Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зачетные вопросы




1. Что является предметом формальной логики и в чем ее значение?

2. К чему приводит обобщение знания об отдельных предметах и их свойствах и отношениях?

3. Чем отличается логическая форма от формы предметов?

4. Какие значения принимают логические высказывания?

5. Назовите виды семантических категорий.

6. Объясните основные принципы (законы) логики, представьте их в символической записи.

7. Раскройте понятия «паралогизм» и «софизм» как логические ошибки. Чем они отличаются от фактических ошибок?

8. Какая ошибка возникает при нарушении закона тождества? Приведите пример.

9. Что необходимо знать для правильного применения закона непротиворечия?

10. Что устанавливает закон исключенного третьего?

11. Что выражает принцип достаточного основания?

12. В чем состоит значение законов логики в учебной и научной деятельности?

13. На каких языках основаны традиционная и математическая логики?

14. Какими символами оперирует символическая логика?

15. Раскройте суть именной и пропозициональной функций.

16. Приведите пример простого и сложного имени, объясните суть их отличия.

17. Перечислите признаки предмета в логической классификации и приведите примеры, характеризующие их.

18. Чем различаются: слово, понятие, термин?

19. Что такое содержание и объем понятия? Объясните смысл закона обратного отношения между содержанием и объемом понятия.

20. Приведите примеры видов понятий по объему.

21. Приведите примеры видов понятий по содержанию.

22. Приведите примеры и объясните суть логически сравнимых и несравнимых понятий.

23. Приведите пример совместимых понятий и изобразите отношения между ними с помощью кругов Эйлера.

24. Объясните на примере отношение равнообъемности понятий.

25. Объясните на примере отношение пересечения понятий.

26. Объясните на примере отношение подчинения понятий.

27. Объясните на примере отношения «род», «вид», «индивид».

28. Приведите пример несовместимых понятий и изобразите отношения между ними с помощью кругов Эйлера.

29. Объясните на примере отношение соподчинения.

30. Объясните на примере отношение противоположности.

31. Объясните на примере отношение противоречия.

32. Что значит «обобщить понятие»? Приведите пример.

33. Что значит «ограничить понятие»? Приведите пример.

34. В чем сущность и значение определения понятия?

35. Назовите и охарактеризуйте виды определений понятия.

36. Как определить понятие через род и вид?

37. Приведите пример генетического определения понятия.

38. Что требует правило соразмерности в определении понятия? Назовите две ошибки, связанные с нарушением правила соразмерности.

39. Что значит «тавтология в определении»?

40. К какой ошибке приводит нарушение правила ясности в определении понятия?

41. В чем суть отрицательного определения?

42. В каких случаях прибегают к неявным определениям?

43. Приведите пример определения через отношение противоположности.

44. Приведите пример контекстуального определения.

45. Приведите пример остенсивного определения.

46. В чем сущность деления понятия?

47. Как производится деление понятия по видоизменению признака?

48. Приведите пример дихотомического деления. В чем его преимущества и недостатки?

49. В чем суть правила соразмерности при делении понятия? К каким двум ошибкам приводит нарушение правила соразмерности?

50. В чем суть правила деления по одному основанию?

51. Приведите пример нарушения правила непрерывности в делении понятия.

52. Какое значение в науке имеет классификация как особый вид деления? Почему она не может быть завершенной?

53. Дайте определение и общую характеристику суждения. Обозначьте его логическую структуру.

54. Приведите пример атрибутивного суждения и обозначьте его структуру.

55. Приведите пример реляционного суждения и обозначьте его структуру.

56. Приведите пример экзистенциального суждения и обозначьте его структуру.

57. Приведите схемы суждений со сложным субъектом и сложным предикатом.

58. Изобразите логический квадрат и обозначьте на нем количественные и качественные характеристики атрибутивных (категорических) суждений.

59. Что устанавливает количественная характеристика суждений?

60. Приведите примеры выделяющего и исключающего суждений.

61. Что является терминами суждений? Обозначьте их.

62. Что такое распределенность (нераспределенность) терминов в суждении?

63. Изобразите распределенность (нераспределенность) терминов в суждениях SaP, SeP, SiP, SoP c помощью кругов Эйлера.

64. Приведите примеры сравнимых и несравнимых суждений.

65. Дайте характеристику отношений между суждениями, используя логический квадрат.

66. Приведите примеры отношений между суждениями: противоположности, противоречия, субординации, частичной совместимости.

67. Какова роль умозаключений в получении выводных знаний?

68. Приведите пример умозаключения, разберите его состав, изобразите его схему.

69. Назовите виды умозаключений в зависимости от строгости вывода, его направленности, от количества посылок.

70. Изобразите схемы непосредственных умозаключений (превращение и обращение) и объясните их суть.

71. Дайте характеристику состава категорического силлогизма.

72. Приведите пример категорического силлогизма и сделайте его полный разбор.

 

73. Назовите правила фигур категорического силлогизма. Приведите примеры нарушения этих правил.

74. Назовите правила терминов категорического силлогизма. Приведите примеры нарушения этих правил.

75. Назовите правила посылок категорического силлогизма, Приведите примеры нарушения этих правил.

76. Понятие о модусах категорического силлогизма. Приведите пример модуса Barbara.

77. Какой силлогизм называется энтимемой?

78. Покажите механизм образования сложных суждений.

79. Назовите основные группы сложных суждений.

80. От чего зависит истинность или ложность конъюнктивного суждения?

81. От чего зависит истинность или ложность дизъюнктивного суждения?

82. От чего зависит истинность или ложность импликативного суждения?

83. От чего зависит истинность или ложность эквивалентного суждения?

84. Назовите и охарактеризуйте виды модальностей.

85. В чем суть модальности суждений?

86. Приведите пример и схему чисто условного умозаключения.

87. Приведите пример и схему условно-категорического умозаключения по утверждающему модусу.

88. Приведите пример и схему условно-категорического умозаключения по отрицающему модусу.

89. Приведите пример и схему разделительно-категорического умозаключения по утверждающе-отрицающему модусу.

90. Приведите пример и схему разделительно-категорического умозаключения по отрицающе-утверждающему модусу.

91. Какое умозаключение называется условно-разделительным? На какие виды оно делится?

92. Приведите схемы простой конструктивной и простой деструктивной дилеммы

93. Какая индукция называется полной и какая неполной?

94. Что является условием достоверного вывода в полной индукции?

95. На каких принципах выведены методы установления причинной связи?

96. Что представляет собой метод единственного сходства и единственного различия?

97. В чем особенности метода сопутствующих изменений?

98. Приведите определение и схему умозаключения по аналогии.

99. Что такое доказательство?

100. Назовите состав доказательства и определите его части.

101. Какое доказательство называется прямым? Постройте его схему.

102. Какое доказательство называется косвенным? Приведите его схему.

103. Чем обосновывается истинность тезиса в апагогическом доказательстве?

104. Что такое опровержение?

105. Назовите способы опровержения и их оптимальный выбор.

106. Назовите правила тезиса в доказательстве и приведите примеры их нарушения.

107. Назовите правила аргументов в доказательстве и приведите примеры их нарушения.

108. Назовите правило демонстрации в доказательстве и приведите примеры ошибок в демонстрации.

109. Назовите приемы, отвергаемые логикой, но используемые в дискуссиях и спорах.

110. Дайте определение гипотезы, назовите ее виды.

111. Какие этапы можно выделить в построении и проверке гипотезы?

112. Чем становится гипотеза после полного ее доказательства?

 

Изучив "Логику", студенты должны

знать:

‑ историю возникновения и этапы развития логики, сущность, содержание и специфику логики как науки;

‑ сущность и содержание принципов логики, категорий, их особенности и взаимосвязь, а также диалектику взаимосвязи логики с объективной реальностью;

‑ особенности структуры формальной логики, методы доказательства истинности и правильности понятий, суждений и умозаключений, способы обнаружения противоречия в ложных или сознательно искаженных суждениях и умозаключениях;

 

уметь:

 

‑ обоснованно и творчески применять основные положения логики в мыслительном процессе;

‑ умело осуществлять логику научного познания мира в целях эффективности своей профессиональной деятельности;

‑ на основе правил логики понимать сущность, особенности и эволюцию развития понятий как важнейших и существенных характеристик отражаемого в сознании мира;

‑ владеть искусством логичного доказательства в дискуссиях, аргументированно обосновывать и отстаивать личную позицию и собственные взгляды;

выполнять:

- самостоятельную работу вне аудитории. Самостоятельная работа студентов включает: обстоятельную доработку и усвоение прослушанных лекций; изучение учебной и дополнительной литературы по логике; подготовку к предстоящему практическому занятию; решение логических задач и упражнений.

В ходе самостоятельной работы обучаемому важно последовательно решить задачи: от изучения учебной литературы переходить к углублению знаний по логике через монографические издания, Интернет, а также статьи, помещаемые в специальных научных журналах, прежде всего в журнале "Вопросы философии".

Важной контрольной формой занятия является зачет. Он проводится по вопросам, подготовленным преподавателем обучаемым. Зачет проводится индивидуально с каждым студентом. В процессе этой формы занятия определяется уровень знаний студентов, степень усвоения ими учебной и дополнительной литературы по логике, умения и навыки логического мышления, способности связывать полученные теоретические знания с анализом социальных процессов в российском обществе, профессиональной деятельностью.

 

Распределение часов курса по темам и видам работ (дневное отделение)

Название раздела, темы Количество часов
Аудиторные занятия Самостоятельная работа ВСЕГО  
Лекции Семинары
  Предмет и значение науки логики. Формальный язык и семантические категории        
  Понятие как форма мысли и итог познания     3,5 5,5
  Логические операции над понятиями     3,5 5,5
  Суждение как форма мышления     3,5 5,5
  Логические операции с суждениями     3,5 5,5
  Умозаключение как форма выводного знания       5,5
  Логические операции с умозаключениями     3,5 5,5
  Силлогизм как опосредованное умозаключение     3,5 5,5
  Логические операции с категорическим силлогизмом и его модификациями     3.5 5,5
  Доказательство и опровержение     3,5 5,5
  Правила и ошибки в доказательстве и опровержении     3,5 5,5
  Гипотеза и ее познавательное значение     3,5 5,5
  Дедукция, индукция и аналогия в правдоподобных умозаключениях     3,5 5,5
  Методы установления причинной связи     3,5 5,5
  Условные умозаключения     3,5 5,5
  Основные законы логики        
  Элементы логики высказываний        
  ИТОГО        

Распределение часов курса по темам и видам работ (заочное отделение)

Название раздела, темы Количество часов
Аудиторные занятия Самостоятельная работа ВСЕГО  
Лекции Семинары
  Предмет и значение науки логики. Формальный язык и семантические категории        
  Понятие как форма мысли и итог познания     4,5 5,5
  Логические операции над понятиями     4,5 4,5
  Суждение как форма мышления     4,5 5,5
  Логические операции с суждениями     4,5 4,5
  Умозаключение как форма выводного знания     4,5 5,5
  Логические операции с умозаключениями     4,5 4,5
  Силлогизм как опосредованное умозаключение     4,5 5,5
  Логические операции с категорическим силлогизмом и его модификациями     4.5 4,5
  Доказательство и опровержение     4,5 5,5
  Правила и ошибки в доказательстве и опровержении     4,5 4,5
  Гипотеза и ее познавательное значение     4,5 5,5
  Дедукция, индукция и аналогия в правдоподобных умозаключениях     4,5 4,5
  Методы установления причинной связи     4,5 5,5
  Условные умозаключения     4,5 4,5
  Основные законы логики        
  Элементы логики высказываний        
  ИТОГО        

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.