Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение понятий




Вопросы для самопроверки

1. Перечислите признаки предмета в логической классификации.

2. Чем различаются: слово, понятие, термин?

3. Что такое содержание и объем понятия?

4. Объясните смысл закона обратного отношения между содержанием и объемом понятия.

5. В чем суть сравнимых и несравнимых понятий?

6. Охарактеризуйте функции понятий.

Упражнения

Выделите существенные и несущественные признаки для данных понятий.

Пример

Рейтинг: числовой показатель, включает дату, уровень оценок, интеллект, должность, профессия, деятельность индивида, деятельность организации, деятельность подразделения, староста группы, студенческая группа, студент Иванов.

Существенные признаки: числовой показатель, уровень оценок, деятельность индивида, подразделения, организации.

Несущественные признаки: включает дату, интеллект, должность, профессия, староста группы, студенческая группа, студент Иванов.

 

1. Обвиняемый: конкретный человек, лицо, субъект права, обвинительный приговор, уголовно-процессуальный порядок, предъявление обвинения, решение о привлечении к суду, решение о привлечении к уголовной ответственности, студент, мать двоих детей, Иванова Галина Ивановна.

2. Армия: орган государства, воинские подразделения на конкретной территории, вооруженная часть граждан, орган проведения политики государства, орган, осуществляющий вооруженное насилие, армия России, войска Организации Объединенных Наций.

3. Буровая: вышка для бурения, подразделение для производства буровых работ, комплекс технических средств для бурения скважин, Вой-Вожская буровая, вышка для удержания бурильных штанг в вертикальном положении. (Если есть, то назовите еще дополнительные существенные признаки).

 

Глава третья. Логические операции с понятиями

 

 

Определение понятий (definitio) – одна из важнейших логических операций, которую мы постоянно совершаем как в повседневной жизни, так и в научном процессе. Смысл ее заключается в том, что, раскрывая содержание понятия, мы устанавливаем существенные признаки, и тем самым отличаем определяемый предмет от всех сходных предметов. Предметом определения могут быть как вещи, свойства и отношения, так и знаки, служащие для их обозначения. Определение представляет собой сложное суждение, у которого субъектом служит определяемое понятие, а предикат состоит из такого соединения нескольких понятий, чтобы в каждом из них мыслился какой-либо существенный признак определяемого понятия по одному основанию, при этом содержание понятия должно быть полностью исчерпано. Поэтому берутся не все признаки, а лишь такие, которые необходимы и достаточны, чтобы отличить определяемый предмет или класс предметов от других предметов. Таких признаков бывает, как правило, немного.

В науке мы часто добиваемся лишь правильного употребления термина, обозначающего определяемое понятие через его объем, поскольку в силу некоторых обстоятельств не можем раскрыть содержание этого понятия. В этом случае определение принято называть номинальным (от латинского «nomen» - имя). Определения, указывающие на содержание определяемого понятия, принято называть реальными (от латинского «res» - предмет, вещь).

Роль номинальных определений заключается в том, чтобы ограничить объем наших исследований, то есть какие предметы должны быть подвергнуты исследованию. Роль реальных определений заключается в том, чтобы служить основанием доказательств.

В науке определение необходимо для решения двух познавательных задач: 1) установление существенных черт определяемого предмета и 2) отличение определяемого предмета от других, сходных с ним предметов.

Всякое определение в науке, будет ли оно номинальным или реальным, устанавливает строгое значение термина, которым обозначается определяемое понятие. Поэтому употребление научных терминов подчиняется следующим правилам:

1). Употреблять научный термин следует в одном и том же значении и, если это необходимо, уточнять значение термина в рамках конкретной науки.

2). Если понятие стало общепринятым, то не следует создавать новый термин для его обозначения.

3). Если данный термин приобрел твердое общепринятое значение, то его следует употреблять только в этом значении.

4). При употреблении понятий для ясности и точности изложения использовать родной (государственный) язык, а если вводится иностранное слово, то объяснить необходимость его употребления.

5). Если термин не имеет твердого общепринятого значения, то каждый вправе наполнить его тем содержанием, которое считает более точным для передачи смысла.

В повседневной практике мышления определения не имеют строгого научного смысла и поэтому задача решается лишь в установлении их отличия от других, им подобных. Следует подчеркнуть, что определяемый предмет существует до и независимо от определения, как и признаки, ему принадлежащие.

При определении какого-либо предмета нам необходимо указать те признаки, которые отличают данный предмет от всех сходных с ним предметов, относящихся к данному роду и виду (классу) предметов. Например, прямоугольник, круг, треугольник имеют общий родовой признак – все они являются геометрическими фигурами. Для каждой фигуры существуют видовые признаки, отличающие их друг от друга: четыре стороны прямоугольника, три стороны треугольника, окружность круга. Внутри вида существуют разновидности, которые имеют собственные отличительные признаки: квадрат – геометрическая фигура, представляющая прямоугольник с равными сторонами; равносторонние треугольники отличаются от других треугольников равными сторонами и т.д. Определение через род и вид являются наиболее распространенными. Наиболее близкими к нему относятся определения генетические, функциональные и структурные.

Генетическое (от греческого слова «genesis», происхождение) определение указывает на происхождение или образование определяемого предмета. Например: «Окружность – геометрическая фигура, образованная замкнутой линией, равноудаленной от точки внутри этой фигуры». Или: «Мораль – это система нравственных норм, сложившихся в результате общественных отношений».

Функциональное (от латинского слова «functio», исполнение, обязанность) определение указывает на назначение предмета или роль, какую выполняет предмет. Например: «Манометр – прибор для измерения давления жидкостей и газов». Или: «Реле – элемент автоматического изменения состояния цепи в результате внешнего воздействия».

Структурное (от латинского слова «structura» - взаиморасположение и связь, способ связи элементов системы) определение указывает на способ связи частей чего-либо целого. Например: «Дискета – малоформатный магнитный диск, защищенный от механических и химических повреждений пластмассовым корпусом и замком».

Особой разновидностью является онтологическое определение.

Онтологическое (от греческого слова «оntos», сущность) определение применяется как научное, поскольку фиксирует признаки, раскрывающие сущность предмета, принципы его существования. Например: «Движение – это изменение вообще». Или: «Жизнь – это существование белковых тел». Возьмем два определения: 1) «Человек есть животное, способное производить и социально использовать орудия труда». 2) «Человек есть разумное животное». Оба определения имеют признаки, отличающие человека как биологического вида от других животных. Однако признак «разумное животное» является производным от признака «способный производить орудия труда». Именно труд как условие социальной жизни обусловил появление членораздельной речи, универсальной кисти руки и разума. Поэтому действительно научным будет первое определение.

Наиболее полное раскрытие содержания понятия возможно лишь при условии, если в определении предмета выделяются только те признаки, которые фиксируют его сущность. Следует учесть, что при невыполнении условий задач, относящихся к определению, возможны ошибки определения.

Заметим, что в операции определения участвуют: определяемое понятие, которое должно соответствовать определяемому предмету и определяющие понятия, посредством которых раскрывается содержание определяемого понятия. Основная задача определения состоит в том, чтобы отличить определяемый предмет, принадлежащий некоторому множеству, от других предметов этого множества. При выполнении этой задачи объем (совокупность предметов, мыслимых в данном множестве) определяемого понятия будет равен объему определяющего понятия. Это называется правилом соразмерности. Например, в определении «квадрат есть прямоугольник, стороны которого равны» объем понятия «квадрат» совпадает с объемом понятия «прямоугольник» по общему для обоих понятий основанию ‑ равенству сторон.

Если условие задачи не выполняется, то возможны две ошибки: 1) объем определяющего понятия может быть шире объема определяемого понятия (ошибка слишком широкого определения). Например, если определить квадрат как четырехугольник, имеющий равные стороны, то под это определение подойдут и ромбы, поэтому следует добавить еще один признак – равные углы: «Квадрат есть геометрическая фигура, имеющая равные стороны и углы» и 2) объем определяющего понятия может быть уже определяемого понятия (ошибка слишком узкого определения). Например, если определить параллелограмм как четырехугольник, у которого все стороны равны, а противоположные параллельны, то под него подойдут только ромбы и квадраты, поэтому следует удалить лишний признак – равные стороны: «Параллелограмм есть геометрическая фигура, у которой противоположные стороны параллельны».

При установлении сущности определяемого предмета возможны следующие ошибки:

1). Предмет определяется понятием, которое само может быть понято через определяемое понятие (порочный круг). Например, в определении вращения «вращение есть движение вокруг оси», понятие оси само определяется через понятие вращения – «ось – прямая, вокруг которой происходит вращение».

2). Определяемое и определяющие понятия тождественны по содержанию, хотя могут быть выражены в различных словах (тавтология). Например: «Лентяй – это ленивый человек».

3) Вместо научных понятий берутся образные сравнения (метафора). Например: «Архитектура это застывшая музыка».

4) В определении в качестве видового отличия выступает отрицательное понятие. Например: «Арбуз – это ягода, не растущая на болоте».

 

Итак, основными правилами определения являются следующие:

1). Определение должно быть соразмерным, то есть в определении нельзя пропускать признаки, входящие в содержание понятия, и нельзя включать признаки, не принадлежащие к содержанию определяемого понятия. Но если лишний признак не принадлежит к числу существенных, то он не делает определение слишком узким.

2). В определении не должно быть круга.

3). Определение должно быть свободным от двусмысленностей.

4). Определение не должно состоять из отрицаний.

У четвертого правила может быть исключение. Это имеет место тогда, когда требуется определить очень широкие понятия (применяется в науке). Отрицания могут быть в определении, но только вместе с положительными признаками, входящими в содержание понятия. Например, «параллельные линии – это прямые, лежащие на одной плоскости и нигде не пересекающиеся», или: «прямая – это линия, образованная бесконечным множеством точек на плоскости».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.