Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Игра как ведущий вид деятельности дошкольника




Значение игры в социализации детей, формировании у них адекватных понятий о ролевых позициях подчеркивали К. Бюлер, Э. Клапаред, Д. Мид, В. Штерн и другие исследователи. Многие ученые отмечали влияние игры на становление поведения детей, развитие у них речи и познавательных функций. А. Адлер полагал, что именно игра является наиболее адекватным способом компенсации неполноценности, неуверенности детей в своих силах, особенно по сравнению с окружающими их взрослыми.

В отечественной психологии наиболее известны исследования игровой деятельности и ее влияния на психическое развитие ребенка, проведенные Д. Б. Элькониным. Им же была выделена структура игровой деятельности: сюжет (во что играют), содержание (как играют), роль, воображаемая ситуация, правило, игровые действия и операции, игровые отношения. По мнению Д. Б. Эльконина, наибольшее значение в игре имеет не воображаемая ситуация, как считал Л. С. Выготский, а роль. Она позволяет ребенку овладеть своим поведением, в ней скрыто правило поведения в данной игре. В игровой деятельности сначала воспроизводятся действия взрослых, а затем их взаимоотношения. При этом развитие происходит от игр с открытой ролью и скрытым правилом к играм с открытым правилом и скрытой ролью. Исследования Д. Б. Эльконина выявили не только структуру и этапы развития игры, но и ее огромное значение для формирования психических функций и личностных качеств детей, позволили сделать вывод о ведущей роли игровой деятельности в дошкольном возрасте.

Д. Б. Эльконин доказал, что игра стимулирует развитие рефлексии и произвольности у детей. Возможность посмотреть на себя со стороны, услышать мнение сверстников о степени успешности выполнения игровой роли позволяет детям лучше понять себя, делает их самооценку более объективной. Точно также коррекция со стороны участников игры помогает детям лучше выстроить свои ролевые действия и отношения с партнерами. Исследования З. М. Истоминой, З. В. Мануйленко и других ученых показали, что принятие на себя роли повышает произвольность поведения (сохранения определенной позы) и запоминания (сохранения большого количества информации) детей.

Игровое действие носит знаковый (символический) характер. При выборе предметов-заместителей дошкольник исходит из реальных отношений предметов. В игре ребенок принимает на себя определенную роль и действует в соответствии с ней. В ней ребенку впервые открываются отношения, складывающиеся между людьми в процессе трудовой деятельности, их права и обязанности.

Младший дошкольник проявляет интерес сначала к ролевым, подвижным, а после к дидактическим играм. Первые сюжетные игры ребенка элементарны и просты, в них воспроизводятся часто наблюдаемые действия. Среди игр этого возраста большое место занимают подвижные игры с готовыми правилами, выполнение которых обязательно (прятки, гуси-лебеди и др.). Они развивают ребенка физически, воспитывают у него умение преодолевать трудности, внимательность, находчивость, коллективизм, эстетические чувства. В первых коллективных играх еще нет строгого распределения ролей и определенного количества участников, замысел их неустойчив. Нередко эти игры переходят в «игры рядом».

Сюжетом ролевой игры становится отражаемая в детских играх действительность. С возрастом разнообразие сюжетов и длительность игр увеличивается. Некоторые сюжеты игр сохраняются на протяжении дошкольного детства (дочки-матери, например). Однако разыгрываются они по-разному. Для младших в игре открывается, прежде всего, действие, затем внешние социальные отношения и иерархия. Старшие дошкольники больше внимания уделяют внутренним социальным отношениям, стремятся передать черты характера, манеру поведения людей, особенности их взаимоотношений. Содержанием игры является то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых. Поэтому у младших дошкольников содержание игры сводится к действиям с предметами, а у старших подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли.

В игре существует два вида взаимоотношений:

1) игровые – отношения по сюжету и роли;

2) реальные – взаимоотношения детей как партнеров, выполняющих общее дело. Дети договариваются о сюжете, распределяют роли, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы.

В целом, влияние игры на психическое развитие ребенка заключается в следующем:

– в игровой деятельности складываются определенные формы общения детей. У ребенка развивается инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями других детей;

– игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. В игре ребенок учится действовать с заместителями предметов, постепенно переходит к мышлению в плане представлений. Замещение одних предметов другими и следование роли способствует развитию воображения. В играх старших дошкольников необязательны предметы-заместители и многие игровые действия. Игры могут проходить во внутреннем плане;

– игра способствует развитию личности ребенка. Через нее дошкольник знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения. В ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения;

– в игре происходит развитие знаковой функции сознания. Ребенок постигает индивидуальные условные знаки и иконические знаки (их свойства визуально приближены к замещаемому предмету). Разная степень приближенности предмета-знака и замещаемого предмета способствует отработке знаковой функции речи;

– игра способствует развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать выполнение действий, входящих в процесс общения. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как способности осмысливать свои действия, предвидя реакцию окружающих;

– игра при соответствующей ее организации создает благоприятные условия для развития и усовершенствования движений ребенка, так как именно в играх движения впервые становятся предметом осознания (А. В. Запорожец);

– в игре зарождаются новые виды деятельности. С ней тесно связаны продуктивные виды деятельности. Например, рисуя, ребенок разыгрывает определенный сюжет. Только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности, и она освобождается от влияния игры. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность. Элементы учения вводит взрослый. К учению ребенок относится как своеобразной ролевой игре с определенными правилами.

Таким образом, игра – деятельность, способствующая всестороннему развитию ребенка.

 

Вопросы для самоконтроля

1 Как изменяются отношения ребенка с родителями на границе между ранним и дошкольным детством?

2 Какое влияние оказывает стиль общения в семье на развитие ребенка?

3 Каковы особенности общения дошкольника со сверстниками?

4 Что является главной особенностью развития психических процессов дошкольника?

5 Как происходит развитие речи дошкольника?

6 Какие функции выполняет речь в дошкольном возрасте?

7 Какие действия восприятия появляются в дошкольном возрасте?

8 Как развивается мышление и воображение дошкольника?

9 Как развивается внимание и память ребенка в этот период?

10 Какие личностные новообразования появляются в дошкольном возрасте?

11 Как использует дошкольник механизмы идентификации и обособления?

12 В чем состоят различия между эмоциональными процессами детей раннего и дошкольного возраста?

13 Как проявляются притязания на признание в отношениях со взрослыми и сверстниками у дошкольника?

14 Как и почему изменяется на протяжении данного периода самооценка ребенка?

15 Что влияет на развитие самосознания дошкольника?

16 Как происходит развитие волевых действий дошкольника?

17 Какую структуру игровой деятельности предложил Д. Б. Эльконин?

18 Какие особенности игровой деятельности младших и старших дошкольников вы можете выделить?

19 Какие виды отношений существуют в игровой деятельности?

20 Почему игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.