Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы древнерусского просвещения




Особенности русского образования X – XVII вв.

 

Педагогическая мысль, школа древней Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и вос­точного христианства, сохранили самобытность, чему способ­ствовало то, что языком богослужения, литературы и обучения оказался славянский язык со славянским алфавитом (азбу­ка-кириллица).

 

Из Болгарии славянская азбука пришла на Русь в конце IX в.

Азбука создавалась пер­воначально для жителей славянского княжества Моравии. Моравийский князь просил императора Византии прислать ему про­поведников христианства и книги. За нелегкий труд взялся славянин, византийский ученый-фи­лософ Константин, который в монашестве принял имя Кирилл. Ему помогал старший брат — Мефодий.

Константин выделил из живой славянской речи все ее звуки. Затем ему предстояло найти для каждого звука свою букву. Часть букв он приспособил из гречес­кого алфавита, придав им несколько иную, более округлую и за­мысловатую форму. Но где же было взять буквы для таких зву­ков славянской речи, как Ж, 3, Ц, Ч, Ш, Щ, Ю, Я? Для некоторых из них не существовало буквенных обозначений ни в латинском, ни в греко-византийском алфавитах. И тогда Кирилл изобрел для этих звуков новые буквы.

Некоторые славянские буквы схожи с финикийскими в обо­их вариантах славянской азбуки. Первая получила название “гла­голица”, что означает “говорящая”; а более поздняя — “кирил­лица”, в память Кирилла.

После приобщения России к христианству и европейскому Западу в ней появился круг не только грамотных, но и просвещенных людей, любивших книгу и науку, получивших образование, скорее всего, путем частного обучения и занятий с помощью учителей-греков.

Церковно-богослужебное образование охватывало всех: учился не только тот, кто собирался стать священником, но и всякий, кто хотел и мог.

 

На Руси существовало три основных типа обучения.

Обучение детей вначале вели пришлые греки, потом выучившиеся у них русские священники и впоследствии перенявшие у священников учительскую науку дьячки и миряне — “мастера” грамоты.

Мастера грамоты были главными лицами народного просвещения, а также подготовки духовенства. Это грамотные крестьяне, делавшие из обучения грамоте промысел. Даже царевен учили мастерицы, состоявшие в дворцовом штате. Кроме собственно мастеров обучением занимались дьячки, священники, иногда монахи. Кроме мастеров грамоты были ещё и мастера пения, которые ходили по городам и учили петь.

Мастера грамоты появились в начале XI в., и их можно было встретить еще и в XIX в.

 

Другой орган древнерусского просвещения — школа. Первая школа учения книжного открылась при князе Вла­димире Святославиче (ум. 1015) в Киеве в 988 г.

Поначалу книжное учение вызыва­ло отрицательное отношение в массе населения, предпочи­тавшего традиционное домашнее семейное воспитание. Как гласит летопись 988 г., матери, отдававшие чад в учение книж­ное, “аки по мертвеци плакахуся”. Постепенно однако отношение к школьному обучению изменяется. Былины вос­хваляют героев, прошедших книжную науку (“вежество ученое”). Родители, заботившиеся об обучении детей, рассмат­ривались как образцы для подражания: “А и будет Волхв семи годов, отдавала его матушка грамоте учиться, а грамота Волх­ву в наук пошла”.

Потомки Владимира продолжали заниматься устройством школ учения книжного. Летописи свидетельствуют, что князь Ярослав Мудрый (1019—1054) велел ставить по городам и ве­сям новые церкви, а их священникам — “учите людей”. Так, в Новгороде, как гласит летопись 1028 г., “учились книгам” до 300 детей. Княгиней Анной Всеволодовной в 1089 г. в Киеве было открыто женское училище, где около 300 “младых де­виц” учились “писанию… ремеслам, пению, швению и иным полезным ремеслам”.

На протяжении периода с Х-ХШ вв. школы возникли не только в Киеве и Новгороде, но и других городах (Переяславль, Суздаль, Чернигов, Полоцк, Муром, Владимир-Волын­ский, Владимир на Клязьме, Турове, Галиче, Ростове и др.). Училища создавались на княжеских, церковных и монастыр­ских подворьях. Обучали церковному чтению, письму, пе­нию, занимались нравственным воспитанием (“учили чести”). На первых порах устройство школ брали на себя князья, за­тем это стала делать по преимуществу церковь.

Обучение велось в индивидуальной форме. Дети сидели вместе, но с каждым учеником учитель занимался отдельно. Как правило, ребенок начинал учиться с семи лет. Родители платили за обучение (давали “мзду”).

Школы учения книжного носили элитарный характер; уче­никами обычно были дети представителей высших сословий. Учение книжное давало элементарное и повышенное образо­вание. Наряду с чтением, письмом и счетом ученики получа­ли некоторые сведения из математики, истории различных стран, а также сведения о природе (флоре и фауне).

 

Помимо школы наши предки получали сведения по раз­личным отраслям знания благодаря самообразованию, путем начетчества.

К наиболее любимому чтению в Древней Руси относится апо­крифическая литература. Апокрифы — сочинения, восполняю­щие священные книги (о детстве Иисуса, его родителях, о бла­женном состоянии Адама и Евы в раю и т. п.). Обо всех этих подробностях, отсутствующих в Библии, сообщали апокрифы. Апокрифические книги рассказывали о людях, подходивших к концу земли и видевших, как хрустальный свод неба опускается к земле и соединяется с ней. Эта литература была чрезвычайно увлекательной, люди с детским доверием поглощали из нее све­дения, в какой-то мере дополняя свое мировоззрение.

Таким образом, внешкольное образование до XVIII в. имело такой же церковный характер, что и школьное. Все знания осно­вывались на религии, научного в них было мало, зато много фан­тастического и невероятного, что, однако, сомнений в подлиннос­ти прочитанного не вызывало. Лишь одна область знания не была в зависимости от религии — это математика. Но распростране­ние в школе она имела очень ограниченное: математике почти не учили. Однако вне школы она существовала, так как необходи­мость ее вызывалась жизненными потребностями.

Несмотря на все трудности самообразования, оно все-таки помогло ряду выдающихся лиц подняться на высокую ступень образованности. Преподобный Нестор, митрополит Илларион, Кирилл Туровский, Владимир Мономах и другие — они были начетчиками, самообразовавшимися личностями, много читавши­ми и думавшими.

 

В целом анализ различных источников позволяет говорить о том, что уровень освоения элементарной грамотности в Древней Руси был достаточно высок, грамотность проникала почти во все слои населения. Об этом свидетельствуют найденные в различных городах и датируемые XI в. приблизительно 700 берестяных грамот.

В результате нашествия монголо-татар (1237-1241) уровень образования на Руси резко снизился.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.