Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дошкольная педагогика




Качество функционирования дошкольного учреждения

Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей

Новые подходы к планированию педагогической работы в дошкольном учреждении

Современная система планирования образовательного процесса включает программу развития дошкольного образовательного учреждения, образовательную программу ДОУ, структуру и виды итогового педагогического анализа, планирование работы ДОУ на год, базисный план, вариативные календарные планы, примерную циклограмму деятельности старшего воспитателя.

Планированию предшествует всесторонний и глубокий анализ состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, выявление сильных и слабых ее сторон, определение актуальных задачна предстоящий период. Годовой план должен быть конкретным, реальным, охватывающим все стороны жизни детского сада, предусматривающим непрерывность и последовательность всей воспитательно-образовательной работы, учитывающим итоги деятельности педагогического коллектива за прошедший год.

Среди основных приемов работы по совершенствованию планирования можно назвать:

— изучение новинок литературы по маркетингу и менеджменту в системе образования;

— совместное составление планов работы с воспитателями и специалистами;

— детальный анализ работы ДОУ, выявление причин недостатков и невыполнения тех или иных решений;

— личную заинтересованность руководителя в планировании работы на год;

— коллективные обсуждения планов на методических мероприятиях;

— создание выставок по планированию;

— грамотное определение целей — целеполагание, их иерархию;

— разработку конкретных мероприятий для решения поставленных целей;

— выработку у себя умения педагогического прогнозирования (видеть заранее результат, к которому стремятся) и т.д.

 

Литература:

1. Галиева Н. Новые подходы к планированию воспитательно-образовательной работы в детском саду // Дошкольное воспитание – 1991 - № 5.

2. Красницкая Г. Планирование воспитательно-образовательной работы в детском саду // Дошкольное воспитание – 1991 - № 4.

 

28. Психолого – педагогические условия реализации непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста

Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.

Общие цели непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста могут быть сформулированы как

•воспитание нравственного человека;

•охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

•сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольной ступени:

•приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

•обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

•развитие, инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

•формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

•развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

На ступени начальной школы:

•осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;

•готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);

•желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

•инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;

•совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования); специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;

•индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Реализация общей цели и задач образования детей этих возрастов требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:

•личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

•предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.;

•ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);

•создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

•формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности;

•сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных норм активности.

 

Литература: Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России 17.06.2003 г.

 

Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. Так как общеизвестно, что закрепление какого-либо умения происходит при многократном повторении.

Дошкольные учреждения должны превратиться в открытый социально-педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе. Это взаимодействие в интересах детей.

В программе воспитания и обучения в детском саду подчеркивается, что перед педагогическим коллективом дошкольных учреждений стоит задача распространять среди родителей педагогические знания, повседневно помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт воспитания.

Совместная работа детского сада и семьи строится на следующих основных положениях, которые определяют содержание, организацию и методику этой работы:

- единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей.

- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду. Установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики.

- взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников.

- изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания (в подходе к отдельным детям и др.).

- использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи: ознакомление с жизнью детей дома, в семье; педагогические беседы с родителями и другими членами семьи, консультации; групповые и общие родительские собрания; конференции, лектории, родительские университеты, вечера вопросов и ответов, устные журналы, наглядные формы педагогической пропаганды.

- индивидуальные и коллективные формы работы с родителями дополняют друг друга. Ежедневное общение воспитателя с отцом или матерью ребенка создает большие возможности для индивидуальной работы, для укрепления связи между семьей и детским садом.

- систематическое по определенному плану осуществление связи детского сада с родителями в течение всего года с учетом задач и содержания воспитательно-образовательной работы с детьми.

- привлечение актива родителей (родительский комитет), общественности к деятельности дошкольного учреждения, работе с семьями.

Традиционно выделяют следующее формы работы с семьей:

· Массовые;

· Групповые;

· Индивидуальные.

К массовым (коллективным) относят:

1. Лекции (педагогические лектории);

2. Конференции;

3. Круглые столы;

4. Родительские собрания (самая распространенная форма).

В практике работы дошкольных учреждений проводятся следующие виды родительских собраний:

1. Собрания-беседы на воспитательные темы;

2. Собрания по обмену опытом воспитания детей в семье;

3. Собрания-консультации;

4. Собрания в форме «круглого стола».

Наиболее эффективным является комбинированный ряд собраний, на которых проводится педагогическое просвещение родителей, подводится итог учебно-воспитательной работы за определенный промежуток времени, намечаются задачи на последующий период.

Распространенной групповой формой сотрудничества с родителями является работа с родительским комитетом (или попечительским советом).

К индивидуальным формам работы с родителями относятся:

1. Беседы;

2. Консультации (в форме ответов на вопросы родителей);

3. Педагогические поручения;

4. Посещение семьи.

 

Литература:

1. Гуз А.А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образвания/ - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2007.

2. Детский сад и семья / Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик и др. / Под ред. Т.М. Марковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 207 с.

 

Проблема качества дошкольного образования в последние годы заметно актуализировалась. Показателем качества образования является результативность образовательного процесса, который определяется не только количеством и качеством знаний и умений дошкольников, но и качеством личностного, духовного, нравственного, эстетического, интеллектуального, физического развития ребёнка. Это комплексная характеристика процесса и результата образования служит характеристикой деятельности дошкольного учреждения. Именно в этом его главная общественная ценность.

Создание условий для повышения качества дошкольного образования предполагает учёт множества компонентов и особенностей: качественное управление, качество кадрового обеспечения, качество материально-технической базы, качество содержания, форм и методов обучения и др. Особую актуальность приобретают следующие направления деятельности дошкольного учреждения:

· Сохранение и укрепление здоровья детей, соблюдение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса.

· Внедрение инновационных образовательных технологий, активных форм и методов работы с дошкольниками.

· Максимальное развитие индивидуальных и творческих способностей ребёнка.

· Создание равных возможностей для качественного образования каждого ребёнка.

· Развитие творческого потенциала педагога в соответствии с новыми тенденциями в дошкольном образовании.

Качество — это результат деятельности всего коллектива, который определяется двумя позициями:

— как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы и т.д.);

— как ребенок (дети) в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями.

Следовательно, качество работы дошкольного образовательного учреждения — это и процесс, и результат.

 

Литература: Поташник, М.М. Управление качеством образования в вопросах и ответах / М.М.Поташник // Народное образование. - 2001. № 8. - С. 39-47.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 948; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.