Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Церковно-религиозная педагогика




 

До XVIII в. для Руси была характерна церковно-религиозная педагогика

Церковно-религиозная педагогика характеризуется преобла­дающим положением церкви в просвещении народа. Оно заклю­чалось в изучении церковных книг, учителями были духовные лица. Учились для того, чтобы лучше уразуметь церковные служ­бы и тем приблизиться к Богу. Церковное образование было един­ственным типом для всех: богатых и бедных, мальчиков и дево­чек. Как внешкольное, так и школьное образование имело благо­честивое и душеспасительное содержание.

Человек Древней Руси заимствовал педагогическую систему из Библии. Но Библия есть собрание многих различных книг с неодинаковыми педагогическими началами, так, в педагогике Ветхого завета царит суровый патриархат, где права главы семьи громадны, а все члены семьи, все домочадцы находятся в полном подчинении главы дома. Их личности малоценны, ничтожны, от­ношение к ним главы семьи сурово. В новозаветной христиан­ской педагогике господствуют другие начала — любовь, кротость, ценность каждой человеческой личности. Дети имеют не только обязанности, но и права. Христианская семья организуется не на началах подчинения и строгости, как ветхозаветная, а на началах любви, взаимной помощи, относительного равенства и свободы всех членов семьи.

Так как для древнерусской жизни был характерен патриар­хат, то его же утверждала и педагогическая теория. Крайне узкие ветхозаветные идеи о семье и семейных отношениях, варварский взгляд на женщину, идеал отца, подавляющего самостоятельность детей, суровая до жестокости домашняя дисциплина — все это пришлось по сердцу нашим предкам и было заимствовано из Ветхого завета. Отношение родителей к детям должно быть суровым: отец, не бойся всячески учить и наказывать детей; суровое отношение к детям не только не противоречит отеческой любви к ним, но, наоборот, свидетельствует о любви. Поэтому из любви к сыну не оставляй его без наказания; если накажешь его розгою, он не умрет. “Лелей дитя, и оно устрашит тебя; играй с ним, и оно опечалит тебя. Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним и после не скрежетать зубами” и т. и.

Кроме книг Ветхого завета педагогический идеал излагается в книгах отцов церкви, преимущественно Иоанна Златоуста, византийского церковного деятеля, автора проповедей и псалмов. У него педагогические идеалы выше ветхозаветных, более широкие. Он замечает, что родить детей — дело природы, но воспитать их в добродетели — дело ума и воли. Нужно думать не о том, чтобы сделать детей богатыми, а о том, чтобы сделать их благочестивыми, богатыми различными добродетелями. Если бы отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни суды, ни судилища, ни наказания. Палачи есть потому, что нет нравственности.

Цель воспитания, по его мнению, чисто аскетическая, суровая, монашеская. Земные блага малоценны, нужно стремиться к небесному, духовному, к благочестию. При этом все светские науки, искусства, все гражданские доблести отходят на задний план, теряют серьезное значение для жизни.

Такая воспитательная цель может быть достигнута только насилием над детьми. Юность, поучает он, подобна зверю неукротимому, коню необузданному, и её необходимо обуздать. Не нужно позволять детям делать то, что им приятно, потому что приятное есть и вредное: родители иметь полную власть над детьми.

Матери больше всего должны смотреть за дочерьми: наблюдать, чтобы они сидели дома, учить их скромности, благочестию, отдавать их замуж.

Таковы источники педагогических идеалов в Древней Руси.

Содержание древнерусского педагогического идеала отража­лось в сборниках нравственно-религиозного содержания: “Пче­ла”, “Златоуст”, “Златоструй”, “Измарагда”, “Прологи” и др.

Ветохозаветный идеал воспитания ярко описан в “Домострое” (XVI в.) — произведении, содержащем свод житейских правил и наставлений. В нем подытожена вся практика домашнего вос­питания прежних лет; сходные идеи высказывались и в других педагогических сочинениях тех времен.

Суровое отношение к детям, подавление самых простых и есте­ственных проявлений детской природы характерно для древне­русской педагогики.

Важные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит "Поучение Владимира Мономаха детям " (1096). "Поучение..." требует воспитания любви к Богу и страха божьего, строгого выполнения церковных обрядов. В этом памятнике Киевской Руси подтверждается патриархально-родовой характер воспитания (совет почитать старших, оценка отца как наивысшего авторитета для детей. Главным способом воспитания объявлялось подражание детей отцу. Князь ВладимирМономах(1053 — 1125) неоднократно повторяет советы не отлынивать от работы, творить добро, вести деятельную жизнь, учиться. Достойными подражания Мономах называл тех, кто "владел учением книжным". Он приводит в пример своего отца — князя Всеволода, изучившего пять языков. Сам Мономах, судя по "Поучению", был весьма начитан и образован для своего времени.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1164; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.