Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Умственное развитие дошкольника




Одна из главных особенностей дошкольного возраста – развитие произвольности ведущих психических процессов. Л. С. Выготский связывал это с появлением высших психических функций и развитием знаковой функции сознания. П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец и другие ученые подчеркивали роль ориентировки в становлении произвольного поведения дошкольника. При этом происходит постепенная смена развернутой внешней ориентировки внутренней, интериоризированной.

Речь дошкольника становится основой перестройки его психических процессов, орудием мышления. Наряду с этим продолжается совершенствование практического применения речи в общении с другими людьми.

На протяжении дошкольного периода значительно расширяется словарный запас ребенка (в 3 раза), что во многом определяется условиями его жизни и воспитания. Происходит усвоение морфологической системы родного языка, ребенок практически осваивает в основных чертах типы склонений и спряжений. Дошкольники овладевают сложными предложениями, соединительными союзами, а также большинством распространенных суффиксов. Дети проявляют способность к словотворчеству, обнаруживают большой интерес к звуковой форме слова, с увлечением упражняются в сочинении рифм. Словотворчество является результатом уже усвоенных ребенком некоторых грамматических форм и следствием преобладания у него конкретного мышления. Дошкольник, прежде всего, ориентируется на функцию предмета: молоток – «колоток», жук – «ползук» и т.д. Конкретно-образное мышление объясняет и тот факт, что младший дошкольник не понимает переносного значения слов.

В дошкольном возрасте развиваются коммуникативная, планирующая, знаковая и экспрессивная функции речи. В этот период ситуативная речь сохраняется в основном в разговорах на бытовые темы, в рассказах о событиях, имеющих для ребенка эмоциональную окраску. Дошкольник постепенно под влиянием систематического обучения овладевает контекстной речью, начинает ориентироваться на собеседника. У старших дошкольников возникает объяснительная речь. Она требует определенной последовательности изложения, выделения и указания главных связей и отношений в ситуации, которую собеседник должен понять (например, правила игры).

Речь дошкольника становится средством планирования и регуляции его поведения. На рубеже раннего и дошкольного детства у ребенка появляется эгоцентрическая речь. Она возникает во время деятельности и обращена к самому ребенку. Эгоцентрическая речь на протяжении дошкольного возраста изменяется. Она уже не просто констатирует выполнение определенных действий, но помогает ребенку планировать и регулировать их, подбирать способ выполнения задачи. К концу дошкольного периода такая речь встречается реже, переходя во внутренний план, интериоризируется (Л. С. Выготский).

Дошкольник овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения – монологи, рассказы. В них ребенок передает то новое, что узнал, свои мысли, идеи, впечатления, переживания. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий и т. п.

Увеличение словарного запаса и усвоение правильных грамматических конструкций происходит во многом благодаря внеситуативно-познавательному общению со взрослыми (М. И. Лисина), которых дети воспринимают как эрудитов, знающих ответы на все вопросы. Диалоги ребенка становятся более содержательными, он учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать (думать вслух).

Наряду с развитием речи, значительно совершенствуется у дошкольников умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий, временные промежутки. Ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности предметов. У дошкольников улучшается также фонематический и звуковысотный слух.

В процессе овладения разными видами продуктивной деятельности, под влиянием обучения ребенок усваивает сенсорные эталоны (выработанные человечеством представления об основных разновидностях свойств и отношений). Так, примерно к 4–5 годам ребенок овладевает сравнительно полным набором эталонов формы и цвета. В 5–6 лет начинает усваивать связи и отношения этих эталонов, представления о признаках, по которым свойства предметов могут изменяться. Дошкольник узнает о цветовых тонах спектра, об изменяемости каждого цвета по насыщенности, разделении их на теплые и холодные, знакомится с сочетаниями цветов и т. п.

С большим трудом дети усваивают представления о величине предметов, что связано с условностью эталонов. Восприятие величины развивается у дошкольников на основе представлений об отношениях по величине между предметами. В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношениях по величине между тремя предметами (большой – меньше – самый маленький). У детей также складываются представления о длине, ширине и высоте.

На протяжении дошкольного периода происходит совершенствование действий восприятия. Перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются, восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия (наблюдение, рассматривание, поиск). У ребенка складываются три основных вида действий восприятия:

1) действия идентификации выполняются в том случае, когда свойство воспринимаемого предмета полностью совпадает с эталоном. Например, мяч круглый;

2) действия отнесения к эталону выполняются при частичном совпадении свойства предмета с эталоном. Например, яблоко почти круглое;

3) моделирующие действия выполняются при восприятии объектов со сложными свойствами, требующими одновременного использования двух и более эталонов. Например, дом соотносится с прямоугольником и трапецией.

Существенно меняется у дошкольников восприятие рисунка: ребенок воспринимает рисунок как отображение действительности, правильно соотносит рисунок с действительностью, лучше интерпретирует его. В среднем дошкольном возрасте дети правильно оценивают сравнительную величину знакомых предметов на перспективных изображениях. Только к концу периода дети более или менее правильно оценивают любое перспективное изображение, но при это необходимы дополнительные рассуждения и обучение.

Под влиянием продуктивной деятельности у дошкольников развивается ориентировка во времени и пространстве. Сначала направление пространства ребенок относит к себе, затем начинает выделять отношения между предметами. Образование представлений о пространственных отношениях тесно связано с усвоением их словесных обозначений (за, над, под, перед и т. д.). Только к концу дошкольного возраста у детей, да и то не у всех, появляется ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции, умение менять точки отсчета.

Не меньшие сложности возникают у дошкольников при ориентировке во времени. Усваивая представления о времени суток, дети, прежде всего, ориентируются на собственные действия: утром умываются, завтракают, днем обедают, играют и т. д. Представления о временах года усваиваются по мере знакомства ребенка с сезонными явлениями природы. Особые трудности вызывает усвоение понятий «вчера», «сегодня», «завтра» и т. п. Например: «Мама, помнишь, завтра я упала?» Во второй половине дошкольного возраста ребенок обычно усваивает эти временные обозначения и начинает их правильно употреблять.

Восприятие у дошкольников тесно связано с мышлением. Исследуя высшие психические функции, Л. С. Выготский пришел к выводу, что процесс развития мышления включает три стадии: натуральная стадия (наглядно-действенное мышление); стадия внешнего знака (эгоцентрическое мышление); стадия внутреннего знака (словесно-логическое мышление). В дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению и словесно-дискурсивному (Г. И. Минская). Однако ведущим у дошкольников становится наглядно-образное мышление.

В ходе изучения операциональной стороны мышления Ж. Пиаже были установлены следующие особенности развития мышления дошкольников: эгоцентризм (неумение вставать на чужую точку зрения); синкректизм (нерасчлененность мышления); трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее); артифициализм (искусственность, созданность мира); анимизм (одушевленность); нечувствительность к противоречиям. Его исследования показали, что к концу дошкольного возраста у детей появляются обратимые мыслительные операции и преодолевается эгоцентризм. Познавательной децентрации предшествует эмоциональная, т. е. в возрасте 4,5–5 лет ребенок способен понять эмоциональное состояние другого человека, дифференцировать свои желания от желаний взрослых или сверстников (Г. М. Бреслав).

Дошкольник ставит перед собой определенные познавательные задачи, ищет объяснение замеченным явлениям. В усложняющейся деятельности ребенка появляются задачи нового типа, где результат действия будет косвенным и для его достижения необходимо будет учесть связи между двумя или несколькими явлениями, происходящими одновременно или последовательно. Такие задачи возникают, например, в играх с механическими игрушками, в конструировании. Младшие дошкольники решают их на уровне наглядно-действенного мышления, средние переходят к оперированию образами.

Активизации мышления дошкольников способствует расширение детских интересов и любознательности. Под влиянием обучения образное мышление становится основой для усвоения старшими дошкольниками обобщенных знаний: представлений о соотношении части и целого, связи основных элементов конструкции, зависимости строения тела животных от условий их существования и т. п. Представления ребенка постепенно приобретают гибкость, подвижность, он овладевает умением представлять себе предметы в разных пространственных положениях, мысленно изменять их взаимное расположение. Затруднения вызывают задачи, в которых связи, свойства и отношения между предметами нельзя представить в виде образов. Например, опыт с низким и высоким стаканами и другие задачи Ж. Пиаже на сохранение количества вещества.

В процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности развивается знаковая функция сознания ребенка, он учится строить наглядные пространственные модели, отображающие объективные связи и отношения вещей (рисунки, конструкции, аппликации). Рисунки дошкольников также достаточно схематичны. Вообще в 5–6 лет дети при соответствующем обучении хорошо понимают схемы и могут пользоваться ими, например, планом помещения или географической картой.

В старшем дошкольном возрасте ребенок оперирует все большим числом отвлеченных понятий. Эта способность приобретается не только благодаря расширяющемуся знакомству ребенка с предметами и явлениями окружающей действительности, но и благодаря тому, что взрослый постоянно так или иначе словесно обозначает предметы, дает объяснения, указания, описание тех или иных предметов. Дети способны рассуждать о явлениях, которые не связаны с их личным опытом, не даны в непосредственном восприятии, начинают также понимать причинно-следственные связи. Однако словесные описания будут поняты дошкольником только, если они опираются на сходные воспринимаемые или представляемые предметы и явления. Кроме того, дети применяют понятия, только рассуждая вслух.

Дошкольники начинают овладевать таким видом действий отвлеченного логического мышления, как действия с числами и математическими знаками (плюс, минус и равно). Ребенок может применять числа и математические знаки, связывая их с действиями, которые он выполняет с группами конкретных предметов или с представлениями о таких группах, их разъединении и объединении. Кроме того, дошкольник может использовать разные способы счета и решения элементарных арифметических задач (числовые ряды, образы чисел).

Важной стороной умственного развития дошкольников является формирование у них отвлеченного понятия числа как характеристики количественного отношения любых предметов, действий с числами и математическими знаками без опоры на образы.

На протяжении дошкольного детства возрастает сосредоточенность и устойчивость внимания, длительность сохранения материала в памяти, обогащается воображение. Под влиянием требований взрослых, новых видов деятельности внимание, память и воображение дошкольника начинают приобретать произвольный характер.

Произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. На протяжении дошкольного детства преобладающим остается непроизвольное внимание. Дошкольникам трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности. Характерной чертой внимания детей младшего дошкольного возраста – значительная отвлекаемость. Однако чем ярче выражен интерес к объекту, тем устойчивее непроизвольное внимание ребенка. Развитие непроизвольного внимания связано с обогащением интересов.

В процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи дети могут достаточно долго удерживать свое внимание на чем-либо. В старшем дошкольном возрасте у детей начинает развиваться способность удерживать внимание на действиях, имеющих для них интеллектуально значимый интерес (головоломки, загадки, ребусы, задания учебного типа).

Дошкольный возраст характеризуется развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Памяти в этот период принадлежит доминирующая роль. В основном память дошкольника носит непроизвольный характер. Качество запоминания зависит от активности действий ребенка по отношению к материалу, детальности восприятия, обдумывания и группировки в процессе действия. Произвольное запоминание возникает под влиянием требований деятельности или взрослых, используется редко и является менее продуктивным в этот период. В конце дошкольного возраста дети начинают также использовать простейшие приемы запоминания и воспроизведения. Быстроте запоминания материала часто содействует его звуковая форма, ритм, необычное сочетание слов, его комическое содержание. Поэтому старшие дошкольники довольно легко и прочно запоминают считалки, дразнилки, различного рода прибаутки, шуточные выражения, песни и т. д.

В связи с интенсивным развитием речи возникает словесно-логичекая память. Легче всего и наиболее прочно запоминает ребенок все то, что связано с его деятельностью, прежде всего с игрой. Ребенок лучше запоминает тогда, когда он делает это осмысленно. Однако ребенок зачастую прибегает к механическому запоминанию, так как у него мал запас знаний и опыта.

Исследования А. Н. Леонтьева показали, что дети дошкольного возраста обладают очень малыми возможностями в отношении опосредствованного запоминания. Первые попытки использовать вспомогательные средства для запоминания наблюдаются в игре.

Ребенок легко запечатлевает яркий материал. Длительность сохранения его находится в прямой зависимости от эмоциональности содержания запоминаемого материала (для ребенка младшего возраста это, прежде всего, яркость). Дошкольнику трудно запоминать сходные предметы, он их воспроизводит нерасчлененно. Неточность различения связана с известной беспорядочностью запоминания.

У некоторых дошкольников встречается особый вид зрительной памяти – эйдетическая. Образы этой памяти по своей яркости и отчетливости близки к образам восприятия: вспоминая что-нибудь, воспринятое ранее, ребенок как бы снова видит это и может описать во всех подробностях. Это возрастное явление, в период школьного обучения эйдетическая память обычно утрачивается.

Зарождение воображения как психического процесса происходит в игре. Игра дошкольника уже может целиком проходить в плане представлений, т. е. без видимых действий. Постепенно воображение переходит в другие виды деятельности. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении сказок, стихов. Сначала ребенок опирается на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие на бумаге штрихи. Сочиняя, воспроизводит знакомые образы. Нередко повторяет запомнившиеся фразы, строки, при этом, не осознавая, что воспроизводит уже известное. Образы воображения могут по своей яркости приближаться к эйдетическим.

В дошкольном возрасте у ребенка развивается произвольное воображение. Он уже планирует свою деятельность, оригинальный замысел и ориентирует себя на результат. Сочиняемые детьми истории становятся все более последовательными и оригинальными. Ребенок стремится к доведению сюжета до логического конца.

Воображение старшего дошкольника становится управляемым. У ребенка формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого предмета, существа; образ действия существа или образ действия с предметом. Воображение отделяется от практической деятельности, приобретает самостоятельность.

Воображение начинает предварять практическую деятельность дошкольника, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач. Ребенок начинает контролировать и определять характер своего воображения (воссоздающего или творческого).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.