![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дошкольная педагогика
Качество функционирования дошкольного учреждения Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей Новые подходы к планированию педагогической работы в дошкольном учреждении Современная система планирования образовательного процесса включает программу развития дошкольного образовательного учреждения, образовательную программу ДОУ, структуру и виды итогового педагогического анализа, планирование работы ДОУ на год, базисный план, вариативные календарные планы, примерную циклограмму деятельности старшего воспитателя. Планированию предшествует всесторонний и глубокий анализ состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, выявление сильных и слабых ее сторон, определение актуальных задачна предстоящий период. Годовой план должен быть конкретным, реальным, охватывающим все стороны жизни детского сада, предусматривающим непрерывность и последовательность всей воспитательно-образовательной работы, учитывающим итоги деятельности педагогического коллектива за прошедший год. Среди основных приемов работы по совершенствованию планирования можно назвать: — изучение новинок литературы по маркетингу и менеджменту в системе образования; — совместное составление планов работы с воспитателями и специалистами; — детальный анализ работы ДОУ, выявление причин недостатков и невыполнения тех или иных решений; — личную заинтересованность руководителя в планировании работы на год; — коллективные обсуждения планов на методических мероприятиях; — создание выставок по планированию; — грамотное определение целей — целеполагание, их иерархию; — разработку конкретных мероприятий для решения поставленных целей; — выработку у себя умения педагогического прогнозирования (видеть заранее результат, к которому стремятся) и т.д.
Литература: 1. Галиева Н. Новые подходы к планированию воспитательно-образовательной работы в детском саду // Дошкольное воспитание – 1991 - № 5. 2. Красницкая Г. Планирование воспитательно-образовательной работы в детском саду // Дошкольное воспитание – 1991 - № 4.
28. Психолого – педагогические условия реализации непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Общие цели непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста могут быть сформулированы как •воспитание нравственного человека; •охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; •сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач: На дошкольной ступени: •приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; •обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения; •развитие, инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению; •формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности; •развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста). На ступени начальной школы: •осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; •готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.); •желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; •инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности; •совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования); специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств; •индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания. Реализация общей цели и задач образования детей этих возрастов требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий: •личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми; •предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.; •ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями); •создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности; •формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности; •сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных норм активности.
Литература: Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России 17.06.2003 г.
Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. Так как общеизвестно, что закрепление какого-либо умения происходит при многократном повторении. Дошкольные учреждения должны превратиться в открытый социально-педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе. Это взаимодействие в интересах детей. В программе воспитания и обучения в детском саду подчеркивается, что перед педагогическим коллективом дошкольных учреждений стоит задача распространять среди родителей педагогические знания, повседневно помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт воспитания. Совместная работа детского сада и семьи строится на следующих основных положениях, которые определяют содержание, организацию и методику этой работы: - единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей. - взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду. Установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики. - взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. - изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания (в подходе к отдельным детям и др.). - использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи: ознакомление с жизнью детей дома, в семье; педагогические беседы с родителями и другими членами семьи, консультации; групповые и общие родительские собрания; конференции, лектории, родительские университеты, вечера вопросов и ответов, устные журналы, наглядные формы педагогической пропаганды. - индивидуальные и коллективные формы работы с родителями дополняют друг друга. Ежедневное общение воспитателя с отцом или матерью ребенка создает большие возможности для индивидуальной работы, для укрепления связи между семьей и детским садом. - систематическое по определенному плану осуществление связи детского сада с родителями в течение всего года с учетом задач и содержания воспитательно-образовательной работы с детьми. - привлечение актива родителей (родительский комитет), общественности к деятельности дошкольного учреждения, работе с семьями. Традиционно выделяют следующее формы работы с семьей: · Массовые; · Групповые; · Индивидуальные. К массовым (коллективным) относят: 1. Лекции (педагогические лектории); 2. Конференции; 3. Круглые столы; 4. Родительские собрания (самая распространенная форма). В практике работы дошкольных учреждений проводятся следующие виды родительских собраний: 1. Собрания-беседы на воспитательные темы; 2. Собрания по обмену опытом воспитания детей в семье; 3. Собрания-консультации; 4. Собрания в форме «круглого стола». Наиболее эффективным является комбинированный ряд собраний, на которых проводится педагогическое просвещение родителей, подводится итог учебно-воспитательной работы за определенный промежуток времени, намечаются задачи на последующий период. Распространенной групповой формой сотрудничества с родителями является работа с родительским комитетом (или попечительским советом). К индивидуальным формам работы с родителями относятся: 1. Беседы; 2. Консультации (в форме ответов на вопросы родителей); 3. Педагогические поручения; 4. Посещение семьи.
Литература: 1. Гуз А.А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образвания/ - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2007. 2. Детский сад и семья / Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик и др. / Под ред. Т.М. Марковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 207 с.
Проблема качества дошкольного образования в последние годы заметно актуализировалась. Показателем качества образования является результативность образовательного процесса, который определяется не только количеством и качеством знаний и умений дошкольников, но и качеством личностного, духовного, нравственного, эстетического, интеллектуального, физического развития ребёнка. Это комплексная характеристика процесса и результата образования служит характеристикой деятельности дошкольного учреждения. Именно в этом его главная общественная ценность. Создание условий для повышения качества дошкольного образования предполагает учёт множества компонентов и особенностей: качественное управление, качество кадрового обеспечения, качество материально-технической базы, качество содержания, форм и методов обучения и др. Особую актуальность приобретают следующие направления деятельности дошкольного учреждения: · Сохранение и укрепление здоровья детей, соблюдение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса. · Внедрение инновационных образовательных технологий, активных форм и методов работы с дошкольниками. · Максимальное развитие индивидуальных и творческих способностей ребёнка. · Создание равных возможностей для качественного образования каждого ребёнка. · Развитие творческого потенциала педагога в соответствии с новыми тенденциями в дошкольном образовании. Качество — это результат деятельности всего коллектива, который определяется двумя позициями: — как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы и т.д.); — как ребенок (дети) в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями. Следовательно, качество работы дошкольного образовательного учреждения — это и процесс, и результат.
Литература: Поташник, М.М. Управление качеством образования в вопросах и ответах / М.М.Поташник // Народное образование. - 2001. № 8. - С. 39-47.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 965; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |