Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №4 Руководство развитием воли




Складывается произвольность в сфере движений, действий, произвольных процессов и общения со взрослыми.

Развивается способность к волевому усилию.

У детей развивается целеполагание, борьба и соподчинение мотивов, планирование, самоконтроль в деятельности и поведении.

РОЛЬ АКТИВНОСТИ И ИНИЦИАТИВНОСТИ В РАЗВИТИИ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

О произвольности можно судить по активности и инициативности ребёнка, например, он не только по указанию взрослых, но и по собственной инициативе идёт мыть руки и побуждает к этому других.

Таким образом, важным показателем произвольности является относительная независимость дошкольника от взрослого, в самостоятельной постановке цели, в планировании и организации своих действий, в осознании себя как деятеля, а не как исполнителя.

Произвольность проявляется и в том, что ребёнок привнести смысл в свои действия, понять, для чего они выполняются, учесть свой прошлый опыт.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОЛИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Ребёнок без помощи взрослого никогда не научится управлять своим поведением, смотреть на себя со стороны. Осознать свою деятельность и себя в ней он может только в общении и совместной со взрослыми деятельности.

РАЗВИТИЕ ВОЛИ ПРОИСХОДИТ ВО ВСЕХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: здесь ребёнок должен сдерживать свои побуждения и достигать поставленные цели, например, при освоении физкультурных и танцевальных движений надо строго следовать образцу или примеру, данному взрослым, подавляя ненужные движения.

Наглядные примеры помогают малышу действовать в соответствии с предъявленными требованиями. Произвольность развивается и тогда, когда дети получают задание придумать и показать новое движение.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

оказывают большую помощь в умении управлять собой. Правила становятся точкой опоры, которая помогает ребёнку осознавать, контролировать и оценивать свою действия. Совместные дидактические игры дают возможность малышам сравнивать себя со сверстниками, смотреть на себя их глазами, что значительно облегчает управление собой, делает его осмысленным.

В играх дети преодолевают сиюминутные желания и даже некоторые внутренние трудности. Например, несмотря на страх быть пойманным, малыш не убегает до того, как прозвучит сигнал, позволяющий бежать. Особенно такие игры важны для младших и средних дошкольников.

3.РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ ВЫСТУПАЕТ ВАЖНЫМ СРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ВОЛИ, ПРИЗВОЛЬНОСТИ ЕСЛИ оно включено в деятельность детей, если отвечает их интересам и не совпадает с сиюминутными действиями.

РЕЧЬ выполняет в формировании воли и произвольности следующие функции:

1.Помогает ребёнку осознать собственные действия («Во что ты играешь?,Тебе нравиться играть так?», «Что ты сейчас собираешься делать?») Если дети затрудняются ответить, то можно подсказать: «тебе, наверное скучно играть? Может быть ты хочешь порисовать» Важно, чтобы предложение взрослого не подавляло инициативу ребёнка.

С помощью вопросов педагог выделяет связь между настоящими, прошлыми и будущими действиями, а также цель и средства её достижения: «Что ты хочешь построить?, С чего начнёшь? Что тебе для этого нужно?» В случае необходимости можно подсказать, но обязательно учесть возможное несогласие ребёнка и его вариант ответа.

ПЕДАГОГ СТАВИТ РЕБЁНКА В СИТУЦИЮ ВЫБОРА, побуждает самостоятельно принимать решения, представлять разные Варианты своего действия, осознавать своё желание: «Во что ты хочешь играть в мозаику или строить? С кем ты хочешь играть? Кем хочешь быть в игре?» ЗАДАЧА ВЗРОСЛОГО – подкрепить и выделить самостоятельные действия ребёнка, придать им произвольный осознанный характер.

С ПОМОЩЬЮ РЕЧИ СОЗДАЁТСЯ СИТУАЦИЯ БОРЬБЫ МОТИВОВ

в том случае, когда взрослый спрашивает: «Почему ты так хочешь? А как можно по-

другому? А как будет правильно? А как бы я поступила? Угадай? А как бы поступил другой мальчик ИЛИ «Ты закончил свою работу. Можешь идти играть…Или можешь помочь Лене, у неё работа сложнее, Или иди играть. Как ты хочешь? Как хочешь, так и поступай». Также ребёнку предлагается возможность прогнозировать и обсуждать свои действия, возможные их последствия: «А что будет, если…»

РЕЧЬ ПОМОГАНТ ДОСТИЧЬ ПОСТАВЛЕННУЮ ЦЕЛЬ, развивая целеустремлёность ребёнка. Решению этой задачи способствует ряд приёмов:

- выдвижение промежуточной цели. Например, малышу тяжело, он устал идти. Тогда взрослый говорит: «Вон там собачка. Пойдём посмотрим её. А вон голуби. Подойдём к ним. Отдохнём у того дерева. А вот и наш дом»

- Ограничение и конкретизация цели. Например, ребёнку надо нарисовать кружочки,

- Взрослый предлагает: «Нарисуй одну сторону кружочков. А теперь ещё одну. Нарисуй три красивых кружочка.»

- приём дозировки и увеличения задания предполагает нарастание усилий: «Нарисуй один квадратик, а теперь ещё один, такой же красивый или даже лучше» взрослый с помощью подбадриваний, советов, напоминаний, оценок помогает ребёнку довести начатое дело до конца, достичь предполагаемого результата.

*РЕЧЬ ВЫСТУПАЕТ СРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ И ЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЕНИ, помогая преодолевать ситуативность и непроизвольность.

Сначала в-ль помогает детям анализировать своё поведение, напоминая о хороших поступках и делах, о том, что было интересно в течении дня. Главное, чтобы дети не ограничивались перечислениями, а обязательно что-то запоминали о себе.

Разговоры о том, что было вчера, что будет вечером или завтра, подводят дошкольников к мысли, что жизнь в детском саду – это организованный процесс связанных друг с другом событий, которые они сами планируют.

ОСОЗНАНИЕ событий своей жизни является необходимым условием для самостоятельного планирования действий, овладением своим поведением. ПОЭТОМУ следует планировать и подводить итоги каждого дня в детском саду, настраивать детей на предстоящие события и внутренне готовились к ним.

Важно выделить главный эпизод и сделать его привлекательным, чтобы дети положительно переживали то, что предстоит делать

Дошкольники и сами могут планировать свою деятельность, каждый день новый «командир» в группе решает, чем все будут заниматься в свободное время. Полезно связывать в сознании детей прошлые события с будущими событиями, организовывать продолжающиеся виды деятельности, например,

подготовку и показу спектакля для малышей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.