Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нетрадиционные подходы к организации консультационной помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями




Содержание консультационно-педагогической помощи родителям, воспитывающим ребенка с интеллектуальной недостаточностью

Формы взаимосвязи семьи и специального дошкольного учреждения

Задачи, формы, особенности эстетического воспитания в специальном дошкольном учреждении

Формы эстетического воспитания в специальном дошкольном учреждении:

• музыкальное воспитание и ритмика;

• изобразительное искусство;

• ознакомление с художественной литературой;

• театрализованная деятельность.

Музыкальное воспитание имеет разностороннюю коррекционную направленность. С детьми проводятся музыкально-ритмические занятия, имеющие целью развитие сенсорных процессов и формирование адекватных реакций на звучание музыки.

В процессе музыкально-ритмических занятий происходит развитие слухового внимания и слухового восприятия, развитие голоса, динамически ритмичных движений и ориентировки в схеме собственного тела и в пространстве.

Изобразительное искусство включено в раздел «Эстетическое воспитание» с целью ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства, развития элементов воображения и творчества. На занятиях, проводимых воспитателем, у детей развиваются элементы личностного отношения как к воспринимаемому произведению искусства, так и к создаваемому им самим изображению. Занятия по данному разделу программы проводятся в подготовительной группе детского сада.

В процессе ознакомления детей с художественной литературой начинается формирование восприятия художественного текста. Знакомясь со сказками, рассказами, стихотворениями, дети учатся различать литературные жанры, эмоционально откликаться на поступки любимых литературных персонажей, сопереживать им.

Последнее время усилился интерес к активизации эмоциональной сферы детей и коррекции имеющихся у них отклонений через использование театрализованных видов деятельности. Включение приемов театрализации в повседневную жизнь детей делает ее более яркой, динамичной, насыщает положительными эмоциями, а главное — дает ребенку возможность приобрести личный опыт вхождения в ту или иную ситуацию, вживания в определенную роль, адекватного взаимодействия с партнером, находящимся в образе определенного персонажа. Это, в свою очередь, способствует развитию у детей познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, речи, элементов воображения, формирует навыки позитивного поведения в обществе.

 


Работа специалиста с родителями нацелена на формирование активной позиции в воспитании своего ребенка с первых дней жизни. Содержательно-педагогическая работа с ребенком направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, при этом учитывается его возраст, первичный характер нарушений и степень их выраженности.

Работа с родителями включает в себя следующие организационные формы:

-лекционно-просветительскую;

- консультативно-рекомендательную;

-обучение родителей навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком;

- проведение круглых столов, конференций, детских праздников и т. д.

Содержательно-педагогическая работа с ребенком должна быть направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, способствовать формированию основных базисных характеристик его личности.


 

Наиболее тяжело родителями воспринимается диагноз «умственная отсталость». Реакция родителей на диагноз зависит от ряда факторов: от кого и как они узнали о неполноценности ребенка, социально-экономического, культурного уровня семьи, личностных особенностей, амбиций родителей.

Основной формой работы специалистов ПМПК с семьей является консультирование: в ходе и по итогам обследования, при выборе оптимального образовательного маршрута, по вопросам обучения и воспитания детей. Дефектологи, психологи, логопеды проводят индивидуальные консультации по проблемам, организуются лектории, «круглые столы» для замещающих семей, выступают на родительских собраниях.

Правильная организация консультации, понимание специалистами нужд семьи, ее поддержка, учет интересов ребенка могут эффективно смягчить переживания родителей.

Для того чтобы помочь семье, воспитывающей умственно отсталого ребенка, прежде всего, необходимо дать родителям полную информацию об особенностях их ребенка: указать его специфические положительные и отрицательные особенности, сильные и слабые стороны, возможности и перспективы его развития и обучения.

Достоверная диагностика отклонений в развитии ребенка поможет раскрыть структуру дефекта, определить индивидуальные особенности аномального ребенка, квалифицировать специальные образовательные потребности.

Обследование и консультирование правильнее проводить в присутствии обоих родителей, чтобы избежать разногласий между супругами по вопросам воспитания и обучения особого ребенка и возможных из-за этого конфликтов. Близкие должны осознавать тот вред, который они могут нанести психическому и физическому здоровью, предъявляя завышенные требования к умственно отсталому ребенку в отношении познавательного развития и результатов его обучения.

Наблюдение за развитием ребенка, оценка правильности выбранного образовательного маршрута, применяемых методов работы с ним должно проводиться в динамике. Родители обязательно должны присутствовать на, динамическом контроле. Это поможет им убедиться в правильности выбранного пути, увидеть позитивные изменения в его развитии.

Необходимо привлекать родителей к разрешению проблем своего ребенка. Ценностное отношение к ребенку, активная позиция в отношении его воспитания - важное условие компенсации недостатков в развитии и их социальной адаптации.

 


Нетрадиционные формы работы с родителями:

 

- Брошюры.

Разработка брошюр является универсальным средством донесения информации до родителей, которые зачастую слишком заняты, чтобы часто присутствовать

. - Пособия.

В пособиях может содержаться информация о деятельности специального дошкольного учреждения, а также об особенностях развития умственно отсталых дошкольников, их деятельности. В некоторых пособиях содержатся методические рекомендации для родителей.

- Бюллетень.

Данная форма взаимодействия с родителями выпускается несколько раз в месяц. В бюллетене родители могут найти информацию о родительских собраниях, запланированных мероприятиях (представления. праздники, экскурсии и т.д.).

- Еженедельные записки.

Данные записки составляются воспитателем в конце недели на каждого ребенка.

- Неформальные записки.

В таких записках чаще всего воспитатель отражает достижения ребенка либо просит оказать определенную помощь ДУ.

- Личные блокноты.

Такой блокнот заводится на ребенка в начале года. В нем могут писать как воспитатели, так и родителя. В основном блокнот предназначен для обмена информацией о ребенке между семьей и ДУ.

- Доска объявлений.

Доска объявлений представляет собой информационный стенд, на котором помимо информации психолого-педагогического содержания содержатся объявления об определенных событиях. К примеру, о переносе дня проведения родительского собрания либо об отмене экскурсии.

- Ящик для предложений

Ящик для предложений представляет собой коробку, в которую родители могут класть свои замечания и предложения в письменном виде. Основное правило – соблюдение анонимности. На основании полученных писем воспитатель может эффективно корректировать свою деятельность.

- Отчеты.

Письменные отчеты о ребенке могут составляться по месяцам. кварталам либо полугодиям. Фактически письменный отчет содержит структурированную информацию о деятельности ребенка в течение длительного временного периода.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.