Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитательные традиции у восточных славян




Тема. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до конца XVII в.

1. Воспитательные традиции у восточных славян.

2. Церковно-религиозная педагогика.

3. Особенности русского образования X – XVII вв.

 

 

В сердце Европы, на востоке континента, издревле прожи­вали славяне. К началу эпохи Средневековья они расположи­лись на обширном пространстве между Черным и Балтийским морями, от Карпат и Судет, в глубине Восточной Европы и об­разовали мир, населенный восточными, южными и запад­ными славянами.

В VI – IX вв. в Среднем Поднепровье складывается союз племен восточных славян, на основе которого в IX в. возникло древнерусское государство со столицей Киев.

В этот период наряду с сохранением родоплеменной традиции в воспитании произошли существенные перемены, которые были следствием серьезных социальных преобразований.

Дробление общин на семьи, усиление имущественных и сословных различий вели к превращению воспитания из равного и всеобщего в семейно-сословное.

У рядовых общинников и ремесленников педагогическим идеалом оставалось трудовое воспитание как высшая социальная и нравственная ценность. При этом в ремесленной среде на первый план выдвигалась необходимость наследственного ученичества.

Для знатной прослойки особое значение представляла подготовка к ратному делу и руководству общиной. Для жрецов главными было умственное воспитание и преподавание культовых знаний, которое включало, в частности, применявшееся при гаданиях пиктографическое письмо.

Воспитание у восточных славян соответствовало их общинно-родовому образу жизни, особенностям среды обитания.

Восточные славяне отличались определенным характером, поведением, мироощущением, сложившимися под влиянием образа жизни и воспитания. Так, в сочинениях Прокопия Кесарийского (VI в.) и в других источниках отмечались типичное для «славян и антов» обостренное чув­ство общности и справедливости, устойчивая вера в суще­ствование верховного существа, вера в магию, добронравие, воинская обученность. Византийский стратег Маврикий от­мечал и такие качества, как свободолюбие, мужественность, физическая развитость и закаленность.

Воспитание детей осуществлялось прежде всего в семье. До 3 – 4 лет мальчики и девочки находились под опекой матери и выполняли посильную работу. Роль матери в воспитании на протяжении всего периода детства была весьма важной. Вот отчего вступавшего во взрослую жизнь человека называли «матёрым», т.е. воспитанным матерью.

Детей знати часто отдавали до 7 – 8-летнего возраста в другую семью. Такой обычай именовался «кормильством» или «кумовством».

«Кума да кум наставляют на ум», – говорит об этом обычае древняя поговорка. Обычай был пережитком первобытнообщинного воспитания и объективно являлся способом поддержания распадающейся целостности рода.

Воспитание детей и подростков у восточных славян было процессом включения в определенные виды деятельности.

С 7 лет ребенок переходил в возраст отрока, длившийся до 14 – 15 лет. Девочки по истечении отрочества оставались под присмотром матери, приучались к ведению домашнего хозяйства, а мальчики-подростки попадали под опеку отца. У рядовых общинников они помогали в земледельческих работах. В семье ремесленника овладевали ремеслом. Дети дружинников учились ратному искусству (с 12-летнего возраста они жили в особых домах – гридницах, где овладевали военным искусством).

Воспитание было нацелено на передачу опыта от старших к младшим, на сохранение жизненного уклада.

Особую роль играли издревле сложившиеся ритуалы, прежде всего инициации.

Главными нормами воспитания были традиции и обычаи. Через них усваивались образцы поведения, они помогали воспитывать общественно-важные и полезные качества: трудолюбие, честность, исполнительность и другие. Опыт трудового и нравственного воспитания передавался словесно посредством различных пословиц, поговорок.

Языческая культура не знала письменности, все понятия о жизни, конкретные знания передавались устным путем. Од­нако деловая жизнь городов, законодательство, связи с дру­гими народами не могли развиваться без использования той или иной формы письменности. Можно полагать, что уже в родоплеменной период славяне использовали пиктографичес­кое письмо. Об этом сообщал болгарский монах Храбр в ска­зании «О письменах» (X в.): «Ведь прежде славяне, когда были язычниками, не имели письмен, но читали и гадали с помо­щью черт и резов». Однако это было примитивное письмо.

Зарождение общеславянской традиции обучения относит­ся к VII—IX вв., когда возник новый письменный язык — славянский (старославянский или староболгарский).

Некоторые свидетельства древних источников позволяют предположить, что распространение славянской письменнос­ти началось на Руси в начале IX в. в связи с проникновением христианства, до официального его принятия. Возможно, ин­дивидуальное обучение грамоте осуществляли первые гречес­кие миссионеры, и к 988 г. в Киеве, Смоленске, Новгороде уже были грамотные люди, которые использовали славянскую письменность. Во всяком случае, договоры, заключенные кня­зьями Олегом в 911 г., Игорем в 944 г. с греками, были состав­лены и по-гречески, и по-русски. Существуют также археоло­гические находки, свидетельствующие о том, что письменность достаточно широко использовалась в X в. даже в быту. В 1949 году археолог Д.А. Авдусин обнаружил в Гнездово возле Смоленска корчагу (хозяйственный сосуд), на котором сохранилась надпись, сделанная до середины X в. – «гороухша» или «горушна». Надпись подтверждает, что была использована письменность, близкая по графике кириллице. Однако настоящее распространение письменности и организация сис­тематического обучения начались, безусловно, с момента кре­щения Руси.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.