Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие личности и эмоционально-волевой сферы дошкольника




В дошкольном возрасте происходит становление основных личностных механизмов и образований. Это период первоначального фактического склада личности (А. Н. Леонтьев), когда развиваются тесно связанные между собой эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание ребенка. Увеличивается независимость детей от окружающей ситуации, их поведение определяется мотивами, которые начинают складываться в определенную иерархию, пока еще не осознаваемую ребенком. Именно в этом возрасте дети начинают осознавать себя субъектами в системе социальных отношений, у них формируется внутренняя позиция, которая отражает степень их удовлетворения своим местом в этих отношениях (Л. И. Божович).

Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Связанные с представлениями эмоции дошкольника позволяют ему предвосхищать результаты своих действий и удовлетворение желаний (А. В. Запорожец). Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции поведения ребенка.

В структуру эмоциональных процессов, помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Переживания дошкольника становятся сложнее и глубже, внешнее выражение эмоций более сдержанным. Например, в 5–6 лет может сдерживать слезы, скрывать страх и т. д. Он усваивает принятые в обществе формы выражения различных оттенков переживаний.

В дошкольном возрасте ребенок начинает овладевать мимикой и телесной экспрессией. Так, в 4–5 лет ребенок способен выполнять симметричные экспрессивные действия (поднимать брови, закрывать глаза, сжимать губы и т. д.). Формируются некоторые сознательно контролируемые выражения. Например, «честное» выражение лица, когда что-то утаивает. Однако в целом мимические реакции ребенка до 6 лет непосредственны.

Физическое овладение собственным телом и развитие общих познавательных интересов у дошкольников определяет в этом возрасте формирование образа физического «Я» ребенка. Так, дошкольник научается соизмерять телесные движения к цели (например, соотносит объем своего тела, направление своего движения и окружающие предметы). В этот период также происходит усиление одностороннего доминирования телесных функций, вырабатывается координация между двумя руками. Одностороннее доминирование содействует развитию жестикуляции и выразительных движений. Ребенок осознает одностороннее доминирование как особенность своего тела. В этот период дети начинают интересоваться телесной организацией других людей и собственной. По мере взросления дошкольники понимают половые различия, они могут задавать родителям вопросы о телесном различии полов, происхождении детей, смущаться при обнажении перед другими людьми. Дети идентифицируют себя с представителями своего пола, присваивают их поведенческие формы, интересы и ценности, пытаются подражать.

В дошкольном возрасте меняется содержание мотивов, появляются новые их виды (достижения успеха, соревнования, соперничества и т.п.), начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Важным новообразованием в развитии личности дошкольника является соподчинение мотивов. Ребенок может подавлять свои непосредственные побуждения, чтобы чего-либо достичь. Наиболее сильным мотивом является для дошкольника поощрение, получение награды, затем наказание или исключение из игры, наконец, собственное обещание ребенка. Сдерживанию побуждений способствует присутствие взрослого или других детей. Наиболее ярко соподчинение мотивов проявляется в играх дошкольников.

Дошкольник стремится утвердиться в своих моральных качествах, именно так выражается его потребность в признании. Он постоянно обращается к взрослым за оценкой результатов своей деятельности и личных достижений, ему необходима поддержка взрослого. Притязания на признание в отношениях со сверстниками в первую очередь проявляются в игре и в реальных отношениях по поводу игры. Дети, с одной стороны, поддерживают друг друга, с другой, соревнуются. Ребенок хочет походить на сверстников, но в то же время желает превзойти их. При этом дошкольник ориентируется на достижения и формы поведения сверстников. Неудовлетворение потребности в признании может вызывать зависть и ложь. Ложь возникает как компенсация недостаточности произвольного поведения. Зависть, как чувство досады на успех другого, вызывается тем, что ребенок 5–6 лет может правильно оценивать внешние социальные отношения со сверстниками и свое реальное место в этих отношениях.

В дошкольном возрасте начинается усвоение ребенком принятых в обществе этических норм. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Если младший дошкольник еще не осознает причины своего отношения к различным людям (персонажам), то постепенно, к среднему дошкольному возрасту, ребенок начинает оценивать их поступки независимо от своего отношения к человеку (герою). Старшие дошкольники принимают во внимание уже не только результаты, но и мотивы поступков.Оценка, которую дает ребенок, чаще всего зависит от отношения окружающих людей, во многом он повторяет мнения взрослых о ком-либо.

К концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию у ребенка формируется самосознание, оно обычно считается центральным новообразованием данного периода.

На основе рациональной оценки чужого поведения и первоначальной чисто эмоциональной самооценки («Я хороший») о второй половине дошкольного детства появляется самооценка. Ребенок приобретает возможность оценивать действия других детей, а затем собственные действия, моральные качества и умения. Свое поведение соотносит с существующими нормами морали. Однако сначала он ориентируется на оценку взрослого, а потом на поступок. Самооценка дошкольника практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего – оценкой близких взрослых. Самооценка младшего дошкольника завышена, он не учитывает своих реальных возможностей, просто приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества, иногда не зная, в чем они заключаются. Старшие дошкольники в основном, верно оценивают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих.

Адекватный образ «Я» формируется у ребенка при гармоничном сочетании знаний, почерпнутых из своего опыта и из общения со взрослыми и сверстниками. Так, в ходе исследований М. И. Лисиной было установлено, что развитие самосознания дошкольников зависит от особенностей семейного воспитания. В частности, представления ребенка о себе оказываются точными при следующих условиях: родители уделяют ему достаточно внимания; положительно оценивают физические и умственные данные; не считают уровень его развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе.

Одна из линий развития самосознания – осознание дошкольником своих переживаний. К концу дошкольного возраста ребенок ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может их вербализовать. На протяжении данного периода детства значительно большую глубину и устойчивость приобретают чувства ребенка. У старших дошкольников, в частности, можно наблюдать проявление заботы о близких. Помимо этого происходит увеличение «разумности» чувств, связанное с умственным развитием детей. Например, возникает чувства гордости, стыда, прекрасного, комического.

Дошкольник начинает осознавать себя во времени. В 6–7 лет ребенок помнит свое прошлое, с удовольствием слушает рассказы взрослых о себе «маленьком». Он осознает себя в настоящем и представляет собственное будущее. Однако для формирования жизненной перспективы детской личности еще необходимо заинтересованное участие взрослого.

В дошкольном возрасте появляются и развиваются волевые действия, но сфера их применения еще ограничена. В развитии волевых действий дошкольника можно выделить три взаимосвязанные стороны:

1) развитие целенаправленности действий;

2) установление взаимозависимости между целью и их мотивом;

3) возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.

В дошкольном возрасте постепенно формируется умение удерживать цель в центре внимания. Это находится в прямой зависимости от трудности задания и длительности его выполнения. Большое значение для формирования целенаправленности действий имеют в дошкольном возрасте успехи и неудачи при выполнении заданий.

В дошкольном детстве ребенок начинает овладевать умением подчинять свои действия отдаленным от цели действия мотивам, в частности мотивам общественного характера. Например, на занятиях старается сделать аппликацию, чтобы подарить ее маме.

Столкновение противоположных мотивов ставит дошкольника в ситуацию выбора. Младший дошкольник испытывает трудности, когда нужно выбрать между своими желаниями и нормативным поведением. Возможности разумного выбора существенно увеличиваются к старшему дошкольному возрасту. Они основываются на формирующемся у детей соподчинении мотивов, т. е. ребенок, прежде всего, ориентируется на значимость мотива. Это приводит к развитию самообладания, умения сдерживаться и подавлять ситуативные желания, чувства и их проявления, укрепляет волю ребенка. Выполнение волевых действий в дошкольном детстве зависит от речевого планирования и регуляции поведения, а также от присутствия и оценки окружающих.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.