Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ОН: Нравится?




ОНА: Спасибо, очень. (Целует Константина.)

ОН: Вера, я подумал…

Стук в дверь. Костя выходит и возвращается с подносом, на котором стоят чайник и две чашки.

ОНА: Мы сегодня чай пьем, с бальзамом?

ОН: Нет, надеюсь, бальзам без чая.

Пока Костя расставляет на столе чайник и чашки, Вера вынимает из дорожной сумки халат, но, подержав, кладет его на одно из кресел и садится за стол.

ОН: Ты же хотела переодеться?..

ОНА: Потом. Я хочу к тебе немного привыкнуть.

Костя смотрит на Веру с удивлением, смешанным с неудовольствием, затем продолжает накрывать на стол, разливает бальзам по чашкам.

ОНА: Что-то у нас… То коньяк из граненых стаканов, то бальзам из чайных чашек…

ОН: А какая посуда бывает в наших гостиницах кроме графинов и стаканов?

ОНА: Но здесь-то рюмки есть, давай перельем.

ОН: Нет, будем соблюдать конспирацию до конца.

ОНА: Если уж до конца, и мы маскируемся под чаепитие, то надо пить из блюдец.

ОН: Легко. (Поднимает чашку.) Земля – крестьянам, вода – матросам, а женщины – тем, кто их любит! (Чокается с Верой, а потом переливает бальзам в блюдце и пьет по-купечески, подперев локоть рукой.)

ОНА: Как ты там говорил? “Нужно согреть бокал в ладонях, полюбоваться янтарными бликами, вдохнуть аромат напитка и лишь затем пригубить его…”

Константин “греет” блюдце в ладонях и нюхает его.

ОНА (смеется): А ты не меняешься совсем. И внешне тоже. Хотя нет, похудел немного.

ОН: А ты похорошела.

ОНА: Перестань, от возраста только коньяк лучше делается…

ОН: Это намек? (Наливает. Достает из портфеля красную папку, на которой золотом вытиснено: “Победителю социалистического соревнования”. Открывает ее и, стоя, торжественно произносит.) Гражданка, позвольте вам вручить аттестат об окончании нашей десятилетки. (Читает.) За искусство любви – отлично, за конспирацию – пятерка. Верность – зачет.

ОНА (смеется): Ну, хватит, давай сюда (читает “аттестат” про себя, потом кладет его на стол). Ох, когда уже мое чудовище аттестат получит?

ОН: Что, у Олега в школе проблемы?

ОНА: Как всегда.

ОН: Что опять натворил?

ОНА: Натворил?! Это мягко сказано! Нашел дома нотный сборник, выучил “Боже, царя храни”…

ОН: Откуда у вас такие песенники интересные?

ОНА: Это еще моей бабушки – она была пианисткой, Шаляпину аккомпанировала, когда он в Нижнем Новгороде гастролировал… В общем, Олег сыграл “Боже, царя храни” на уроке пения, да еще и подговорил весь класс при этом встать…

ОН: Что ты хочешь? Наши дети – первое непуганое поколение.

ОНА: Ребенок тигра не боится… Пока не подрастет.

ОН: Может, потому что тигр уже старый? Или, как говорят китайцы, бумажный.

ОНА: Видел бы ты, как бумажного тигра американцы боятся! Во всяком случае, спасибо моей маме. Если бы не она, из-за этой музыкальной истории нас с мужем могли отозвать гораздо раньше срока.

ОН (с сарказмом): Господи, какая у торгпредов жизнь тяжелая! Врагу не пожелаешь!

ОНА (как бы не замечая его сарказм, озабоченно): Да, все это очень сложно. Мы — там, он с бабушкой – здесь… Но ведь мы через год уже вернемся. А как твоя Ирина? Она же скоро школу заканчивает? Может, ей в Москве поступать? С университетом я бы могла помочь, у меня там половина сокурсников на кафедрах. Пусть с факультетом определится.

ОН: Пусть. Только она, по-моему, не в университет, а замуж собирается.

ОНА: В десятом классе? А за кого?

ОН: Встречается с одним мальчиком. Правда, они уезжать собираются. В Америку.

ОНА: По еврейской линии?

ОН: По армянской. У них дядя – миллионер в Лос-Анжелесе.

ОНА: А ты?

ОН: Был бы это мой дядя – я бы еще подумал. А что? Встречались бы с тобой на углу Четвертой и Пятой авеню.

ОНА: Да, долго бы ты меня там ждал: они параллельные… Я считаю, что эмиграция во все времена – великое бедствие.

ОН: И лишь при советской власти о ней мечтают, как о загробной жизни.

ОНА: У меня почему-то такой аналогии не возникает.

ОН: У загранработников ввиду отрыва от Родины эти мечты временно отсутствуют.

ОНА: Те, кто уезжают, становятся там людьми второго сорта.

ОН: А те, что остаются здесь – пятого. В соответствии с графой.

ОНА: Видел бы ты бывших наших на Брайтоне! Они пытаются найти себя, но удается это одному из тысячи.

ОН: Я давно обратил внимание, что за ограничение рождаемости борются те, кто уже родился… Ты видела Брайтон? Пусть и она посмотрит. Сама, а не кто-то ей всю жизнь будет рассказывать. (Наливает.) Возвращается маленький крот в нору и говорит: “Что я видел! Трава зеленая, небо голубое, солнышко теплое. Папа, почему же мы живем под землей?” — “Здесь наша родина, сынок”. Вот давай за нее и выпьем…

ОНА. Давай, диссидент.

ОН. Диссидентов у нас нет. Есть отсиденты и досиденты. (Выпивают.) Ну, как тебе Союз после года в Америке? Есть разница?

ОНА: Знаешь, первое впечатление – чисто женское. Мне кажется, что американки покупают себе одежду на два размера больше, чем нужно, а наши – на два размера меньше.

Стук в дверь. Константин выходит и возвращается с подносом, на котором стоят два блюда, накрытые серебряными крышками.

ОН. А вот и закуска. (Открывает крышки.)

ОНА. Что это?

ОН (довольно): Лягушки — для лягушки путешественницы. Тем более, что сегодня четверг.

ОНА: Ну и что?

ОН: Забыла, что такое рыбный день? Первый, кто скажет, что лягушки – это мясо, пусть бросит в повара камень. Подали как-то Иван-царевичу в Париже лягушку. Упала она оземь и превратилась в Василису-прекрасную. И сколько не бил ее об стол Иван-царевич, назад в лягушку превращаться не захотела... Пришлось съесть так.

ОНА (морщась, трогает вилкой лягушачью ножку, лежащую перед ней на тарелке): Ты считаешь, это можно есть?

ОН: Хотел тебя угостить, как ты это называешь, местной вкусностью.

ОНА (натянуто улыбаясь): Спасибо, я попробую. (Нарочито долго орудует ножом и вилкой, наконец, подносит ко рту вилку с кусочком мяса, но снова кладет ее на тарелку.) Давай еще выпьем. Бальзам чудесный.

Константин наливает бальзам. В этот момент Вера спохватывается.

ОНА: Да, у меня для тебя — маленький сувенир!

Опять вытащив из сумки массу маленьких пакетов, достает со дна большую коробку и ставит на стол. Константин извлекает из упаковки видеомагнитофон.

ОН (ошеломленно и немного смущенно от дорогого подарка): Вера, ну… Спасибо!!! Теперь будем устраивать закрытые просмотры. О! Тут кассета выходит автоматически. Знаешь, как у нас борются с тлетворным влиянием? Приходит милиция и выкручивает в парадном пробки.

ОНА: Зачем?

ОН: Да-а, воздух свободы… А затем, что когда они с понятыми входят в квартиру, (Костя зажимает себе пальцами, как прищепкой, нос и измененным голосом переводчика видео продолжает) “Эммануэль” еще в видике. Встать, суд идет! Пять лет за распространение порнографии.

ОНА (изумленно): А если не порнография?

ОН: Ну, тогда три года за пропаганду насилия. (Увлеченно рассматривает магнитофон.)

ОНА: Сказали, что подходит к любым телевизорам, даже советским. Можем сразу проверить. (Достает из сумки две видеокассеты). Все на английском, хотя понятно и без перевода.

Костя начинает возиться с магнитофоном, вставляет кассету. Вера, тем временем, взяв халат, уходит в ванную.

Костя включает телевизор, переключает каналы. На одном из них – встреча Горбачева с трудящимися. Слышны фразы: “Главное – нАчать, но процесс уже пошел”. Женский голос: “Михаил Сергеевич, вы только будьте к народу поближе!”. Горбачев: “Куда же еще ближе, товарищи?”. Наконец, Костя подключает видеомагнитофон, раздаются характерные охи и вздохи, и через несколько секунд в номере гаснет свет. В темноте – голоса.

ОНА (испуганно): Костя, что случилось?

ОН: А это нас арестовывать идут. Я же сказал, что хочу магнитофон проверить…

ОНА: Ничего себе шуточки. (Слышно, что Вера вернулась в комнату). Ты где? Ой, что это? (На что-то наткнулась в темноте.) Я к тебе иду.

ОН: О, черт! (тоже на что-то наткнулся, слышен звон разбившейся чашки.) Встречаемся на кровати.

ОНА: Хорошо.

Несколько секунд проходят в темноте и тишине. Вдруг включается свет, и выясняется, что в темноте Вера и Костя разминулись, прошли мимо кровати и идут в разные стороны. Увидев это, они начинают хохотать и падают на постель. Вера так и не переоделась в халат.

ОН: Да-а! А я уж думал – проверочка, и будет мне Верочка передачи носить.

ОНА: Ну, на то, чтобы передачи носить, у тебя есть жена.

ОН: Уже нет. Я развелся.

(Посреди веселой перебранки повисает пауза. Вера и Костя так и остаются лежать на двуспальной кровати, не касаясь друг друга.)

ОНА: Зачем?

ОН: Не зачем, а почему. Надоело.

ОНА: Но раньше тебя, кажется, все устраивало?

ОН (садится и закуривает). Я уже в порту начал учить немецкий, а в отпуске подрабатывал гидом-переводчиком с гэдээровскими группами. По крымско-кавказской линии с ними ходил. И вот как-то летом в Сухуми веду экскурсию по обезьяньему питомнику. Жара страшная, группа устала – и от обезьян, и от запахов, и от информации о резус-факторах. Экскурсовод, чтобы их немножко расшевелить, рассказывает об одном обезьяньем семействе. “У этого самца есть две жены: одна любимая, вторая нелюбимая”. А в немецком языке глагол “любить” — это “либен”, а “жить” — “лэбен”. И я под воздействием жары перевожу: “Дизес манн хат цвай фрау. Айн лебедингер, айн ун лэбендегер”. То есть, одна жена живая, а другая – неживая. Тут и группа оживилась: “Покажи, - говорят, - какая из них неживая”. А я так понимаю, что “нелюбимая”. “Наверно, вот эта”. Они говорят: “Она же движется”. А я: “Ну и что, все равно неживая”. Долго мы так объяснялись, пока я не сообразил, в чем дело. Хотя, если вдуматься, нелюбимая – она все равно что неживая.

(Оба молчат. Пауза становится тягостной.)

ОНА: И что ты собираешься делать?

ОН: А ты?

ОНА: А при чем здесь я? Ты развелся, я тебя об этом не просила.

ОН: Выходи за меня.

(Повисает очередная свинцовая пауза.)

ОНА: Я не помню, говорила ли я тебе об этом… но я замужем.

ОН: Я серьезно.

ОНА: И я серьезно. У американцев есть поговорка: “Не надо чинить то, что не поломалось”. Извини, но, по-моему, ты как раз этим и занимаешься. Прекрасно знаешь — у меня с мужем нормальные отношения, мы живем вместе много лет, у нас сын, друзья, и я не понимаю, зачем что-то менять? Да и потом его снимут с должности, отзовут из-за границы. Ради чего?

ОН: Действительно, ради чего? И ради кого? Конечно, я не могу тебе предложить обкомовского распределителя и служебной квартиры с видом на Гудзон. И друзья у меня – не народные артисты. Прав был Треплев: “Женщины не прощают неуспеха”… Но ты же сама говорила, что твой муж – слуга, и никакого не народа, а такого же слуги, только на ступеньку выше.

ОНА: Да при чем здесь это?..

ОН (перебивая ее): При том! Я не верю, что ты его любишь, что тебя волнует его карьера. Ты просто не хочешь терять все эти удобства, поездки… А я для тебя – просто мальчик по вызову, постельная принадлежность. Наши с тобой отношения — “Дама с собачкой”… сто лет спустя. Я – в роли собачки.

ОНА: Прекрати! Не суди о том, чего ты не знаешь и не можешь знать! Ты понимаешь, чего мне стоило прилететь сюда на несколько дней? Он не даст нам развода. И не даст нам жить вместе. Ты не знаешь, какие у него друзья и что они могут.

ОН: Вера, ну неужели тебе не надоело? Ложиться спать в одну постель, а просыпаться в другой? Обнимать одного, а чувствовать другого?

ОНА: Ты тоже обнимал одну, чувствовал другую, и спал в разных постелях. Если тебе это так претит, почему ты развелся только сейчас, через десять лет? Почему не сразу? Или это не ты, а с тобой развелись?

ОН: Не имеет значения.

ОНА: Имеет. (примирительным тоном.) Костя, это глупо. Любой брак – это два-три года счастья, а потом – мирное существование. И у нас с тобой было бы то же самое. Семья – это в конечном итоге домашние тапочки. А наши встречи – туфли на высоких каблуках. Ты хочешь лишить нас праздника? Через какое-то время ты станешь искать его вновь. И я тоже. (Пауза.) По-настоящему мы любим лишь тех, кто позволяет нам оставаться самим собой. Не помню, кто это сказал, но я полностью согласна… Костя, мы же с тобой оба – лидеры. Два медведя… в одной берлоге?.. А дети… Как им это объяснить? (Помолчав, подходит к нему, смотрит в глаза.) Пусть все будет, как было.

ОН: Нет, как было – не будет. Даже если ты не захочешь выйти за меня.

ОНА: Что ты имеешь в виду? А, ну конечно, ты же не сможешь долго жить один. Ведь так? Я права? А я чувствую – что-то не то… Теперь все ясно.

ОН: Что ясно? Нет, я не перестаю восхищаться твоей логикой! Я делаю тебе предложение, и тем самым разрушаю наши отношения? Это же бред!

ОНА: Это ты бредишь!

ОН: Прав был мой отец: жен меняют те, кто не умеет вовремя менять любовниц.

Вера, отшатнувшись, хватает плащ.

ОНА: Я пойду. Закажи мне такси.

ОН: Куда?

ОНА: В Америку.

ОН (берет в руки ее халат, брошенный на кресло): Так, не привыкнув, и уедешь?

Пытается ее обнять. Вера вырывается.

ОНА: Да пошел ты!

Уходит, хлопая дверью. Константин нервно ходит по номеру. Включает телевизор. Звучит песня, поют Лайма Вайкуле и Валерий Леонтьев:

“Смятенье вы мое и грусть, тот сон, что помню наизусть.

– Но вы вдвоем. Вы не со мною.

– Моей надежды яркий свет, я шел к вам столько долгих лет.

– Но вы вдвоем, вы не со мною.

– Ах, вернисаж, мучитель наш! Вы не одна, какой пассаж!

– Но вы вдвоем, вы не со мною.

– На этой выставке картин сюжет отсутствует один –

где мы вдвоем, где вы со мной”.

Стучат. Константин бросается к двери, но через несколько секунд возвращается в номер с пакетом в руках. Вынимает из него коробочки с лекарствами, затем бросает все на стол и выбегает из номера. Через некоторое время, перебивая песню, звонит телефон. В пустом номере долго раздаются звонки… Гаснет свет, умолкает телевизор, и телефон звонит уже в темноте и тишине…

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.