КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации преподавателю
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ Литература УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Рекомендуемая литература (обязательная) 1. Гражданское право: В 4 т. Том 1: Общая часть / Отв. ред. Е. А. Суханов, 3-е издание (МГУ, Серия "Классический университетский учебник")-М.: Волтерс Клувер, 2010.-720 с. Рекомендуемая литература (дополнительная) 1. Теория государства и права:Учеб. для вузов/Бабаев В. К. [и др.]ред. Бабаев В. К..-2-е изд., перераб. и доп..-М.:ЮРИСТ,2007, ISBN 5-7975-0781-9,2-е изд., перераб. и доп..-637.
Содержание курса направлено на достижение указанных целей изучение настоящего спецкурса. В лекциях рассматриваются прежде всего проблемы, отличающиеся сложностью понимания и не получившие однозначного освещения в научной литературе. Принципиальная важность посещения лекций диктуется тем, что в ходе их лектор стремится снять противоречия и неясности, имеющиеся в литературе, познакомить студентов с существующей судебной практикой использования вспомогательныхнорм гражданского права. Изучение учебной и научной литературы не может заменить в полной мере лекций. В свою очередь, нельзя ограничиваться только материалами лекций, для освоения спецкурса следует использовать учебную и научную литературу, рекомендуемую в настоящем комплексе. Назначение семинаров по спецкурсу состоит, с одной стороны, в обучении студентов теоретическим основам вспомогательныхнорм и практике их применения, с другой стороны, в формировании у студентов представлений о спецкурсе как о самостоятельной учебной дисциплине. Программа семинарских занятий ориентирована на последовательное, системное изложение основных категорий спецкурса, позволяющее студентам - приобрести общее представление об основном содержании изучаемого курса; - сформировать системное восприятие спецкурса, а также последовательность его изучения; - ознакомиться с общими и особенными чертами изучаемого предмета; - обеспечить владение соответствующей юридической терминологией; - определить практическую сферу реализации вспомогательных норм; - обозначить взаимосвязь изучаемых правовых норм с другими элементами правовой системы. Требования к студентам при подготовке к семинарским занятиям. К семинарскому занятию студент обязан изучить лекционный материал по соответствующей теме, прочесть основную и дополнительную литературу, решить задачи. Вопросы, указанные в планах семинарских занятий, являются основными в соответствующей теме. К ним надо готовиться самым тщательным образом. Раскрывая тот или иной вопрос, студент должен четко сформулировать теоретические положения, раскрыть значение изучаемой специализированной нормы права, привести аргументы в пользу выдвигаемых теорий и против отвергаемых концепций, привести примеры использования соответствующей нормы права в судебных решениях. На одном (или двух) семинарских занятиях студенту необходимо выступить с докладом по одному из вопросов занятия. Доклады распределяются между студентами группы на первом семинарском занятии. Доклад представляет собой самостоятельное научное исследование студента, основанное на анализе литературных источников и материалов судебной практики. Кроме доклада каждый студент обязан выступить также и с содокладом, оппонируя докладу другого выступающего. Содокладчиков назначает преподаватель на текущем семинарском занятии. Рефераты и доклады по спецкурсу пишутся по одной из тем, приведенных в настоящем комплексе. По согласованию с преподавателем может быть выбрана и иная тема. Работа должна представлять собой углубленное изложение теоретического материала. Студент должен в ней проявить не только умение пользоваться статьями и монографическими исследованиями по избранной проблеме, но и показать способность анализировать позиции различных авторов по затронутым вопросам, определить свою точку зрения, аргументировать ее. Кроме того, написание реферата и доклада по спецкурсу преследует цели: -систематизации, закрепления и расширения теоретических и практических навыков по избранной специальности; -выявления способности применять полученные знания при решении конкретных научных и практических задач; -развитие навыков самостоятельной работы и усовершенствования методики научного исследования; -закрепления умения делать обобщения, выводы, разрабатывать практические рекомендации в исследуемой области. После выбора темы следует, прежде всего, ознакомиться с существующей литературой по вопросу, затем составить план и согласовать его с преподавателем, являющимся научным руководителем работы, тщательно изучить журнальные статьи и монографии по теме. В случае выбора темы с практической направленностью необходимо, кроме того, изучить нормативный материал, судебную и иную правоприменительную практику, статистику и т.д. Изучение материала происходит путем чтения и конспектирования источников информации. При этом допустимо делать копии, соответствующие выписки с точным указанием выходных данных источников и страниц или статей нормативных актов. Это даст возможность в последующем делать точные ссылки. Необходимо подготовить примерный список литературы, которую необходимо изучить для раскрытия темы реферата или доклада. Помощь при выборе нужной информации могут оказать юридические журналы. В последнем номере журнала за истекший год всегда дается перечень статей, опубликованных в течение года. Затем необходим сбор материалов судебной практики, которые можно найти в официальных изданиях ВС РФ, ВАС РФ, Европейского суда по правам человека, а также в информационно-правовых базах данных. Собранные материалы должны быть проанализированы и обработаны. Обработка информации состоит в ее перечитывании и отборе в соответствии с темой работы. Только после этого следует приступать к написанию работы в соответствии с планом, который в процессе написания может быть и скорректирован. В окончательном варианте план называется «оглавление», предшествует работе и помещается вслед за титульной страницей. Работа должна быть напечатана и правильно оформлена: цитаты заключаются в кавычки, в подстрочечных замечаниях необходимо указать источники, откуда взяты цитаты, а также все использованные фактические данные выводы и положения с обозначением всех выходных данных издания и страницы. В случае использования данных из глобальных сетей необходимо указать электронный адрес. Объем реферата должен составлять 15-20 страниц стандартного машинописного текста, доклада – до 10 страниц. Результат усвоения материала оцениваются при помощи различных форм контроля. Текущий контроль основан на оценке работы студента на семинарских занятиях. Промежуточным контролем является оценка ответов и доклада (содоклада) студента на семинарских занятиях. Итоговый контроль – зачет или экзамен. На экзамене (зачете) студенту предлагается ответить на два вопроса из разных тем курса и решить задачу. Критерии оценки знаний: Оценка «отлично» (зачет) ставится, если студент проявил глубокие знания по обоим вопросам, правильно решил задачу, ответил на дополнительные вопросы, раскрыл проблемы конструирования и действия соответствующих вспомогательных гражданско-правовых норм. Оценку «хорошо» (зачет) получает студент, который в целом ответил на поставленные в билете вопросы, однако его ответ без достоинств, указанных выше, или он неверно решил задачу. Ответ студента оценивается «удовлетворительно» (зачет), если он ответил только на один вопрос или допустил две грубые ошибки при ответе. Грубой считается ошибка, свидетельствующая о незнании или непонимании программных вопросов курса и не устраненная при ответе на дополнительные вопросы. Отсутствие ответа на оба вопроса билета, а также допущение студентом более двух грубых ошибок оценивается «неудовлетворительно» (незачет). При проведении экзамена (зачёта) учитываются интенсивность и качество работы студента на семинарских занятиях, а также наличие неотработанных в часы консультаций тех практических занятий, по которым были получены неудовлетворительные оценки (или же студент отсутствовал). Кроме того, у преподавателя должны быть данные об активности работы студента на практических занятиях, его участии в обсуждении дискуссионных вопросов, его дополнениях на тех занятиях, на которых он не был основным отвечающим студентом. При сдаче зачёта необходимо исходить из того, что он не выставляется при незнании хотя бы одного вопроса из двух предложенных в билете или при плохом знании обоих вопросов и неправильных ответах на дополнительные вопросы. О литературе по спецкурсу. На сегодняшний день отсутствует комплексное единое учебное пособие по настоящему спецкурсу. Однако важнейшие положения спецкурса изложены в литературе, обозначенной в настоящем комплексе в качестве основной. Эти монографии и учебники достаточны и могут быть использованы для подготовки к семинарам, зачету и экзамену. Учебники и учебные пособия по теории государства и права при изучении данного спецкурса следует использовать по соответствующим темам, например, «Понятие и виды норм права», «Принципы права», «Понятие права», «Юридическая техника». Помимо учебников по теории государства и права, указанных в настоящем комплексе, можно изучать и иные работы: изданный под редакцией проф. М.Н. Марченко трехтомник «Теория государства и права. Академический курс», учебник «Теория государства и права» под ред. В.Д. Перевалова, курс лекций «Теория государства и права» под ред. М.Н. Марченко, учебник «Общая теория права» под ред. А.С. Пиголкина, а также учебники и учебные пособия по теории государства и права, написанные С.А. Комаровым, В.В. Лазаревым, М.Н. Марченко, Л.И. Спиридоновым, В.М. Сырых, А.Ф. Черданцевым, В.И. Червонюк, А.Б. Венгеровым. Для изучения отдельных вопросов спецкурса должны быть исследованы и учебники по гражданскому праву: Гражданское право: учебник / отв. ред. В.П. Мозолин, А.И. Масляев; Гражданское право: учебник / под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева; Гражданское право: учебник / под ред. С.П. Гришаева; Гражданское право: учебник / под ред. Т.И. Илларионовой, Б.М. Гонгало, В.А. Плетнева; Гражданское право: учебник: в 2 т. / под ред. А.П. Сергеева; Гражданское право: учебник: в 4 т. / отв. ред. Е.А. Суханов. Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к семинарским занятиям, решении предлагаемых в данном комплексе задач, в написании письменных работ (рефератов и докладов). Самостоятельная работа выражается также в дополнительном изучении ими научной и учебной литературы, современных периодических изданий, в подготовке к зачету (экзамену), в участии в деятельности студенческого научного общества, в написании научных статей и выступлений на студенческих научных конференциях. Самостоятельная работа студентов может осуществляться путём конспектирования научных работ, рекомендованных преподавателем к соответствующей теме практических занятий. При подготовке данных конспектов следует обращать внимание на следующие моменты: - правильность оформления текста; - конспект должен содержать основные положения, касающиеся рассматриваемой на занятии темы; - самостоятельные суждения студента по законспектированному материалу.
Преподаватель должен самым тщательным образом готовиться как к лекциям, так и к семинарским занятиям. При подготовке должна быть изучена соответствующая научная, периодическая и учебная литература по теме, нормативно-правовые акты в последних редакциях, должно быть обращено внимание на существующую судебную практику по теме занятия. Преподавателю необходимо наряду с собственной точкой зрения, излагать существующие иные позиции, излагая которые важно руководствоваться принципами научной этики. Аргументацию в пользу той или иной позиции необходимо подавать сбалансировано, предоставляя возможность студентам сделать сознательный выбор в пользу того или иного мнения. Преподавателям, ведущие занятия, необходимо учитывать позицию лектора, высказываться по поводу ее достаточно корректно. В случае несогласия, приводить необходимые аргументы в пользу своей точки зрения, оставляя за позицией лектора право на существование. На лекциях материал может излагаться в соответствии с логикой развертывания проблемы. Перед началом лекции важно перечислить основные вопросы темы, чтобы у студентов сложилось впечатление о рассматриваемых вопросах лекции как о целостной проблеме. Наиболее острые и актуальные вопросы необходимо иллюстрировать примерами из судебной и иной правоприменительной практики. Перед началом семинарского занятия преподаватель должен изучить все предлагаемые студентам вопросы, решить все задачи со ссылками на нормативно-правовые акты, определиться с порядком ведения занятия, можно определить студентов, которых необходимо опросить. II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточноГО и ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ 1.Материалы для входящего контроля. Демонстрационный тест для входящего контроля 1. Вспомогательные нормы права выделяют в теории права по: 1. способам установления правил поведения субъектов права; 2. роли в процессе правового регулирования; 3. характеру правовых предписаний. 2.Родовым признаком нормы права в теории права является: 1.идея; 2.положение; 3.правило поведения. 6. Логическая структура нормы права состоит из: 1. одного элемента; 2. двух элементов; 3. трех элементов 7. Структура правовых норм-предписаний состоит из 1. одного элемента; 2. двух элементов; 3. трех элементов 8. Принципы права являются: 1. дополнительными нормами права; 2. специальными нормами права; 3. фундаментальными нормами права. 9. Презумпции в праве – это: 1. предположения о юридических фактах 2. утверждения о юридических фактах 3. разновидность юридических фактов 10. Нормы гражданского права могут приниматься: 1. РФ 2. РФ и субъектами РФ 3. РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями 11. Как соотносятся категории «правовые понятия» и «легальные понятия»: 1. первая категория шире, чем вторая; 2. вторая категория шире, чем первая; 3. совпадающие категории. 12. Гражданское законодательство состоит из: 1. ГК РФ и федеральных законов; 2. ГК РФ, федеральных законов, актов федеральных органов исполнительной власти; 3. ГК РФ, федеральных законов, Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ, актов федеральных органов исполнительной власти. 13. Юридические фикции – это: 1. неверные представления о права; 2. неправильное понимание права; 3. несоответствующие действительности положения в праве.
2.Материалы для промежуточного контроля. 2.1. Контрольная работа после прохождения половины курса (промежуточный контроль). 1 вариант. 1.Понятие и виды вспомогательных норм в гражданском праве. 2.Понятие и юридические императивы нормы-принципа неприкосновенности собственности. 3.Задача 1 из темы семинара 2. 2 вариант. 1.Место вспомогательных норм в системе гражданско-правовых норм. 2. Понятие и юридические императивы нормы-принципа равенства участников гражданских правоотношений. 3. Задача 2 из темы семинара 2. 3 вариант. 1.Нормы-дефиниции в гражданском праве: понятие и виды. 2.Понятие и юридические императивы нормы-принципа недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. 3. Задача 1 из темы семинара 4. 4 вариант. 1.Значение и функции норм-дефиниций в гражданском праве. 2.Понятие и юридические императивы нормы-принципа судебной защиты гражданских прав. 3.Задача 2 из темы семинара 4. 5 вариант. 1. Понятие и способы законодательного закрепления принципов гражданского права. 2. Понятие и юридические императивы нормы-принципа необходимости исполнения гражданско-правовых обязанностей. 3. Задача 3 из темы семинара 2. 6 вариант. 4. Понятие, признаки и структура норм-принципов гражданского права, их система. 5. Понятие и юридические императивы нормы-принципа необходимости восстановления нарушенных гражданских прав. 6. Задача 4 из темы семинара 4.
2.2.Демонстрационный тест для промежуточного контроля (после прохождения 2/3 курса). 1. Нормы-принципы могут быть: 1.императивными и диспозитивными; 2.только императивными; 3.только диспозитивными.
2. Диспозиция может быть опровергнута: 1.только в норме-презумпции; 2.в норме-презумпции и норме-фикции; 3.в норме-презумпции, норме-фикции и норме-принципе.
3. Римское правило «То, что мы сказали о здоровье рабочего скота, применяется также и к здоровью иного скота» является: 1.нормой-дефиницией; 2.нормой-фикцией; 3.нормой-презумпцией.
4. Вспомогательные нормы в гражданском праве выделяются по: 1. функциям 2.по способу установления правил поведения 3.по характеру предписываемых правил поведения
5. Нормы-принципы отличаются от принципов-идей: 1.механизмом правореализации; 2.выполняемыми функциями; 3.способом нормативного закрепления.
6. При аналогии права применяются: 1.нормы-принципы и принципы-идеи; 2.только нормы-принципы; 3.только принципы-идеи.
7. Справедливость в гражданском праве является: 1.нормой-принципом; 2.принципом-идеей; 3.нормой-целью.
8. Санкция является элементом: 1.основных норм; 2.вспомогательных норм; 3.основных и вспомогательных норм.
9. Положение о равенстве форм собственности является: 1.элементом нормы-принципа равенства; 2.элементом нормы-принципа неприкосновенности собственности; 3.нормой-«узловым переходом».
10. Логическая природа нормы-презумпции: 1.вероятное предположение; 2.дедуктивное умозаключение; 3.ложное предложение.
11. Норма-дефиниция убытков является: 1.родовидовой; 2.контекстуальной; 3.структурной.
12. Нормы-презумпции добросовестности и разумности являются в гражданском праве: 1.основными 2.центральными 3.общими
13. Гипотеза нормы-презумпции смерти является: 1.сложной; 2.альтернативной; 3.простой.
14. Юридический императив- это часть: 1.нормы-дефиниции; 2.нормы-принципа; 3.нормы-презумпции.
15. Нормы-презумпции могут быть: 1.императивными и диспозитивными; 2.только императивными; 3.только диспозитивными.
16. Нормы-фикции могут быть: 1.императивными и диспозитивными; 2.только императивными; 3.только диспозитивными.
17. Интегративность системы норм-принципов гражданского права означает, что: 1.она способна быть частью более крупной системы; 2.она выполняет регулятивную и охранительную функции; 3.она имеет взаимосвязанные между собой элементы.
18. Нормы-принципы применяются: 1.при логическом толковании; 2.при грамматическом толковании; 3.при иерархическом толковании.
19. Правило о том, что отцом ребенка является супруг матери ребенка, является: 1.нормой-фикцией; 2.нормой-принципом; 3.нормой-презумпцией.
20. Гражданское законодательство РФ содержит: 1.опровержимые презумпции; 2.опровержимые и неопровержимые презумпции; 3.неопровержимые презумпции.
21. Оценочные понятия гражданского права являются: 1.скрытыми нормами-дефинициями; 2.косвенными нормами-дефинициями; 3.неопределенными нормами-дефинициями.
22. Норма-дефиниция недееспособного гражданина является: 1.соотносительной; 2.комплексной; 3.контекстуальной.
23. Свобода выбора вариантов поведения является элементом нормы-принципа: 1.равенства; 2.свободы договора; 3.диспозитивности.
24. Запрет злоупотребления правом является элементом: 1.нормы-принципа равенства участников гражданских правоотношений; 2.нормы-принципа недопустимости произвольного вмешательства в частные дела; 3.нормы-принципа необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав.
3.Материалы для итогового контроля. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ) ПО ВСЕМУ СПЕЦКУРСУ Понятие и виды вспомогательных норм в гражданском праве. Место вспомогательных норм в системе гражданско-правовых норм. Нормы-дефиниции в гражданском праве: понятие и виды. Значение и функции норм-дефиниций в гражданском праве. Понятие и способы законодательного закрепления принципов гражданского права. Понятие, признаки и структура норм-принципов гражданского права, их система. Понятие и юридические императивы нормы-принципа диспозитивности. Понятие и юридические императивы нормы-принципа равенства сторон. Понятие и юридические императивы нормы-принципа свободы договора. Понятие и юридические императивы нормы-принципа неприкосновенности собственности. Понятие и юридические императивы нормы-принципа необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав. Понятие и юридические императивы нормы-принципа недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Понятие и юридические императивы нормы-принципа восстановления нарушенных гражданских прав. Понятие и юридические императивы нормы-принципа судебной защиты гражданских прав. Понятие и юридические императивы нормы-принципа необходимости исполнения гражданско-правовых обязанностей. Соотношение норм-принципов и аксиом в гражданском праве. Презумпции и фикции в римском частном праве. Понятие и структура нормы-фикции. Виды норм-фикций в гражданском праве. Презумпция как средство юридической техники и ее отличие от презумпции как нормы права. Понятие и структура норм-презумпций в гражданском праве. Виды презумпций в гражданском праве. Соотношение диспозитивных норм и презумпций. Система норм-презумпций в гражданском праве: центральные (базовые), общие, основные, специальные презумпции. Оперативные нормы-предписания в гражданском праве, их значение. Распространительные нормы-предписания в гражданском праве. Понятие, признаки и виды коллизионных норм в гражданском праве. Методическое издание
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |