Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие личности и самосознания дошкольника




Продуктивная деятельность в дошкольном возрасте. Схематизм детского рисунка.

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Изобразительная деятельность имеет непосредственное отношение к развитию мышления ребенка. Детский рисунок – своеобразный вид диагностики развития детского мышления.

Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация. Их взаимосвязь прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания продукта. К ним относятся форма, ритм линий и форм на плоскости, объем.

В процессе конструирования решаются какие-либо технические задачи,

предполагающие создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов. Важно, чтобы постройка соответствовала требованиям реального сооружения и выполняла его назначение.

Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте:

1. дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций;

2. дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов;

3. расширяется область творческих проявлений.

Этапы развития изобразительной деятельности:

3 этап в становлении изобразительной деятельности – замысел - связан с интенсивным развитием в начале дошкольного возраста знаковой функции сознания. Процесс рисования предполагает действие замещения.

Слово устанавливает и закрепляет связь между предметом и изображением. Речь постепенно начинает контролировать, планировать и регулировать процесс рисования, помогая ребенку стимулировать и воплощать замысел. Замыслы младших дошкольников еще остаются неустойчивыми. Внешние раздражители, возникшие трудности заставляют ребенка отказаться от первоначальной цели. Старший дошкольник не только констатирует результат рисования и формулирует замысел, но и реализует. Но без специального обучения замыслы детей к 7 годам часто не детализированы и развиваются по мере создания изображения.

Переход к намеренному изображению предмета создает условия для того, чтобы рисунок все больше приближался к действительности и становился узнаваемым. При обучающем воздействии взрослого у ребенка формируется ручная умелость, которая позволяет в процессе рисования создавать изображение, близкое к реальному объекту.

4этап - схематизм. Ребенок изображает всю действительность, как он себе ее представляет. Рисунок включает весь опыт малыша: то, что он видит, знает, чувствует. Он отражает внешний вид предмета, знание о нем и двигательно-осязательный опыт. Рисунок, хотя и узнаваем, часто схематичен, является только указанием на предмет, а не его подробным изображением, поэтому лишь напоминает реальный объект. Причину схематизма следует искать в несовершенстве технических приемов рисования, а также в образном, конкретном характере мышления дошкольника. В рисунке, несомненно, присутствует обобщение, но образное. В схематичном рисунке нет объема, присутствует линия горизонта, лицо изображается в анфас, присутствует упрощение рисунка, нет динамики, изображение статично. После 5 лет, также при помощи взрослого, дети начинают преодолевать сложившиеся шаблоны.

5этап - творчество. Реализация замысла, самостоятельное нахождение средств для его воплощения, новое оригинальное решение в создании образа характеризуют проявления творчества в детском рисовании.

Главными средствами выразительности, используемыми дошкольниками, являются линия и цвет. Композиция и величина объектов также выражают отношение ребенка к изображаемому.

Особенности развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте:

1. Изобразительная деятельность включается в развитие знаковой функции сознания и, моделируя действительность, расширяет границы её познания;

2. формируется ручная умелость, позволяющая передать богатое содержание рисунка;

3. развивается умение создавать и воплощать замыслы;

4. осваиваются специфические выразительные средства изобразительной деятельности.

Необходимо помнить о том, что отношение к первым попыткам детского творчества должно быть очень аккуратным и чрезвычайно тактичным. Важный вывод делает Л.С.Выготский: ценность художественного воспитания состоит в том, что оно создает, а не формирует знания и навыки.

5. Особенности психического развития дошкольника.

А). Основные новообразования возраста:

1. Новая внутренняя позиция;

2. Соподчинение мотивов;

3. Формирование самосознания и самооценки, осознание своего места в системе общественных отношений.

Б). Р азвитие п.п.п.:

Память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления (Л.С.Выготский).

Память, объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер. Формируются элементы словесно – логической памяти.

У младшего дошкольника память непроизвольная, ребенок не владеет специальными способами запоминания. В среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память.

Внимание

Значительно возрастет концентрация, объем, устойчивость внимания, складываются элементы произвольного внимания. Произвольное внимание напрямую связано с развитием познавательных интересов детей.

Речь является универсальным средством развития внимания.

Речь

К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а так же предметом сознательного изучения. Язык для ребенка становится действительно родным.

К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. Интенсивно растет словарный запас, грамматический строй речи. В конце дошкольного возраста ребенок переходит к контекстной речи.

Восприятие

Становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия: наблюдение, рассматривание, поиск.

Дети усваивают систему сенсорных эталонов.

Развитие восприятия это формирование перцептивных действий, которое проходит 3 основных этапа:

1. предметное восприятие - с обязательным осязательным действием руки;

2. формирование дистантных действий (с помощью зрения);

3. перцептивные действия становятся ещё более скрытыми, автоматизированными.

Мышление

Переход от наглядно – действенного к наглядно - образному, а к концу периода оно становится словесно - логическим.

Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Детские опросы – показатели развития любознательности.

Развиваются индивидуальные качества ума: самостоятельность, гибкость и пытливость.

Для мышления характерны 2 основные особенности (опыты Ж.Ж.Пиаже)

1. непонимание принципа сохранения постоянных основных свойств вещей;

2. неспособность учить сразу несколько признаков предмета, и сопоставить их изменения – детский эгоцентризм.

Уровень познавательного развития является критерием развития интеллекта.

1. Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интеллектуальному и личностному развитию. Меняется и среда, и отношения ребенка к среде. Возрастает уровень запросов к себе, к собственному успеху, положению, появляется уважение к себе.

Появляется осознание себя во времени. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника, появляется самокритичность. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, к перестройке потребностей и побуждений. То, что было значимо раньше, становится второстепенным.

2. Происходит активное формирование самооценки. Высокая самооценка появляется во 2ой половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки и рациональной оценки чужого поведения. Дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы.

3. Усвоение социальных норм поведения: формирование ценностного отношения к окружающему предметному миру.

4. Развитие эмоционально- мотивационной сферы.

5. Потребность в признании.

Развитие эмоциональной сферы.

День ребенка настолько насыщен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения. В целом, характерна спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам.

Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Постепенно развивается умение определять эмоциональное состояние других людей. Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными, разумными. Формируются высшие чувства. Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка. Механизм эмоционального предвосхищения описал подробно А.В.Запорожец. В воспитании детей необходимо ориентироваться на эмоциональное воображение, а не на сознательность ребенка.

Развитие мотивационно - потребностной сферы.

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, становится соподчинение мотивов. Мотивы приобретают относительную устойчивость, разную силу и значимость. Однако

осознанность мотива остается еще слабой. Складывается индивидуальная мотивационная система ребенка. Появляются новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, с моральными нормами: потребность доброжелательного отношения к себе взрослых, мотив достижения успеха, соревновательные, познавательные мотивы. Наиболее сильный мотив – поощрение, получение награды. Наиболее слабый мотив - прямое запрещение каких либо действий, наказание, исключение из игры, собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно. Регулировать свое поведение дошкольнику помогает воображаемый контроль, образ другого человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1833; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.