КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие самоконтроля деятельности и поведении дошкольников
ОВЛАДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКАМИ ПЛАНИРОВАНИЕМ. СОПОДЧИНЕНИЕ МОТИВОВ В дошкольном возрасте складывается ние мотивов - система мотивов, один ведущий мотив начинает определять поведение ребёнка, подчиняя себе другие мотивы. Но система мотивов может быть легко нарушена под влиянием яркого эмоционального побуждения, что приводит к нарушению правил поведения (забывает поздороваться с бабушкой, увидев подарок). Соподчинение мотивов даёт возможность дошкольникам соподчинить две цели (рисуют рисунки, чтобы поздравить маму с праздником). Связь побуждений с представлением о предмете или ситуации даёт возможность ребёнку отвести действие на будущее. ОСНОВОЙ СОПОДЧИНЕНИЯ МОТИВОВ ЯВЛЯЕТСЯ БОРЬБА МОТИВОВ. Возрастная динамика этого явления. В раннем возрасте отсутствует борьба мотивов. Дети подчиняются более сильному мотиву. Дошкольники осознают борьбу мотивов как внутренний конфликт, переживают его, понимая необходимость выбора (между «хочу и «надо») РАЗВИТИЕ СОПОДЧИНЕНИЯ МОТИВОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ. Соподчинение мотивов первоначально происходит в непосредственной социальной ситуации общения со взрослым. Соотношение мотивов сначала задаётся требованием старших и контролируется взрослым. Позднее соподчинение мотивов появляется тогда, когда этого требуют объективные обстоятельства. Теперь ребёнок может отказаться от чего-то приятного, чтобы достичь более важного, или избежать нежелательного. Действия ребёнка приобретают сложный, отражённый смысл. ВЫВОД: поведение дошкольника превращается во внеситуативно-личностное, оно теперь направляется представлением о предмете, т.е. появляется ИДЕАЛЬНАЯ мотивация (например, нравственная норма) Большую роль в освоении планированием играет речь. Именно она помогает овладеть своей деятельностью и поведением через ПЛАНИРОВАННИЕ. Планируя, ребёнок создаёт в речевой форме модель, программу своих действий, когда намечает цель, средства, способы её достижения, последовательность выполнения действий. Умение планировать свою деятельность формируется только при обучении со стороны взрослых. Сначала ребёнок овладевает планированием по ходу своих действий, а затем смещается на начало деятельности. У преддошкольников появляются предпосылки самоконтроля за поведением, которые связаны со стремлением к самостоятельности. У ДОШКОЛЬНИКОВ самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребёнку необходимо объяснить свои действия, исправить ошибки. Выделяют ДВЕ ЛИНИИ в развитии САМОКОНТРОЛЯ 1.Освоение способов самоконтроля. 2.Развитие потребности проверять и корректировать свою деятельность. чаще дети прибегают к самопроверке, если этого требуют взрослые, самостоятельно им трудно соотносить действие с образцом (И. Дьяченко) Потребность в самопроверке возникает тогда, когда дети сталкиваются с трудностями, когда возникает сомнение в правильности. Дошкольников привлекает не способ деятельности, а результат. В 5-7 лет самоконтроль становиться особой деятельностью, направленной на улучшение работы и устранение её недостатков, но легче дети контролируют сверстника, чем себя. Однако, без руководства взрослого в 6-7 лет может отсутствовать самоконтроль. Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольников друг с другом (А.М.Богуш). Она даёт стимул для освоения самоконтроля, который требует соотносить выполненную деятельность с правилом.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |