КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности общения дошкольника
Дошкольный возраст Лекция 5 Вопросы для обсуждения 2. Дошкольный возраст – социальная ситуация развития. 3. Развитие познавательных процессов. 4. Развитие личности дошкольника. 5. Игровая деятельность, общение со сверстниками и взрослыми. 6. Кризис 6-7 лет. 7. Компоненты психологической готовности к школе. Задания 1. Подберите диагностические методики для изучения познавательных процессов. 2. Составьте карту психологической готовности к обучению в школе. 3. Проведите в период педагогической практики методику изучения мотивов поведения. 4. Проведите в период практики методику изучения познавательных процессов. 5. Охарактеризуйте понятие «психологическая готовность» и «позиция школьника»?
5.1 Особенности общения дошкольника 5.2 Умственное развитие дошкольника 5.3 Развитие личности и эмоционально-волевой сферы дошкольника 5.4 Игра как ведущий вид деятельности дошкольника Дошкольный возраст (3–7 лет) – период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, игровые и реальные отношения со сверстниками. В это время ребенок открывает для себя, что не является центром мира и семьи. Он наблюдает за взаимоотношениями родителей, ревнует, меняет предпочтения в общении (то с папой, то с мамой). Постепенно такие формы общения утрачиваются, ребенок восстанавливает душевное равновесие. Если семья неполная, дошкольника начинает волновать отсутствие второго родителя. Ребенок становится легко возбудимым. Поэтому важно, чтобы появился человек, который поможет реализовать потребность ребенка в отсутствующем родителе, послужить для него образцом мужского или женского поведения. Родители должны служить для ребенка примером, способствовать развитию у него самостоятельности, воспитывать чувство личности. Дошкольнику необходима не только любовь, но и уважение близких. Необходимо давать возможность ребенку исполнять доступные желания, вырабатывать у него сознательное отношение к своим поступкам. Расширяется круг общения ребенка. Во многом это определяется интенсивным развитием речи. Она выполняет, прежде всего, информационную и экспрессивную функции в дошкольном возрасте. При этом эмоционально интонируется не только произношение, но и сопровождающие речь невербальные средства общения. Дошкольник подражает родителям и другим близким людям, бессознательно перенимает стиль общения, что ярко проявляется, например, в сюжетно-ролевых играх. Выделяют следующие стили общения в семье: 1) авторитарный – жесткий стиль руководства с опорой на наказания, подавление инициативы, принуждение; 2) либерально-попустительский – стиль, подчиняющийся принципу вседозволенности; 3) демократический – стиль, предполагающий ценностное отношение к ребенку, понимание его нормальной и своевременной социализации. Если ребенку уделяют достаточно внимания, любят, ласкают, признают его права, то у дошкольника появляется чувство уверенности, защищенности. У него преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности дошкольника, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. В дошкольном возрасте ребенок зависим от взрослого. Поэтому потребность в любви и одобрении, с одной стороны, является условием обретения ребенком эмоциональной защиты и чувства привязанности к взрослому, а с другой, может иметь негативный оттенок, проявляться в соперничестве и ревности. В дошкольном возрасте ребенок, стремясь к самореализации, в общении с окружающими широко использует механизмы идентификации и обособления. Самой типичной для дошкольника формой отождествления другого с собой и себя с другим является идентификация в форме сочувствия. Обычно сочувствие вызывают положительные герои, но ребенок может испытывать жалость и к отрицательному персонажу, если тому очень плохо (например, к Бармалею). Чувства, переживаемые ребенком при слушании сказок, превращают его в активного участника событий. Так, ожидая развязки, он в испуге может потребовать, чтобы прекратили читать, сам придумывает концовку. Зачастую дошкольник отождествляет себя с главным героем. Кроме того, в этот период, знакомясь с человеческими действиями и переживаниями, ребенок начинает приписывать их предметам, растениям, животным (например, цветок грустный). Равнодушие близких по отношению к ребенку порождает у него чувство отчужденности от других и связанный с этим страх, т.е. состояние сильной тревоги, беспокойства, душевного смятения. В необычной, неопределенной ситуации ребенка очень часто охватывает сильное волнение (например, в темноте). Поэтому если ребенок хоть раз испугался чего-то в такой ситуации, то потом его будет пугать уже сама ситуация. Частое переживание страха оказывает влияние на общее физическое и психическое самочувствие дошкольника. На личностном развитии сильно отражается также общение ребенка со сверстниками. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько дошкольник чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений в группе. Дети активно интересуются друг другом, у них появляется выраженная потребность в общении со сверстниками. В течение дошкольного детства возрастает избирательность в общении со сверстниками. Дети в 3–4 года достаточно легко меняют партнеров, а в 6–7 лет они уже стараются общаться с конкретными детьми. При этом таких партнеров по общению достаточно трудно заменить даже в том случае, когда это общение не устраивает взрослого. В дошкольный период происходит развитие групповой дифференциации. В группе появляются лидеры, которые умеют организовывать деятельность детей и привлекают их симпатии, предпочитаемые и отвергаемые. В процессе общения со сверстниками развивается самооценка детей. Она становится более адекватной. Сравнивая себя с окружающими детьми, ребенок точнее представляет свои возможности, которые он демонстрирует в различных видах деятельности и по которых его оценивают окружающие. Особое место в общении дошкольников начинают занимать отношения мальчиков и девочек. Взрослые сознательно или бессознательно обучают ребенка половой роли в соответствии с общепринятыми стереотипами. Мальчикам обычно разрешают проявлять большую физическую активность, инициативность, даже агрессивность. От девочек ожидают большей чувствительности, эмоциональности. В норме чувство собственной половой принадлежности становится у дошкольников устойчивым. В этом возрасте дети часто группируются в игры по половому признаку. К концу дошкольного возраста у ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственность пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга. В то же время дошкольник еще нуждается в доброжелательном контроле и положительной оценке со стороны взрослого. В целом, общение со взрослыми и сверстниками дает возможность ребенку усваивать эталоны социальных норм поведения.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |