Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Летопись по Лаврентьевскому списку




Время создания: 1377 г. Это фрагмент из общерусского летописного свода «Повесть временных лет». Она была составлена в 1113 г. на основе более ранних источников. Один из ее отрывков вошел в Лаврентьевскую летопись. Будучи переписанным в XIV в., текст отражает общерусские процессы, прослеживающиеся и по другим памятникам этой эпохи, однако вторичность рукописи дает о себе знать в многочисленных описках (сhсъ вместо лhсъ, сhд#ще на месте сhд#ше и др.).

Место создания: Киевская Русь. Южная ориентация отрывка видна в диспалатализации (лыбедь) и вокализации (нооугородъци) согласных, причем это разновременные процессы: первый соотносится с XII в., второй — с периодом падения редуцированных. Исторический фон: Киевской Руси не удалось создать ни централизованного, ни федеративного единого государства. Объединение держалось на общности веры, языка, обычаев. В политическом же отношении государство изначально раздроблено на фактически независимые княжества.

Во второй половине XII – начале XIII в. оно окончательно приходит в упадок. Этот процесс ускорили перекрытие торговых путей кочевниками, перемещение мировых торговых линий из Киева в Венецию и Геную в связи с крестовыми походами, взятие Константинополя крестоносцами, в результате чего прервались все торговые и культурные контакты Киева с Царьградом. Татаро-монгольское нашествие ускорило запустение киевской земли.

Жанр: летопись, входившая в круг светских сочинений для широкого, в том числе и частного, чтения.

Тип языка: народно-литературный, фиксирующий общенародные явления языка, отчасти погашенные в данном случае многочисленными копиями.

Озвучание: Возможен вариант, приближенный к современному произношению.

 

Отрывки из «Повести временных лет»

I. Восточнославянские племена и их соседи.

полем же жившемъ wсобh и володh

ющемъ• и роды своими• иже и до сее братьh б#ху

пол#не• и жив#ху кождо съ своимъ родомъ• и

на своихъ мhстhхъ• владhюще кождо родомъ

своимъ на своихъ мhстhх• быша •¨г• брать"• еди

ному им# кии• а другому щекъ• а третьему хоривъ

сестра ихъ лыбедь• сhд#ще кии на горh• гдh же ны

не оувозъ боричевъ• а щекъ сhд#ше на горh• гдh

ныне зовет с# щековица• а хоривъ на третьеи

горh• ^ него же прозва с# хоревица• и створиша

градъ во им# брата своего старhишаго• и наре

коша им# ему киевъ. б#ше wколо града сhсъ и

боръ великъ• и б#ху лов#ща звhрь б#ху мужи

мудри и смыслени нарицаху с# пол#не• ^ них же

есть пол#не в киевh и до сего дне• ини же не свhду

ще рекоша• "ко кии есть перевозникъ былъ• оу кi

ева бо б#ше перевозъ тогда с оно" стороны днhпра.

тhмъ г¨лху на перевозъ на киевъ• аще бо бы перево

зникъ кии• то не бы ходилъ црюгороду но се кии кн#

жаше в родh своемь. приходившю ёму ко ц¨рю: "ко

же сказають• "ко велику честь при"лъ ^ ц¨р# при ко

торомь приходивъ ц¨ри• идущю же ему wп#ть. при

де къ дунаеви• възлюби мhсто и сруби градокъ малъ

хот#ше сhсти с родомъ своимъ и не даша ему ту бл³

зь живущии• еже и до нынh наречють дуици город³

ще киевець• киеви же пришедшю въ свои град ки

евъ• ту животъ свои сконча: а братъ его щекъ и хори

въ• и сестра их лыбедь ту скончашас#• и по сихъ братьи

держати• почаша родъ ихъ кн#женье• в пол#хъ•

в деревл#хъ свое• а дреговичи свое• а словhни свое

в новhгородh а другое на полотh иже полочане ^ ни

хъ же• кривичи же сhд#ть на верхъ волги• а на верх

двины и на верхъ днhпра• их же градъ есть смолен

скъ туда бо сhд#ть кривичи таже сhверъ ^ нихъ на

бhлh wзерh сhд#ть весь а на ростовьскомъ wзерh

мер# а на клещинh wзерh мер# же• по wцh рhцh где

потече в волгу же• мурома "зыкъ свои и череми

си свои "зыкъ• моръдва свои "зыкъ• се бо токмо

словhнескъ "зыкъ в руси• пол#не• деревл#не• нооуго

родьци• полочане• дреговичи• сhверъ бужане зане

сhдоша по бугу послhже же велын#не• а се суть и

нии "зыци• иже дань дають руси• чюдь• мер#• ве

сь• мурома• черемись• моръдва• пермь• печера•

 

II. Месть Ольги.

В лhт •¨¨k• ¨у •¨нг•

В се же лhто рекоша дружина игореви• wтроци

свhньлъжи• изодhли с# суть wружьемъ и порты

а мы нази• поиди кн#же с нами в дань• да и

ты добудеши и мы• послуша ихъ игорь• и

де в дерева в дань• и примышл#ше къ первои

да[н]и и насил#ше имъ• и мужи его• возьемавъ

дань поиде въ градъ свои• идущее же ему въсп#

ть• размысливъ ре¨ч дружинh своеи• идhте съ

данью домови• а " возъвращю с# похожю и е

ще• пусти дружину свою домови• съ маломъ же

дружины возъврати с#• жела" больша имh

нь"• слышавше же деревл#не "ко wп#ть и

деть• сдумавше со кн#земъ своимъ• маломъ•

аще с# въвадить волкъ в овцh• то выносить все

стадо• аще не оубьють его• тако и се аще не оубь

емъ его• то все ны погубить• послаша к нему

глще• почто идеши wп#ть поималъ еси всю

дань• и не послуша ихъ игорь• и вышедше изъ

града изъ коръстhн#• деревлене оубиша иго

р# и дружину его• бh бо ихъ мало• и погребенъ

бы¨с игорь• есть могила его оу искоръстhн# гра¨д

в деревhхъ и до сего дне• вольга же б#ше в киевh

съ снмъ своимъ с дhтьскомъ стославомъ•

и кормилець его асмудъ• воевода бh свhне

лдъ• тоже w¨ць мистишинъ• рhша же деревл#

не• се кн#з# оубихомъ рускаго• поимемъ

жену его вольгу за кн#зь свои малъ и с¨тослава

и створимъ ему "ко же хощемъ• и послаша

деревл#не лучьшие мужи числомъ •¨к• въ ло

дьи к ользh• и присташа подъ боричевымъ

в лодьи• бh бо тогда вода текущи• въздолh го

ры киевьски"• и на подольи не сhд#ху людье•

но на горh градъ же бh киевъ• идеже есть ны

нh дворъ горд#тинъ• и ни[ки]фо[ро]въ• а дворъ кн#

жь б#ше в городh• идеже есть дворъ демьсти

ковъ• за стою бцею надъ горою дворъ теремныи

бh бо ту теремъ каменъ• и повhдаша wльзh

"ко деревл#не придоша• и возва е wльга к со

бh• [и ре¨ч имъ] добри гостье придоша• и рhша деревл#не

придохомъ кн#гине• и ре¨ч имъ wльга да г¨лте

что ради придосте сhмо• рhша же древл#не по

сла ны дерьвьска земл#• рькуще сице мужа

твоего оубихомъ• б#ше бо мужь твои аки во

лкъ• восхища" и граб#• а наши кн#зи до

бри суть• иже распасли суть деревьску зе

млю• да поиди за кн#зь нашь за малъ• бh

бо им# ему малъ• кн#зю дерьвьску• ре¨ч же

имъ wльга люба ми есть рhчь ваша• оуже

мнh мужа своего не крhсити• но хочю вы

почтити наутри" предъ людьми своими•

а ныне идhте в лодью свою• и л#зите в лоды

величающе с#• азъ оутро послю по вы• вы же

рьцhте не едемъ на конh¨х• ни пhши идемъ• но по

несhте ны в лодьh• и възнесуть вы в лодьи• и

^пусти " в лодью• wльга же повелh ископа

ти "му• велику и глубоку• на дворh теремь

стhмь• внh града• и заоутра волга сhд#щи

в теремh• посла по гости• и придоша к нимъ•

г¨лще• зоветь вы wльга на честь велику• wни

же реша не едемъ на конихъ ни на возhхъ•

понесhте ны в лодьи• рhша же ки"не намъ не

вол# кн#зь нашь оубьенъ• а кн#гини наша

хоче за вашь кн#зь и понесоша " в лодьи• w

ни же сhд#ху в перегъбh¨х• в великихъ сусту

гахъ горд#ще с#• и принесоша " на дворъ к о

льзh• несъше вринуша е въ "му и с лодьею

Прочитайте и переведите тексты.

Задания по фонетическому анализу текста

 

1. На примерах утраты редуцированных ъ и ь в слабых позициях и прояснения их в <о> и <е> в сильных позициях докажите прекращение действия закона открытого слога.

жившемъ, прозвас#, створиша, в киевh, перевозникъ, приходившю, къ первои дани, честь, держати, градокъ, верхъ, кн#же, слышавше, волкъ, в овцh, все, послаша, вышедше, дворъ кн#жь, возва, что, почтити, глоубоку, на честь.

2. Найдите слова, в написании которых отразились следствия падения редуцированных. Какие фонетические процессы они передают?

гдh, дулhпьскимъ (ср. дулhбы), нооугородъци, съ своимъ (ъ вместо ь), родомъ (вм. родомь).

3. Определите, в каких позициях этимологически правильно употребляется звук, обозначенный буквой h. Объясните единичные примеры с утратой гласного <ē> в безударном положении.

wсобh, володhющемъ, на своихъ мhстhхъ, владhюще, сhд#ше, старhишаго, звhрь, в киевh, свhдуще, тhмь, в родh, мhсто, сhсти, нынh, лhто, изодhли с#, идhте, в овцh, в деревhхъ, рhша, к ользh, на горh, в городh, до сее (ср. до сеh поры), на конh(х), ни пhши, понесhте, в лодьh, повелh.

4. В южнорусских рукописях с XII в. и в новгородских с XIII в. встречаются написания с h на месте этимологических е и ь (ср.: камhнь, жрhць, тhсть, пhсъ, пhщь, вhльми и мн.др.). Проанализируйте немногие примеры из текста и объясните, в каких условиях развивается новый h.

гдh, кдh (ср. къде), не крhсити.

5. Какие можно сделать выводы относительно действия закона слогового сингармонизма в данный языковой период на основе анализа следующих написаний:

а) мягкость согласного обнаруживается без влияния гласного переднего ряда «ь»: сконча, вси, перевозникъ;

б) твердость согласного тоже проявляется без поддержки «ъ» и «ь»:

прозвас#, зоветс#, полем; вышедше, послаша;

в) отвердение «ц» подчеркивается нейотированной гласной «а»: щековица, хоревица, но есть и традиционные написания: приходившю, идущю, киевець, ¨wць, велици, наречють, лучьшие, моужю;

г) исконно твердые г, к, х уже возможны перед передними гласными: паки, кии, киевъ, оу кіева, киевець, восхища", многи, ки"не, кн#гини.

6. Объясните, какова причина и в каких позициях осуществляется редукция «и» напряженного.

братьh, на третьеи, wружьемъ, жела" больша имhнь", въ лодьи, на подольи, людье.

7. Найдите корень слова и укажите чередования гласных и согласных звуков в этом корне; восстановите праславянский вид корня.

Володhющимъ и роды своими; сhд#ше, оувозъ, прозва с#, градъ, нарекоша, ходилъ, честь, при"лъ, сhсти, сконча, послуша, иде, похожю, возврати с#, выносить, послаша, оубиша, погребенъ, поимемъ, хощемъ, текущи, почтити.

8. Выделите старославянские и древнерусские черты.

Володhющемъ, владhюще, ~диномоу, градъ, с оно" стороны, перевозъ, ц¨рю городоу, идущю, градокъ, городіще, wтроци, возвращю с#, похожю, деревлене, в деревhхъ, вольга, хощемъ, в лодьи, текущи, древл#не, дерьжаху.

 

Задания по морфологическому анализу текста

 

1. Определите род, число, падеж и тип склонения подчеркнутых существительных. В чем причина различия во флексиях этих падежей в древнерусском и современном русском языках?

Полем же жившемъ wсобh и володhющемъ и роды своими; и жив#ху кождо со своимъ родомъ; и на своихъ мhстhхъ; и б#х@ лов#ща звhрь; ^ нихъ же есть пол#не в киевh и до сего дне; приде къ Дунаевы; рекоша дружина игореви; изодhли с# суть wружьемъ и порты; поиди кн#же с нами в дань; пусти дружину свою домови; поимемъ жену его Вольгу за кн#зь свои малъ; добри гостье придоша, посла по гости; не едемъ на конихъ ни на возhхъ.

2. В приведенных ниже предложениях выделите формы имен прилагательных и проанализируйте их по схеме: форма именная или местоименная, степень сравнения, разряд по значению, род, число, падеж.

гдh же ньнh оувозъ боричевъ; во им# брата своего стареhишаго; б#ше wколо града [л]hсъ и боръ великъ; б#ху мужи м@дри и смыслени; "ко велику честь при"лъ; сруби градокъ малъ; wтроцисвhньлъжи изодhли с# суть wружьемъ и порты; въздолh горы киевьскин"; идеже есть нынh дворъ горд#тинъ; дворъ кн#жь б#ше в городh; бh бо ту теремъ каменъ; а наши кн#зи добри суть; иже распасли суть деревьскоу землю; люба ми есть рhчь ваша; wльга же повелh ископати "му велику и глубоку на дворh теремьстhмь; и повелh засыпати " живы.

3. Определите разряд местоимений, род, число, падеж и ту функцию, которую они выполняют в предложении.

иже и до се братьh б#ху пол#не; владhюще кождо родомъ своимъ; с оно" стороны Днhпра; все ны погубить; поимемъ жену его Вольгу за кн#зь свои малъ; посла ны дерьска земл#; да поиди за кн#зь нашь за малъ; люба ми есть рhчь ваша; но хочю вы почтити наутри" предъ людьми своими; азъ утро послю по вы; понесhте ны в лодьh; зоветь вы Wльга на честь велику; wни же реша; а кн#гини наша хоче за вашь кн#зь и понесоша " в лодьи; добра ли вы честь

4. Охарактеризуйте наречия по образованию, по значению, по синтаксической функции.

Полем же жившемъ wсобh; гдh же нынh оувоз Боричевъ; идущю же ему въсп#ть; и не даша ему ту блізь живущии; пусти дружину свою домови; почто идеши wп#ть; бh бо тогда вода текущи въздолh горы киевьски"; идеже есть нынh дворъ горд#тинъ; что ради придосте сhмо; но хочю вы почтити наутри" предъ людьми своими; и заоутра Волга сhд#щи в теремh.

5. Определите формы прошедшего времени.

быша •¨г• брать"; сhд#ше кии на горh; и створиша градъ во им# брата своего старhишаго; инии же не свhдуще рекоша; "ко кии есть перевозникъ былъ; но се кии кн#жаше в родh своемь; wтроци свhньлъжи изодhли с# суть wружьемъ и порты; послуша ихъ Игорь• иде вдерева в дань• и примышл#ше къ первои да[н]и насил#ше имъ; почто идеши wп#ть поималъ еси всю дань; рhша же деревл# не; и на подольи несhд#ху людье; бh бо ту теремъ каменъ; и принесоша " на дворъ к Ользh.

6. Выделите в тексте все формы глаголов в повелительном наклонении. Определите их функцию в тексте и объясните способы образования форм в повелительном наклонении в древнерусском языке. Какие из них не соответствуют формам повелительного наклонения в современном русском языке?

Поиди кн#же с нами вдань; идhте съ данью домови; да поиди за кн#зь нашъ малъ; а нынh идhте в лодью свою• и л#зите в лоды величающес#; вы же рьцhте не едемъ на конh(х) ни пhши идемъ• но понесhте ны в лодьh.

7. Дайте полную характеристику причастия (залог, время, падеж, число, полное оно или краткое; от какой глагольной основы оно образовано) и определите его функцию в предложении.

и б#ху лов#ща звhрь; приходившю ему ц¨рю; и не даша ему ту близь живущии; возьемавъ дань поиде въ градъ свои; размысливъ рече дружинh своеи; слышавше же деревл#не "ко wп#ть идеть; послаша к нему г¨лще; и вышедше изъ града изъ коръстhн#• деревл#не убиша Игор"; и погребенъ бы(сть) Игорь; бh бо тогда вода текущи въздолh горы Киевскы"; б#ще бо мужь твои аки волкъ восхища" и граб#.

Задания по синтаксическому анализу текста

1. Найдите подлежащее и укажите, чем оно выражено в следующих предложениях:

быша •¨г• брать"; а щекъ сhд#ше на горh; и не даша ему ту блiзь живущии; да и ты добудеши и мы; а " возъвращю с# похожю и еще; слышавъше же деревл#не "ко wп#ть идеть; и на подольи не сhд#ху людье.

2. Найдите в следующих примерах простое сказуемое и определите способ его выражения (укажите форму глагола и все его морфологические признаки).

и створиша градъ во им# брата своего старhишаго и нарекоша им# ему Киевъ; възлюби мhсто и сруби градокъ малъ; пусти дружину свою домови; почто идеши wп#ть• поималъ еси всю дань; Вольга же б#ше в киевh съ с¨нмъ своимъ с дhтьскомъ С¨тославомъ; и повhдаша Wльзh; зоветъ вы Wльга на честь велику; рhша же ки"не; оуже мнh мужа своего не крhсити.

3. Найдите составное именное сказуемое и определите, в каких случаях связка отсутствует и чем выражено присвязочное слово в составном сказуемом.

единому им# кии• а другому щекъ• а третьему хоривъ; б#ху мудри и смыслени нарицаху с# пол#не; ^ нихъ же есть пол#не в Киевh и до сего дне; аще бо бы перевозникъ кии• то не бы ходилъ ц¨рю городу; wтроци свhньлъжи изодhли с# суть wружьемъ и порты• а мы нази; деревлене оубиша игор# и дружину его• бh бо ихъ мало• и погребенъ бы(сть) Игорь; воевода бh свhнелдъ; кн#зь нашь оубьенъ; добра ли вы честь.

4. В приведенных ниже предложениях найдите причастия и проследите, в качестве какого члена предложения они выступают.

И б#ху лов#ща звhрь; возьемавъ дань поиде въ градъ свои; пусти дружину свою домови• съ малымъ же дружины возъврати с#• жела" больша имhнь"; послаша к нему г¨лще; и вышедше изъ града изъ коръстhн#• деревлене оубиша Игор" и дружину его; бh бо вода тогда текущи въздолh горы киевския; и заоутра Волга сhд#щи в теремh• посла по гости; несъше вринуша е въ "му и с лодьею; приникъши Wльга и ре(че) имъ добра ли вы честь.

5. Переведите на современный русский язык предложения с дательным падежом (беспредложным) направления и с винительным (беспредложным) места и времени. С какими предлогами употребляются эти падежи в современном русском языке?

Посла Святослава Чернигову; Глhбъ же вниде Черниговъ; пусти дружину свою домови; азъ утро послю по вы.

6. Найдите второй именительный и второй винительный падежи. Каким падежом они в дальнейшем были замещены?

а щекъ сhд#ше на горh• гдh ныне зовет с# щековица• а хоривъ на третьеи горh• ^ него же прозва с# хоревица; и нарекоша им# ему киевъ; кии есть перевозникъ былъ.

7. Определите тип каждого предложения.

Ре(че) же имъ Wльга люба ми есть рhчь ваша• оуже мнh мужа своего не крhсити• но хочу вы почтити наутри" предъ людьми своими• а ныне идhте в лодью свою• и л#зите в лоды величающе с#.

8. Какая особенность употребления союзов и предлогов древнерусского языка при однородных членах предложения отражена в приведенных ниже примерах:

Да и ты добудеши и мы• послуша ихъ Игорь• иде в дерева в дань• и примышл#ше къ первой да(н)и и насил#ше имъ• и мужи его;

и не послуша ихъ Игорь• и вышедше изъ града изъ коръстhн#• деревл#не оубиша Игор# и дружину его;

да поиди за кн#зь нашь за Малъ.

9. Установите значение «дательного самостоятельного» оборота. Переведите на современный русский язык.

Полем же жившемъ wсобh и володhющемъ и роды своими;

приходившю ему ко црю;

идущю же ему wп#ть приде к Дунаеви;

Киеви же пришедшю въ свои градъ Киевъ ту животъ свои сконча;

идуще же ему въсп#ть• размысливъ ре(че) дружинh своеи.

10. Данные сложные предложения разделите на части. Укажите главные и придаточные предложения. Какое значение имеет придаточное предложение? Обратите внимание на средства грамматической связи.

сhд#ще Кии на горh гдh же ныне оувозъ Боричевъ;

ими же не свhдуще рекоша• "ко Кии перевозникъ былъ;

аще бо бы перевозникъ Кии• то не ходилъ ц¨рю городу;

слышавъше же деревл#не "ко wп#ть идеть;

аще с# въвадить волкъ в овцh• то выносить все стадо аще не оубьють его• тако и се аще не оубьемъ его• то все ны погубить;

деревлене оубиша Игор# и дружину его• бh бо ихъ мало;

но на горh градъ же бh Киевъ• идеже есть нынh дворъ Город#тинъ;

и повhдаша Wльзh "ко деревл# не придоша;

и рече имъ Wльга да г¨лте что ради придосте сhмо;

а наши кн#зи добри суть иже распасли суть деревьску землю.

 

Задания по лексическому анализу текста

 

1. а) Как следует понимать в русских летописях и других памятниках выражение типа «в лhто», «все же лhто» и т.п.?

б) Пользуясь словарями, определите, каково значение в древнерусском языке слов вhкъ, лhто, годъ, година. Какие семантические изменения претерпели эти слова[9]?

2. а) В следующих выражениях определите значение наречий:

идуще же ему въсп#ть; wп#ть идеть

Подберите к ним однокоренные слова других частей речи. Пользуясь этимологическими словарями, определите, как образовались эти наречия.

б) Какое общее значение — пространственное или временное — лежит в основе семантики современных наречий вспять, опять?

Дополнительные задания

 

1. Рассмотрите, как образовалось современное наречие обратно, каково его значение. Почему ненормативны встречающиеся в современном просторечии выражения дождь обратно пошел, телефон обратно звонит и т.п. В чем можно видеть сходство в семантическом развитии наречий опять и обратно?[10] Свои выводы и наблюдения оформите в виде заметки, небольшой статьи.

2. В следующем отрывке: «и понесоша # в лодьи, они же сhд#ху в перегъбhхъ, в великихъ сустугахъ горд#ще с#…» — определить исторические корни выделенных слов. Подробнее см.[11].

3. Прочитайте в книге А.С.Львова «Лексика Повести временных лет» (М., 1975) о древнерусских словах из области военной терминологии: дружина, вои, пълкъ, отрокъ, гридь и др. (с. 278–292). Какова судьба этих слов в истории русского языка; какие семантические изменеия претерпели эти слова? Понаблюдайте за употреблением этих слов в «Мести Ольги» и других отрывках из «Повести временных лет».

4. Объясните, каковы были те устные основы, на которых зиждилось своеобразие «Повести временных лет» как памятника русского языка. В каком типе речи в первую очередь сказывается влияние устного языка. Ср., летописец пользуется поговорками: аще с# въвадить волкъ в овцh, то выносить все стадо; загадками: вы же рьцhте не едемъ на конh(х) ни пhши идемъ. Приведите в доказательство свои примеры из текста.

5. Какие обычаи, обряды, нормы древнерусской жизни отражены в следующих выражениях: и понесоша " в лодьи… и принесоша " на дворъ к Ользh, несъше вринуша е въ "му и с лодьею. (Ср. несение сватов в ладьях — это свадебный обряд, так же как и похоронный. «Мудрая» Ольга под видом свадебного обряда справляет обряд похорон. Традиционный обряд погребения в ладье подтвержден многочисленными данными археологических раскопок).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 3740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.