Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика умозаключения




Если основной задачей логики является составление приемов приобретения и доказательства знаний, то одним из главных приемов является умозаключение. Умозаключением называется такой прием мышления, посредством которого из некоторого исходного знания, имеющегося в суждениях, мы получаем новое знание и, следовательно, новое суждение, новую мысль.

Способы, посредством которых мы получаем новое знание, можно условно разделить на две категории: 1) эмпирический, непосредственно опытный, как простое выражение наблюдаемых фактов и 2) выводной, опосредованный ранее приобретенным знанием. Поэтому умозаключением является такой акт мысли, посредством которого мы устанавливаем новые знания независимо от непосредственного наблюдения. Иными словами, весь опыт человечества, заключенный в понятиях и суждениях, мы используем опосредованно в умозаключении.

Принимая во внимание тот факт, что всякое знание служит ответом на один из вопросов: к какому предмету относится данное определение, и какое определение относится к данному предмету, то задачей умозаключения в каждом частном случае является нахождение ответа на тот или другой вопрос. Решая эти вопросы путем умозаключения, мы обращаемся к уже имеющимся у нас знаниям и решаем задачу, считая, что если данное определение содержится в предмете, принадлежащему данному классу, то это же определение относится ко всем предметам данного класса; или, зная, что в известном предмете содержится некое определение, то можно утверждать, что и другие предметы содержат это же определение по одному основанию.

Поскольку задача умозаключения состоит в выводе неизвестного знания из известного, то в состав этой логической операции должно входить знание, из которого делается вывод, и знание, которое выводится из первого. Первое знание мы называем основным, а второе – выводным. Но поскольку вывод опирается на логические правила, то необходимо еще знание этих правил. Это знание мы называем обосновывающим. Если вспомним, что мы выражаем мысли с помощью суждений, то в состав умозаключения должны входить три суждения: основное, выводное и обосновывающее. Последнее суждение является важнейшим элементом умозаключения: его задача состоит в разрешении права высказать одно суждение на основании другого.

Если сравнить между собой основное и выводное суждение одного и того же умозаключения, то окажется, что они различаются или субъектами, или предикатами. Это объясняется тем, что выводное суждение получается из основного или через замену его субъекта, или через замену предиката. Отсюда следует, что задача умозаключения состоит в нахождении или нового субъекта, имеющего основание для определения, установленного относительно субъекта основного суждения, или же нового предиката, заключающего информацию о субъекте основного суждения.

Так, например, в умозаключении

Все жиры не растворяются в воде

Солидол – жир

Солидол не растворяется в воде

новое знание в выводе выражается в том, что от класса предметов, имеющих общий признак (жиры), мы перешли к предмету, имеющему тот же признак, и, следовательно, он обнаружил принадлежность к данному классу.

В умозаключении:

К геометрическим фигурам относятся: окружность, многоугольник.

Окружность есть кривая замкнутая линия.

Многоугольник есть прямая замкнутая линия,

следовательно, все геометрические фигуры являются замкнутыми линиями,

новое знание в выводе выражается в том, что от класса предметов с особенными признаками мы перешли к общему классу предметов (все геометрические фигуры).

Выяснить, при каких условиях это становится возможным и является целью умозаключительного процесса.

Все умозаключения можно разделить на три группы: 1)в зависимости от строгости вывода – необходимости (достоверности) и правдоподобности (вероятности), 2) в зависимости от количества посылок – непосредственные и опосредованные, 3) по направленности вывода – дедуктивные, индуктивные и традуктивные.

Умозаключения необходимости используются для обоснования истинности или ложности суждений и часто используются в научном знании.

Если посылками умозаключения необходимости берутся истинные суждения, то, при соблюдении логических правил, мы получаем в выводе также истинное суждение.

Если, соблюдая логические правила, мы получаем в выводе ложное суждение, то это свидетельствует о том, что одна или несколько посылок, взятых для построения вывода, являются ложными суждениями.

Умозаключения правдоподобности используются для обоснования вероятности суждения, но от этого их значимость для получения нового знания не умаляется:

На планете земля есть вода в агрегатном состоянии

Марс - планета

вероятно, на Марсе есть вода в агрегатном состоянии

В непосредственных умозаключениях вывод делается только из одной посылки путем преобразования её суждения либо с изменением качества суждения без изменения его количества (превращение), либо с изменением количества суждения без изменения качества (обращение), при этом субъект посылки становится предикатом вывода, а предикат посылки – субъектом вывода. О преобразовании суждений из одной посылки см. в § 2, главе пятой.

В опосредованных умозаключениях вывод делается из двух и более посылок. При этом первая посылка опосредована второй, вторая – третьей и т.д.

В дедуктивных умозаключениях вывод направлен от знания большей степени общности к новому знанию меньшей степени общности (от общего к частному):

Все дети любят мороженое

Катя - дитя

Катя любит мороженое

В индуктивных умозаключениях вывод направлен от знания меньшей степени общности к новому знанию большей степени общности (от частного к общему):

Если металлы алюминий, медь, свинец, железо проводят электричество, то, вероятно, все металлы проводят электричество.

В традуктивных умозаключениях (умозаключения по аналогии) вывод направлен от знания определенной степени общности к новому знанию той же степени общности (от частного к общему):

Если все люди на планете Земля имеют одну голову, то инопланетянин с одной головой – человек.

Во всех умозаключениях следование вывода из посылок является частным случаем применения правил данного вида умозаключения.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
по строгости вывода
по количеству посылок
по направленности вывода
достоверности (необходимые)
непосредственные
дедуктивные
индуктивные
традуктивные
вероятности (правдоподобные)
опосредованные

КЛАССИФИКАЦИЯ УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ

 

 

 


Рис. 1

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.