1. Изучить предложенную литературу, сделать необходимые при ответе вопросы выписки.
2. Выписать принципы построения развивающей среды из книги Петровского В. А.
3. Изучить и выписать из методических рекомендаций Михайленко Н.Я. и Коротковой Н.А. основные изъяны организации педагогического процесса и изменения в направлении гуманизации повышения развивающего эффекта, требования к альтернативной организации учебно-воспитательного процесса и выполнению социального заказа.
4. Проанализировать предложенную таблицу 3 характера общения воспитателя с ребенком.
5. Познакомиться с таблицей 4 и внести дополнения об изменениях, произошедших в дошкольном образовании, за последние пять лет.
Задания 4 и 5 выполняются во время аудиторных занятий.
Таблица 3
С позиции гуманизма
С позиции авторитаризма
Задачи
1. Обеспечение психологической защищенности детей.
2. Формирование начал личности.
3. Развитие индивидуальности.
4. Использование знаний, умений и навыков как средства развития. Лозунг «Делаем вместе!»
1. Вооружение детей знаниями, умениями и навыками.
2. Привитие детям послушания. Лозунг «Делай как я!»
Способ общения
1. Понимание, признание, принятие ребенка.
2. Встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения.
1. Исходить из интересов ребенка и перспектив его развития.
2. Создание своей методической системы.
3. Создание условий для полноценного развития личности.
4. Предоставление условий для про- явления творчества и индивидуальных способностей.
5. Игра - основная форма организа- ции жизни детей, выступает как средство проявления активности и самостоятельности ребенка.
6. Сотрудничество детей со взрослыми и друг с другом.
1. Реализация образовательной программы, т.е. указаний, закона, не до-
пускающих изменений, исключений.
2. Удовлетворение требований руко-водства ДОУ и контролирующей организации.
3. Ребенок - объект воспитания педагога.
4. Центр педагогического процесса -
фронтальные формы работы с детьми.
5. Проявление активности детей в угоду формальной дисциплины.
6. Ущемление игры во времени, жесткое ее регламентирование.
Результат
1. Сотрудничество как противодействие эгоизму.
2. Дети раскрепощаются, не боятся неудач.
3.Происходит приобщение дошколь ников к миру общечеловеческих ценностей.
1. Взаимное отчуждение детей и взрослых.
2. Реактивность выше активности.
3. Создается иллюзия (с точки зрения взрослого).
4. Появляется двойственность в поведении детей.
Таблица 4
Особенности содержания дошкольного образования на 1996 год
(анализ Р.Б. Стеркиной)
Позитивные изменения
Сохранение лучших традиций
Проблемы сохранения негативных стереотипов
Появление новых разнообразных программ
Соблюдение принципа комплексности в содержании дошколь- ного образования.
Преобладание единой Типовой программы.
Развитие новых
направлений (обучение хореографии, иностранному языку, ритмике, разно- образным техникам, изобразительной деятельности, приобщение к национальной культуре и др.).
Методы и приемы,
соответствующие особенностям дошкольного возраста, в том числе основан- ные на специфичных для дошкольника видах деятельности (игра,конструирование, театрализованная деятельность и др.)
Познавательный диктат в содержании дошкольного образования, отсутствие направления социально-эмоционального развития.
Новые технологии, ос- нованные на педагогике развития, соблюдение баланса между занятиями, нерегламентирован- иыми видами деятель- ности и свободным временем ребенка. Сокращение числа занятий за счет компле- ксности их содержания, интеграции разных видов деятельности детей.
Сочетание фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм работы с детьми.
Учебно-дисциплинарные методы работы с детьми, технологии, ориентированные на усвоение ребенком определенного объема знаний, умений и навыков. Излишняя эксплуатация образов, готовых рецептов
Медицинское обеспече- чение педагогического процесса (диспансери- зация, профилактика заболеваний и пр.).
Сокращение направлений медицинского обслуживания ДОУ. особенно в сельской местности.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление