КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Результат изучения темы
И МЕТОДИКАМИ Результат изучения темы. Студенты должны разобраться в вопросах перестройки содержания дошкольного образования, понять изменения, происходящие в педагогическом процессе. ТЕМА 4. ЗНАКОМСТВО СТУДЕНТОВ С КОНКРЕТНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ, ТЕХНОЛОГИЯМИ (Осуществляется на базе детских садов г. Великого Новгорода, студентами-заочниками - по месту жительства) Изучение этой темы осуществляется в форме аудиторных занятий, выполнения самостоятельной работы, наблюдений за работой педагогов по той или иной программе, изучения содержания, структуры и методических материалов разных программ. При изучении разных образовательных программ студенты проводят их классификацию. Принцип классификации студенты находят самостоятельно. Изученные программы могут быть систематизированы по одному-двум-трем показателям. То есть можно получить несколько вариантов классификаций. При изучении любой дошкольной образовательной программы студентам следует придерживаться следующих смысловых параметров: -теоретические основы (концептуальные положения) программы, задачи, решаемые программой; -принципы построения программы; -структура программы, характеристика ее основных компонентов; -методическое обеспечение программы, его краткая характеристика; -педагогическая диагностика, предлагаемая программой. Задания, предлагаемые студентам на время посещения группы детского сада, должны быть выполнены в рабочей тетради и в последующем обсуждены всей группой. Все выполненные задания представляются студентами преподавателю на зачете или экзамене. Для студентов-заочников данные задания могут выступать в роли контрольных работ по курсу.
Работая таким образом над разными образовательными программами, студенты научатся видеть и понимать различия в теоретических основах и технологических особенностях программ, будут ориентироваться в основных направлениях работы по разным программам.
4.2. Содержание заданий и краткая информация об особенностях образовательных программ, технологий и методик. Современные технологии и методики: "Лесенка-чудесенка", "Детский сад - Дом радости", ТРИЗ, быстрое обучение чтению и счету (методика Н.А.Зайцева), развивающие игры Б.П.Никитина.
1. Знакомство с технологией "Детский сад -Дом радости", ее анализ (на базе ДОУ № 43). Студенты знакомятся с технологией и ее методическим обеспечением. Задание на время посещения группы: Ознакомиться с организацией развивающей среды в группе. Изучить планирование воспитательно-образовательного процесса, выделить особенности его организации. Проанализировать работу педагога: -стиль общения педагога с детьми; -методы и приемы, использованные в работе; -развивающий эффект деятельности. Выделить задачи развития ребенка и задачи педагогической деятельности в технологии.
2. Технология "Лесенка-чудесенка". Знакомство с технологией и ее анализ (на базе ДОУ № 62). -Основополагающие принципы технологии "Лесенка-чудесенка". Принцип созидания индивидуальности. Систематическая, индивидуальная работа с детьми. "Идти за ребенком". Свобода выбора. Сотрудничество. -Условия реализации принципов: психологические и социально-педагогические. -Стратегические (основные) и тактические (конкретные) задачи. Задачи формирования человека как гражданина. Задачи воспитания ребенка как субъекта деятельности. -Этапы работы: адаптационный; пробы сил, включение ребенка в разные виды деятельности: оптимальной активности и реализации возможностей воспитателя и ребенка; результативно-ориентирующий. Задание студентам на время посещения группы: Изучение календарного планирования. Знакомство со сценариями игр-путешествий. Анализ развивающей среды группы. Выделение особенностей в построении педагогического процесса.
3.Обзорное знакомство с методиками ТРИЗ, Н.А.Зайцева и развивающими играми Б.П. Никитина (на базе ДОУ № 62). Задание студентам на время посещения групп: Выделить особенности организации развивающей среды группы, работающей по одной из методик. Определить, на развитие каких психических процессов и способностей влияют эти методики. ми воспитателей (планами, программами, записями наблюдений и т.д.).
4. Знакомство с программой «Сообщество» и ее анализ (на базе ДОУ №86). Основное содержание программы. 4.1 Философия программы «Сообщество»: - демократизация и гуманизация процесса образования; - изменение педагогического сознания – развитие творчества, способности критично мыслить, принимать перемены, «иметь большие уши и глаза», смена позиции «родитель-ребенок» на позицию «взрослый-взрослый»; - психологизация педагогического сознания – ориентация на личность ребенка и его развитие, диалогичность, сотрудничество, сотворчество, безусловное принятие ребенка, понимание хода его развития, учет его потребностей и интересов; - обогащение воспитателей новыми педагогическими стратегиями – создание особо организованной динамической развивающей среды, обеспечение педагогического сопровождения естественного хода развития ребенка (Ж. Пиаже), реализация задач развития ребенка в «ближайшей зоне» (Л.С. Выготский), педагогический прогноз и творчество в выборе содержания доли реализации задач, свобода в его определении, индивидуальный подход как основа в обеспечении условий для развития личности каждого ребенка. 4.2 Принципы организации педагогической деятельности по программе «Сообщество», их соответствие требованиям «Концепции дошкольного воспитания» России. Принцип индивидуализации – соответствие планов воспитателей уровню развития, силам, потребностям и возможностям каждого ребенка, организация деятельности, сообразной развитию детей. Приемы и формы организации педагогического процесса, направленные на реализацию принципа индивидуализации: особая форма постановки вопросов, возможность выбора («Доска выборов»), «Индивидуальные листы», индивидуальные карточки и многое другое. Принцип свободы выбора деятельности, его целесообразие, особенности воплощения - «Доска выборов», центры активности, наличие разнообразных дополнительных материалов и пр. Принцип сотрудничества и сотворчества с семьей. Раскрытие потенциала родителей как участников программы, выявление интересов семей, поиск идей для неформальных встреч, клубы, комната родительских встреч и прочие формы вовлечения родителей в программу. Сравнительный анализ идей и принципов программы и Концепции дошкольного воспитания. 4.3. Способы реализации основных идей и принципов программы (занятие проводится в группе детского сада, работающей по программе «Сообщество»). Задания студентам на время посещения группы: Изучить развивающую среду в группе и познакомиться с документами воспитателей (планами, программами, записями наблюдений и т.д.). Анализ организации работы в группе: -приемы индивидуализации; -особенности построения разговора с детьми на общем круге; -участие детей в планировании деятельности; -активность, творчество и инициативность детей; -развивающие возможности деятельности детей в центрах (на времяпребывания студентов в группе). Знакомство с "Семейной комнатой". Ее наполнение, предназначение, функции. 4.4 Развивающий эффект и возможности программы "Сообщество", ее 4.5. Подведение итогов. Отличительные характеристики программы
5. Знакомство с программой "Радуга" и ее анализ (на базе ДОУ № 70). - Основные задачи, решаемые программой. - Особенности программы, ее построения. - Требования, предъявляемые к педагогу, реализующему эту программу. - Методическое обеспечение программы "Радуга". Изучить планирование воспитательно-образовательной работы с детьми. Сформулировать развивающие задачи и задачи педагога, решаемые в просмотренной деятельности. Анализ развивающей среды с выделением особенностей ее организации.
6. Программа "Детство", знакомство и ее анализ (на базе ДОУ №81). - Основные цели программы: обеспечение здорового образа жизни, начальная специализация, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, ведущим сферам бытия - миру предметов, людей, природы, осознание ребенком себя как субъекта действий и переживаний. - Гуманистическая направленность программы. - Инновационные моменты программы. -Диагностика, основанная на критериях оценки достижений детей. Изучить и проанализировать планирование педагогов. Познакомиться с диагностикой развития детей. Отметить своеобразие окружающей среды. Выделить методы и приемы, примененные воспитателем в ходе просмотренной деятельности. Провести сравнительный анализ программ "Детство" и "Радуга" по предложенным выше параметрам. Данные анализа занести в таблицу. 7. Программа "Развитие". Знакомство с программой (на базе ДОУ № 74). Задание студентам на время посещения групп: Определить особенности планирования педагогического процесса в результате изучения планов воспитателей. Изучить остальную документацию, которую ведут педагоги. Оценить развивающий эффект просмотренного занятия.
4.3. Литература. 1. Алексеева И.А. Игры и занимательные занятия по быстрому и увлекательному обучению чтению детей 2-7 лет на основе методики Н.А.Зайцева.-СПб., 1993. 2. Антипова Г.К. Планирование учебно-воспитательного процесса в 3. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М, 1994. 4. Образовательная работа в детском саду по программе "Развитие". - 5. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском 6. Программа "Детство".-СПб., 1997. 7. Программа "Радуга". - М., 1995. 8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998. 9. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений /Под ред. Т.И. Ерофеевой. - М., 1999. 10. Стеркина Р.Б. Программно-методическое обеспечение ДОУ: проблемы и перспективы //Обруч. - 1999. - № 5. - С. 3-5. 11.Труханова Н.В. Учимся, играя. 32 урока-занятия с использованием игры-пособия "Стосчет Н.А. Зайцева". - СПб., 1993. 12. Учебно-методическое пособие по реализации программы "Сообщество" в российских детских садах /Под ред. О.Л.Князевой. - М., 1999. 13. Хансе К.А., Кауфманн Р.К., Уолш К.Б. Организация программы, 14. Щетинина А.М., Свирская Л.В., Анисимова Т.В. Личностно-ориентированная модель воспитания и развития детей дошкольного возраста
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |