Он состоит в том, что пациенту на начальных.этапах наведения гипноза внушается связь какого-либо, обычно имеющего четко очерченное завершение, события с углублением транса. Например, психотерапевт поднимает руку гипнотизируемого и производит внушение: «По мере того как ваша рука будет опускаться, состояние вашего транса будет углубляться, и как только ваша рука опустится полностью... вы заснете...»

Глава 6. Методики и техники введения в гипноз 277

Метод «Разрыв шаблона». Смысл его состоит в том, что психотерапевт неожиданно изменяет привычный способ действия («поведенческий шаблон» - неосознаваемые сложные действия), чем заставляет пациента менять фокус внимания, и это приводит к наступлению особого состояния сознания. Классический пример: психотерапевт подходит к пациенту в неожиданной обстановке (например, в коридоре) и протягивает руку. В ответ пациент также протягивает руку, но рукопожатия не происходит, так как психотерапевт вдруг захватывает протянутую руку за кисть и подносит ладонь пациента к его глазам. Далее психотерапевт может начать прикасаться пальцами (смещающимися прикосновениями) к кисти пациента, что приводит того в замешательство и способствует развитию особого состояния сознания.

Метод «Включение глазного доступа». Метод основывается на использовании глазных доступов. Например, психотерапевт может неожиданно привлечь внимание пациента к своей руке и затем резко перевести ее вправо вверх по отношению к пациенту. Если тот неожиданно для себя проследует взглядом за рукой психотерапевта, то «включится» глазной доступ к зрительному конструированию (созданию зрительных образов).

Возможны и другие приемы наведения кинестетических трансов. Например, психотерапевт берет руку пациента и начинает совершать ею круговые движения, или же психотерапевт ритмично покачивает своей рукой и привлекает к ней внимание пациента, постепенно погружая его в особое состояние сознания.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ГИПНОЗЕ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.