Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание и обучение в XIV-XVI вв




Центр просвещения в монгольский период переместился в Новгородскую и Псковскую земли, которые наименее постра­дали он иноземного нашествия.

Вплоть до конца XVI в. действовала система, при которой ре­гулярная школа попадала в положение необязательной, и обучение происходило по преимуществу в семье, будучи со­словным по целям и содержанию.

Существовавшие тогда способы обучения вполне отвеча­ли потребностям государства и общества, какая-либо новая организация образования казалась ненужной, и до XVII в. государственных школ грамоты в России не было. Как отме­чал историк В.О. Ключевский, главное внимание уделялось усвоению детьми житейских правил, а не научных знаний. Кодекс сведений, которые считались необходимыми для ус­воения этих правил, состоял из трех частей: учение о спасе­нии души, наука о гражданском общежитии и усвоение пра­вил ведения домашнего хозяйства. Все это и составляло со­держание общего образования в Древней Руси.

Источников, позволяющих судить об уровне грамотности в этот период, очень мало. Конечно, высшие сословия были более образованны.

Самым образованным сословием было духовенство. Вместе с тем существует также мнение о низком уровне грамотности среди священников в этот пе­риод. Так, в конце XV в. на это указывал новгородский архи­епископ Геннадий, отмечавший, что многие священники не способны правильно читать богослужебные книги, занимать церковные должности, а также не в состоянии бороться с богословски образованными вольнодумцами. Эти факты заставили задуматься о подготовке более образованных священ­нослужителей. В 1551 г. Стоглавый Собор вынес специальное решение об организации в домах священников училищ, подготавливающих детей ко второй ступени обучения, в основе второй было освоение книжных, церковных знаний. Однако это постановление осталось лишь на бумаге.

Система специального повышенного образования до XVII сто­летия практически отсутствовала. На государственной службе находилось ограниченное число людей, от которых требовались особые знания (медики, переводчики, архитекторы). Таких лю­дей обычно приглашали из-за границы.

Собирание земель вокруг Москвы и становление Московского государства повлияли на принципы, направления, результаты воспитания и образования. В XV в. возникла теория “третьего Рима”, согласно которой Москва объявлялась наследницей За­падной и Восточной Римских империй. Однако намерения про­должить традиции античной и византийской образованности не было.

Еще более отрицательное отношение высказывалось к за­падноевропейской образованности, которую рассматривали как угрозу православию. Идеологически обосновывалась культурная самоизоляция Московского государства. Утвер­ждалось, что должно изжить культурно-образовательную греко-византийскую традицию и одновременно оградиться от западной культуры и образованности, погрязших в ереси. Единственным хранителем подлинной веры, культуры и образованности объявлялись Москва и русская православная церковь.

Во второй половине XVII в. определились четыре основные подхода к воспитанию и обучению: 1) “латинофильский” (Симе­он Полоцкий - 1629-1680, Сильвестр Медведев - 1641-1691), 2) византийско-русский (Епифаний Славинецкий - 1600-1675, Федор Ртищев - 1625-1673, Карион Истомин - 1650-1717), 3) славяно-греко-латинский (Иоанникий - 1639-1717 и Софроний - 1652-1730 Лихуды), 4) старообрядческо-начетнический (протопоп Аввакум - 1621-1682). По сути, эти подходы были порождены двумя взглядами на будущее России, сторонники которых в дальнейшем (XIX в.) получили названия западников и славянофилов.

Указанные деятели сыграли заметную роль в развитии педа­гогической мысли и школьного дела.

Между тем в XVI в. Московское государство включается в политическую и экономическую жизнь Европы. В этих усло­виях росла нужда в европейски образованных людях, обладав­ших, в частности, знанием латинского языка. Ведь латынь являлась языком дипломатических отношений и торговых сде­лок. Но традиции греко-латинской учености на Руси были представлены весьма слабо.

Во второй половине XVI в. Московское правительство по­пыталось организовать посылку своих людей за границу для изучения латинского и греческого языков. Однако такая прак­тика не привилась.

Тем не менее во второй половине XVI в. наметился извест­ный прогресс в овладении западной образованностью, главным образом, среди духовного сословия. Возможность обучаться гре­ческому и латинскому языкам была предоставлена боярским детям. Первая школа с западноевропейской программой, где обучали и латыни, открылась в Москве в конце XVI в. при люте­ранской церкви немецкой слободы. Вполне вероятно, что в этой школе были и русские ученики.

 

Западное влияние проникало и через украинскую и белорус­скую образованность. Это было тем более важно, что к концу XVII в. Украина заметно опережала Россию в школьном деле.

Национально-религиозные и просветительные общественные организации XV —XVIII вв. при православных церквах Белоруссии, Украины, Литвы, Чехии – братства – активно взялись за обновление школьного дела. Школы должны были служить интересам православной веры и церкви, поэтому в них основательно изучались церковный устав, церковное чтение, пение, Священное писание, учение о добродетелях и о праздниках. Все обучение велось в строгом православном духе, а догматы веры служили основным предметом изучения, составляли основу вместо учебного курса.

Но религиозный характер обучения составлял одну только сторону организации братских школ. Они имели довольно широкий курс образования, включающий научные светские предметы. Это были языки: греческий, славянский (старославянский), русский, латинский, польский. Кроме них преподавались грамматика, поэтика, риторика, философия, арифметика. Средние школы имели богословский характер и были как бы духовными семинариями. Школы братств являлись общественными, а не частными или семейными.

Школой высшего порядка стала братская школа в Киеве — Киево-Могилянская академия, созданная по инициативе киевского митрополита Петра Могилы в 1632 г. В академии было 8 классов, сгруппированных в три отделения: младшее, среднее, старшее. В младших преподавались языки (греческий, латинский, славянский, польский, немецкий и др.), арифметика, молитвы, катехизис, музыка и пение, в средних — поэтика и риторика, в старших — философия и богословие. В академии проводились публичные диспуты, ставились спек­такли нравственного и религиозного содержания. Из ее стен вы­шли многие деятели в области просвещения (Е. Славинецкий, С. Полоцкий и др.), она служила образцом, по которому откры­вались другие учебные заведения.

 

Первая государственная школа повышенного образования - Типографское училище - была основана в 1681 г. в Москве по инициативе царя Федора Алексеевича. В 1684 г. в школе на­считывался 191 ученик, из которых 28 занимались греческим языком. В 1685 г. эти цифры выросли соответственно до 233 и 67. Греческий язык изучали в старшем классе: осваивали умения читать и понимать тексты, усердно прорабатывали грам­матику. В дальнейшем Типографское училище слилось со Славяно-греко-латинской академией.

 

Следующим шагом стало открытие школы в Богоявленс­ком монастыре в Москве в 1685 г. греческими монахами бра­тьями Иоанникием и Софронием Лихудами, учившимися в Италии и ставшими докторами Падуанского университета. Эта школа повышенного уровня уже приближалась по типу к западноевропейским университетам. Первыми посещать ее начали старшие ученики Типографской школы и школы Чудова монастыря. Братьям Лихудам было разрешено препо­давать все свободные науки на греческом и латинском язы­ках. Учителем греческого языка был Карион Истомин, учи­тель царевича Петра Алексеевича и автор многих учебников.

В 1687 г. школа Лихудов была переведена в новое специаль­но отстроенное здание. К этому времени в ней насчитывалось около 80 учеников. Так было основано учебное заведение ново­го типа — Славяно-греко-латинская академия.

Преподавание в Славяно-греко-латинской академии (пер­воначальное название Эллино-греческая академия) сначала велось на славянском, греческом и отчасти латинском язы­ках. Программа напоминала программу латинской городской школы. “Привилегиями” (уставом) Академии предусматри­валось преподавание гражданских и духовных наук: грамма­тики, риторики, логики и физики, диалектики, философии, богословия, юриспруденции, латыни и греческого языка, дру­гих светских наук. Как и на Западе, многие науки препода­вались в духе аристотелизма. Вместе с тем шли поиски иных толкований материального мира. Так, в споре между сторонниками математической атомистики (“зенонисты”) и привер­женцами теории бесконечной делимости (“аристотелиеты”) наметился некий третий подход, который приближался к идее существования физического атома.

В Академии было восемь основных классов и один подго­товительный. Учение отдельных школяров растягивалось на 15-20 лет. Исключали из Академии крайне редко.

Московская академия долгое время являлась единственным высшим учебным заведением, и лишь к концу XVIII в. она стала постепенно превращаться в исключительно духовное учреждение — духовную семинарию. Многие из выпускников академии стали выдающимися деятелями просвещения уже в петровскую эпоху — поэты Антиох Кантемир (1708—1744) и Карион Истомин (конец 40-х гг. XVII в. — не ранее 1718), математик Леонтий Магницкий (1669—1739). Учился в ней и М.В. Ломоносов.

Академия сыграла важную положительную роль в разви­тии просвещения.

Во второй половине XVI в. появляются печатные учебни­ки — азбуки. Основоположником отечественного книгопечата­ния стал выдающийся просветитель Иван Федоров (1510-1583). По “Азбукам” Федорова могли заниматься дети и взрослые. В качестве дидактического материала в них использовались Священное писание, грамматика Иоанна Дамаскина и азбуки мастеров грамоты.

Со второй половины XVII в. западное влияние в школьном деле становится все глубже. Появляются учебные заведения повышен­ного образования. В их программах отразилось изменение отно­шения к греко-латинской образованности. Во-первых, усилилось воздействие такой образованности. Во-вторых, эволюция повы­шенного образования происходила при столкновении греческой (византийской) и латинской (западноевропейской) педагогичес­ких традиций. Оживленно обсуждался вопрос о преимуществах греко-латинского образования в сравнении со старорусским на­четническим обучением путем чтения Псалтыря.

 

В целом на рубеже XVII—XVIII вв. в русском обществе обо­значилась программа создания общеобразовательных цер­ковных школ и технических государственных училищ по иноземным образцам и при помощи иноземных учителей. В про­шлое уходила традиция самообразования в стенах монастырей и обучения у частных учителей. Намечался путь к созданию си­стемы регулярных учебных заведений. Вместе с тем подавляю­щая часть населения пребывала в невежестве.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 984; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.