Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая готовность дошкольника к школьному обучению




Кризис 7 лет.

Это период рождения социального «Я» ребенка (Л.И. Божович). Кризис социальных отношений. Он связан с появлением нового системного новообразования – «внутренней позиции», которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. В период кризиса 7лет проявляется то, что Л.С.Выготский называет обобщением переживаний, благодаря чему появляется ЛОГИКА ЧУВСТВ, становится возможной борьба переживаний ( Эффект горькой конфеты).

Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы ребенка приводит к возникновению внутренней жизни ребенка.

Смысловая ориентировка в собственных действиях становится для ребенка важной стороной внутренней жизни (ребенок сначала начинает размышлять, прежде чем начинает действовать). Теряется импульсивность и непосредственность поведения. Ребенок начинает скрывать свои переживания, колебания, пытается не показывать, что ему плохо.

В этот период для ребенка характерно «манерничание», кривляние - это защитная реакция, им хочется быть опять маленькими. Взрослым необходимо снизить планку требований, предъявляемых к ребенку в этот период.

Таким образом, кризис 7лет представляет собой внутренние изменения ребенка при относительно незначительных внешних изменениях и социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.

Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Переход ребенка на следующий возрастной этап во многом связан с психологической готовностью ребенка к школе.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении. Он должен достичь определенного уровня умственного, эмоционального, волевого развития.

Психологическая готовность к школе – сложное, комплексное, многогранное образование, охватывающее все сферы жизни ребенка, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, произвольной, интеллектуальной сфер.

Укажем центральные компоненты, которые составляют психологическую готовность к обучению в школе:

1. новая внутренняя позиция, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;

2. в познавательной сфере: знаково-символическая функция сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, сравнивать, познавательные интересы;

3. в личностной сфере: произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества;

4. в сфере деятельности и общения: умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность.

Обычно выделяют два аспекта психологической готовности – личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе.

Интеллектуальная готовность включает в себя:

1. ориентировку в окружающем;

2. запас знаний;

3. развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать объекты);

4. развитие разных типов памяти;

5. развитие произвольного внимания;

6. развитие речи и всех остальных психических познавательных процессов.

Мотивационная готовность включает в себя внутреннюю мотивацию (желание учиться, потому что там интересно, источник внутренного стремления к З.У.Н.), а не внешнюю (наличие нового ранца). Дошкольники «зрелые», с высоким уровнем готовности имеют более высокие показатели результативности, в большей мере склонны к выполнению норм и правил.

Чтобы определить уровень психологической готовности дошкольника, проводят диагностику по определенным методикам, например, ориентировочная методика Керна – Йирасика.

Уровень готовности определяется по следующим параметрам:

1. Уровень развития интеллекта; 2. Мотивация;

3. Планирование деятельности; 4. Контроль действий.

Выделяют 6 уровней готовности:

1. очень высокий; 2. высокий; 3. выше среднего; 4. средний; 5. ниже среднего; 6. низкий.

Цель психологической готовности подготовить дошкольника к школьному обучению. Чем выше уровень готовности, тем легче будет проходить адаптация к школе.

Адаптация – процесс и результат взаимодействия личности с изменяющейся социальной средой, в ходе которого постепенно согласуются требования обеих сторон так, что личность получает возможность выживания, а среда – воспроизведения. Выделяют социальную, физиологическую, психологическую адаптацию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.