Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по изучению дисциплины. Требования к самостоятельной работе студентов




Требования к самостоятельной работе студентов

Междисциплинарные связи дисциплины

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин №№ разделов дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
                   
1. Политология     +     + + + + +
2. Культурология + +     + + + + + +
3. Социология     + +   + + + + +

 

Примерная тематика рефератов по философии

 

  1. Философия и мировоззрение.
  2. Исторические типы и уровни мировоззрения.
  3. Причины и механизм смены типов мировоззрения.
  4. Философия как специальный тип теоретизирования и способ самопонимания человека в мире.
  5. Философская рефлексия и саморефлексия философии.
  6. Философские школы и направления.
  7. Возможности и границы критики философских учений.
  8. Роль мифов в становлении философии.
  9. Логика мифа и диалектический логос.
  10. Взаимодействие философии с наукой, искусством, религией.
  11. Особенности взаимодействия философии и морали.
  12. Человек и абсолют в восточной философии.
  13. Древнеиндийская философия: чарвака, джайнизм, буддизм.
  14. Философские школы в древнем Китае: конфуцианство, даосизм.
  15. Человек в философии и культуре Востока.
  16. Поиск сокровенного смысла бытия.
  17. Философия как учение о воспитании человека и управления им.
  18. Учение о бытии милетских мыслителей.
  19. Диалектика Гераклита, элейцев и пифагорейцев.
  20. Демокрит. Платон. Аристотель.
  21. Проблемы человека и общества, нравственных и правовых норм в философии киников, стоиков и эпикурейцев.
  22. Лукреций Кар. Цицерон. Сенека.
  23. Неоплатонизм.
  24. Античная система воспитания и философия.
  25. Теоцентризм средневекового мышления.
  26. Идея творения и идея откровения.
  27. Креационизм. Христианская концепция истории.
  28. Свобода и необходимость.
  29. Средневековые представления о роли философии в теологическом воспитании.
  30. Натурфилософия Возрождения.
  31. Пантеизм и гелиоцентризм.
  32. Утверждение силы и безграничности разума.
  33. Культ красоты. Свобода воли.
  34. Гуманизм Возрождения о воспитании гармоничного человека.
  35. Механистическая картина мироустройства в философии Нового времени.
  36. Начало дегуманизации культуры и разрушения человека как природного существа. Научная революция XVII века и механистическая картина мира.
  37. Проблема метода познания в философии (Ф.Бэкон и Р.Декарт). Эмпиризм и рационализм. Учение о субстанции (Б.Спиноза).
  38. Законы жизни Т.Гоббса.
  39. Идея равенства (Ж.Ж.Руссо).
  40. Идея социального прогресса.
  41. Критика познавательной способности субъекта и границ теоретического разума. Априоризм способности познания и "категорический императив" (И.Кант).
  42. Идея тождества понятия и предмета в философии "абсолютного идеализма" Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.
  43. Антропологический материализм Л.Фейербаха.
  44. Разработка материалистической диалектики К.Марксом и Ф.Энгельсом, их отношение к диалектике Г.В.Ф.Гегеля.
  45. Судьба марксизма в России.
  46. Русская философия XI – XVII веков. Влияние Византии.
  47. Практически-нравственная ориентация русской философии.
  48. Славянофилы и западники. Философия В.С.Соловьева.
  49. Тема свободы, творчества, божественного ничто и Бога в философии Н.А.Бердяева.
  50. Федор Михайлович Достоевский,
  51. Николай Федорович Федоров,
  52. Василий Васильевич Розанов,
  53. Павел Александрович Флоренский,
  54. Иван Александрович Ильин.
  55. Мировоззрение башкир VI – XII веков. Философские ("вечные") проблемы в эпическом памятнике "Урал-батыр".
  56. Переход от политеизма (тенгрианства) к монотеизму (мусульманству) как смена философских парадигм духовной жизни башкир.
  57. Фольклор, мифология, философия. Формирование антропоморфического мифофилософского мировоззрения в эпосе "Акбузат". Проблемы добра и зла, справедливости и других философский понятий как зарождение философской интуиции и рефлексии.
  58. Эстетика башкир VI – XII веков. Картина мира в башкирском эпосе.
  59. Арабо-мусульманская философская традиция в Башкортостане.
  60. Коран и хадисы. Калам, суфизм, фальсафа и их распространение среди башкир в период Золотой орды и Казанского ханства.
  61. Философская парадигма "народной педагогики" башкир этого периода и ее "следы" в современной культуре башкир.
  62. Философская мысль башкир после вхождения Башкортостана в состав Российского государства во второй половине XVI века.
  63. Поэты-суфисты (Т.Ялсыгулов, Г.Салихов, Т.Заки и др.).
  64. Философия Башкортостана в XVIII – XX веках.
  65. Особенности башкирского суфизма. Просвещение и два его направления. Религиозно-реформаторское (Р.Фахретдинов, З.Камали, З.Давлеткильдеев и др.) и демократическое (М.Уметбаев, М.Акмулла, М.Гафури, Ш.Бабич, Д.Юлтый).
  66. Башкирская философская мысль в период социализма.
  67. Иррационализм А.Шопенгауэра.
  68. Интуитивизм А.Бергсона.
  69. Философия воли к власти Ф.Ницше.
  70. Экзистенциализм М.Хайдеггера, Ж.П.Сартра, А.Камю, К.Ясперса.
  71. Феноменология Э.Гуссерля.
  72. Интерпретация Г.Г.Гадамером понимания как реализации традиций, языка и образования. Позитивизм О.Конта, Э.Маха и Р.Авенариуса.
  73. Постпозитивизм: К.Поппер, И.Лакатос, П.Фейерабенд, Т.Кун.
  74. Лингвистический позитивизм: язык как форма жизнедеятельности. Методологические проблемы мышления и языка, понимания и выражения мыслей.
  75. Прагматизм.
  76. Неотомизм.
  77. Неофрейдизм.
  78. Марксизм в нашей стране и за рубежом в ХХ веке.
  79. Отечественная философия конца XX и начала XXI веков.
  80. Гуманизм современной философии и педагогики

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

А) ОСНОВНАЯ: Учебники и учебные пособия

Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. – М., 1999.

Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. / Под ред. И.Т.Фролова. – М., 1989.

Горбачев В.Г. История философии: Учебное пособие. – Брянск, 1999.

Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций для студентов педвузов. – М., 1998.

Ермакова Е.Е. Философия: Учебник для студентов вузов, обучающихся по техническим специальностям. – М.,1999.

Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. – М., 1995.

Зеньковский В.Д. История русской философии: В 2 т. – Ростов-на-Дону, 1999. (др. изд.).

История философии в кратком изложении / Пер. с чешск. – М., 1998.

История философии: Запад – Россия – Восток/Под ред. Н.В.Мотрошиловой. – М., 1995 – 1999. – Кн. 1-4

История философии: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.М.Мапельман и Е.М.Пенькова. – М., 1997.

Канке В.А. Философия: исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М., 1998.

Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. – М., 2000.

Краткая история философии / Под ред. Г.В.Голобокова. – М., 1996.

Курбатов В.И. История философии: Конспект. – Ростов-на-Дону, 1997.

Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.

Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – Воронеж, 1995; М.: Центр, 2000.

Рассел Б. История западной философии: В 2 т. / Пер. с англ. – Новосибирск, 1994.Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб., 1995 – 1997. – Т. 1-4 Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2000.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. – М., 2000.

Тихонравов Ю.В. Философия: Учебное пособие. – М., 1998.

Философия: Курс лекций: Учебное пособие / Под. ред. Е.Ф.Солопова; Рук. авт. кол. В.Л.Калашников. – М., 1999.

Философия: Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филиппова и др. – М., 1997.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н.Лавриненко и В.П.Ратникова. – М., 2000.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.П.Кохановского. – Ростов-на-Дону, 1998.

Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М., 1999.

ОСНОВНАЯ: Хрестоматии, практикумы

Кремеров В.Е. Хрестоматия по социальной философии: Хрестоматия для высшей школы. – М., 2001.

Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч. – М., 1991.

Перевезенцев С.В. Практикум по истории западноевропейской философии. – М., 1997.

Социальная философия: Хрестоматия: В 2 ч. – М., 1994.

Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие: В 3 ч. – М., 1997.

Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Сост. П.В.Алексеев, В.А.Панин. – М., 1997.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник для студентов вузов. – М., 1999.

Блинников Л.В. Краткий словарь философов. – М., 1994.

Краткий философский словарь / Под ред. А.П.Алексеева. – М., 1999.

Русская философия: Словарь / Под общ ред. Маслина. – М., 1999.

Русская философия: Малый энциклопедический словарь. – М., 1995.

Современная западная философия: Словарь / Малахов В.С. и др. – М., 1998.

Современная западная философия: Словарь. – М., 1991.

Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Дону, 1995.

Современный философский словарь / Под ред. В.Е.Кемерова. – М., Бишкек, Екатеринбург, 1996.

Сто русских философов: Биографический словарь / Сост. А.Д.Сухов. – М., 1995.

Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. – М., 1991.

Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С.Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. – 2-е изд. – М., 1989.

Философский энциклопедический словарь / Под ред. Е.Ф.Губского, Г.В.Кораблева, В.А.Лутченко. – М., 1997.

Хюбшер А. Мыслители нашего времени: Справочник по философии ХХ века. – М., 1994

Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. – М., 1999.

 

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Для обеспечения дисциплины необходимы: аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий, имеющие техническое оснащение для просмотра видео- и фото- материалов, презентаций; технические средства обучения: проектор; ноутбук; телевизор, ДВД-проигрыватель; учебно-наглядные пособия: тематические презентации и слайды, видеофильмы, технические средства обучения: передвижная мультимедийная установка;

экран, Интернет.

 

Предлагаемая программа представляет собой системное изложение основ важнейшей для будущих учителей дисциплины – философии. Она определяет ориентиры обстоятельного усвоения содержания данного курса, способствует организации самостоятельного изучения дисциплины.

Курс «Философия» направлен на изложение современного понимания всеобщего в системе «человек-мир» посредством понятий и категорий, выражающих системность, структурность, соотношение явления и сущности, единичного и общего, части и целого, определяющих связи детерминации в природном, социальном и собственно человеческом мирах.

Философия является по преимуществу мировоззренческой и методологической дисциплиной, а поэтому занимает центральное место в системе педагогического образования, имеет прочные отношения с другими дисциплинами, как естественнонаучными, так и социально-гуманитарными.

Данный курс способствует выработке у студентов отчетливой морально-нравственной и эстетической позиции.

Основная цель философии – ввести студентов в удивительный и увлекательный мир человеческой мудрости, в мир всеобщего.

Организация изучения данного курса включает в себя:

- лекции, целью которых является рассмотрение основных понятий и логики философского познания;

- практические (семинарские) занятия, развивающие умения и навыки студентов по применению полученных на лекциях знаний для решения конкретных философских проблем;

- самостоятельную работу студентов, направленную на теоретическое и практическое усвоение философских знаний, полученных в процессе лекционных и семинарских занятий.

В основу программы положены принципы научности, целостности, системности, динамизма, фундаментальности, интегрированности и дополнительности. Настоящая программа выражает новые достижения философии, представляет собой интеграцию современных научных знаний в аспекте решения образовательных задач.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.