Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Речь детей раннего, преддошкольного и дошкольного возраста. 5 страница




 

57 Жаргонизм

но ответственными за его внедрение являются учителя русского языка.

Лит.: Скворцов Л. И. Культура языка – достояние социалистической культуры. – М., 1981; Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. – М., 1986.

 

жанры школьных сочинений и изложений. В современной методике развития речи учащихся жанры соотносятся со стилями речи: так, публицистическому стилю, работа над которым начинается в VI классе, соответствуют жанры – интервью, репортаж, заметка, статья (в газету) и пр.; стилю художественному соответствуют рассказы различных видов: рассказы о случаях из жизни автора, услышанные рассказы, рассказы по картине, рассказы па свободную тему и пр., а в изложениях – отрывки из повестей, романов и пр. Составление пьесы или киносценария также относится к работе над художественным стилем речи. В официально-деловом стиле пишутся: характеристика (деловая), протокол, объявление, заявление, справка и т. п. Научный стиль: пересказы и изложения отрывков из научных статей и книг, доклады и рефераты учащихся, записи по наблюдениям, ведение дневников природы и пр. Некоторые жанры, используемые в школе, могут относиться к разным стилям речи: так, очерк может быть отнесен и к художественному, и к публицистическому стилю. Ж. ш. с. и и. обладают композиционными, логическими и языковыми особенностями, передают разное содержание, следовательно, требуют различных способов подготовки учащихся к сочинениям, что позволяет говорить о методике обучения рассказу, реферированию, репортажу и т. п.

Наряду с подходом, который изложен выше, в методических пособиях можно встретить иную классификацию жанров: жанры традиционно подразделяются на повествование, описание и рассуждение (см.). Последние в современных трудах по методике рассматриваются как типы текста (см.)

Лит.: Система обучения сочинениям в IV – VIII классах. – М., 1978; Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М, 1980; Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.

жаргонизм – слово из жаргона (искусственного языка), понятного лишь определенному кругу людей, например Ж. преступного мира (см. «Вор» Л. Леонова). В художественной литературе используется для языковой характеристики определенной среды. В речи учащихся Ж. – отклонения от литературной нормы, речевые (стилистические) ошибки, состоящие в неоправданном использовании жаргонных слов и оборотов речи. Следует раз-

 

Журнал школьный рукописный 58

личать собственно Ж., т. е. использование жаргонных слов в литературном тексте («Погрязнув в стяжательстве, изобретая новые хитроумные способы обогащения, Чичиков не интересуется жизнью простых людей, это ему до лампочки»), что является явной стилистической ошибкой, и использование жаргона в среде сверстников, что ошибкой не считается. Жаргоны являются источниками засорения языка учащихся, школа ведет борьбу с жаргонными влияниями.

журнал школьный рукописный – периодическое издание, вид школьной печати, внеклассной творческой работы учащихся; обычно – издание литературного кружка: «Литературные всходы», «Заря», «Молодость» и т. п. В Ж. ш. р. помещаются стихи, рассказы, очерки, лучшие сочинения, юморески, написанные учащимися, а также иллюстрации, шаржи. Выходит 1 – 2 раза в год, передается по классам, хранится в школе. Служит хорошим средством воспитания социальной активности учащихся, воспитания любви к языку и литературе, эстетического вкуса, самостоятельности школьников. Практикуются также устные радиожурналы, которые обычно выпускаются не реже одного раза в месяц, они злободневны, публицистичны.

журналы для детей, подростков – общественно-политические и художественные периодические издания: «Веселые картинки», «Мурзилка», «Пионер», «Юный натуралист», «Юный техник»; для старшеклассников – «Юность». Используются в учебно-воспитательной работе школы, способствуют развитию интересов учащихся, их речи. В некоторых журналах публикуются стихотворения, рассказы, написанные детьми, подростками (например, «Пионер»), старшеклассниками («Юность»).

журналы методические и педагогические, систематически публикующие статьи по методике преподавания русского языка: «Русский язык в школе», «Русский язык в национальной школе», «Русский язык за рубежом», «Литература в школе», «Начальная школа», «Дошкольное воспитание», «Дефектология» и др. Во всех республиках издаются специальные журналы. Материалы, близкие к методике русского языка, печатаются также в журналах «Советская педагогика», «Вопросы психологии», «Иностранные языки в школе», «Народное образование», «Воспитание школьников». Языковым журналам «Русский язык в школе», «Русская речь» посвящены в словаре-справочнике специальные статьи.

завышение оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку – результат несоблюдения «Норм оценки...», создает иллю-

 

59 Задачи методики русского языка

зию успеха, но отрицательно сказывается на нравственном воспитании учащихся и в конечном счете приводит к низкому уровню обучения учащихся. З. о. з. может быть сознательным (это грубое нарушение норм педагогической этики) и случайным. К последнему могут привести некоторые методические приемы при некритическом их использовании: «поурочный балл», использование некоторых типов упражнений как контрольных и т. п.

Лит.: Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. – М., 1986.

загадки на уроках русского языка – вид дидактического материала; фольклорный жанр. Используются в I классе при обучении грамоте, во всех классах как языковой материал для анализа и упражнений. З. отличаются четкостью построения фразы, лаконичностью, образностью: Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат (небо, звезды, месяц); Семьдесят одежек, а все без застежек (кочан капусты) и пр. В целях развития речи проводится также составление З. учащимися, преимущественно во внеклассной работе. Составляются сборники загадок и пословиц.

задачи грамматические, орфографические (познавательные З.) – виды заданий, требующие выполнения определенного сложного действия; средство проблемного обучения. Примеры: Проверить, од покоренные ли слова «выпрашивать» и «расспрашивать»; «возница» и «невезучий». Обосновать свое решение; Найти простейший способ проверки двух безударных гласных корня в словах «вороненок», «городок»; Объединить три данных предложения в одно сложное, определить его тип и способы связи и т. п.

Лит.: Напольнова Т. В. Познавательные задачи в обучении русскому языку. – М., 1968; Напольнова Т. В. и др. Задания для индивидуальной работы по русскому языку в средних ПТУ. – М., 1979; Напольнова Т. В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. – М., 1983.

задачи методики русского языка как науки подразделяются на фундаментальные и прикладные. К числу фундаментальных относится исследование процессов овладения учащимися родным языком, речью, письмом, чтением, орфографическими навыками, системой грамматических понятий, изучение закономерностей обучения, типичных ошибок, допускаемых учащимися, определение принципов и методов обучения русскому языку, целей и задач обучения, принципов отбора материала для изучения; в методике обучения русскому языку как неродному – также сопоставительный анализ русского и родного языков, исследование явлений интерференции и транспозиции (перенесение особенностей родного языка на изучаемый) и пр.

 

Закономерности усвоения речи 60

Прикладные З. м. определяются, по традиции, вопросами: чему учить? как учить? почему так, а не иначе? «Чему учить» означает создание программ, учебников и других пособий, определяющих содержание обучения русскому языку; «как учить» означает разработку методов, систем уроков, упражнений, рекомендаций, написание методических пособий для учителей. Третий вопрос означает обоснование выбираемой методики, проверку программ и учебников, сравнительное изучение разных методик -методов и приемов. Все З. м. взаимосвязаны: решение прикладных задач опирается на фундаментальные исследования.

Лит.: Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980; Основы методики русского языка в 4 – 8 классах / Под ред. А. В. Текучева, М. М. Разумовской, Т. А. Ладыженской. – М., 1983.

закономерности усвоения речи – объективно существующая зависимость результатов усвоения речи от степени развитости речетворческой системы человека, ее отдельных органов (периферийного речевого аппарата, его мускулатуры, речевых механизмов мозга, памяти). З. у. р. устанавливаются на основе изучения опыта обучения языку и данных исследований в смежных науках – лингвистике, логике, психологии, психолингвистике, физиологии речи, семиотике, педагогике. Наиболее полно З. у. р. изучены Л. П. Федоренко; она указывает шесть З. у. р.: речь усваивается, если приобретается способность управлять мускулатурой речевого аппарата, координировать речедвигательные и слуховые ощущения; речь усваивается, если приобретается способность понимать лексические и грамматические языковые значения, т. е. соотносить слова и грамматические формы с их денотатами, речь усваивается, если приобретается способность чувствовать выразительные коннотации (оттенки) лексических, грамматических, фонетических языковых значений; речь усваивается, если приобретается способность запоминать традицию сочетания языковых единиц в потоке речи – в тексте, т. е. усваивать норму языка; письменная речь усваивается, если она сопоставляется с уже усвоенной устной речью, т. е. если усвоение устной речи опережает усвоение письменной речи; темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования речетворческой системы обучаемого.

Лит.: Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку. – М., 1973; Она же. Закономерности усвоения родной речи. – М., 1984.

закрепление знаний, умений и навыков – вид учебной деятельности учащихся, организуемой и проверяемой учителем, направленной на осуществление принципа прочности усвоения материала. 3. з. осуществляется путем повторения нового материала в разных вариантах и сочетаниях, в перестроенном виде, с новыми примерами, а также путем выполнения практических действий – упраж-

 

Занимательность в обучении

нений, грамматического разбора и комментирования, письма изложений и сочинений, подбора примеров, пользования словарями, другими пособиями. Современная методика требует высокой самостоятельности и активности учащихся в процессе З., борется против механического характера З. З. осуществляется на каждом уроке и в домашних заданиях; на уроке обычно планируется после нового материала. Проводятся специальные уроки З., уроки повторения и обобщения, на которых также осуществляется З. Для предмета «русский язык» особенно важно добиться прочности языковых навыков в результате тренировок и самостоятельной деятельности в области речи, чтения, письма.

Лит.: Панов Б. Т. Типы и структура уроков русского языка. – М., 1986.

заметка – вид сочинения в школе; газетный жанр, наиболее распространенный в школьных условиях. Обычно в З. описывается какой-либо интересный факт из жизни класса, школы, дается ему оценка, критикуется дурной поступок и пр. Используется как на уроках развития речи, так и во внеклассной работе.

занижение оценки знаний, умений и навыков – несоблюдение «Норм оценки...», превышение требований к учащимся, что ведет к перегрузке, порождает неверие учащихся в собственные силы и, в конечном счете, отрицательно сказывается на качестве знаний и на воспитании учащихся.

Лит.: Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку – М., 1986.

занимательная грамматика – пособие для учителей и учащихся, специально подобранные и популярно изложенные материалы по языку, главным образом по грамматике, используемые во внеклассной работе и на уроках для придания им занимательности.

Лит.: Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М., 1963. – Ч. 1; М., 1967. – Ч. 2; Александрович Н. Ф. Занимательная грамматика. – Минск, 1963; Ветвицкий В. Г. Занимательное языкознание – М.; Л., 1966; Ушаков Н. Н. Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе. – М., 1975; Панов М. В. Занимательная орфография. – М., 1984; Откупщиков Ю. В. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии. – М, 1986.

занимательность в обучении – фактор повышения интереса к занятиям по языку. Реализуется в процессе обучения использованием различных занимательных материалов, игр, иллюстративного материала, демонстраций, художественной литературы, изобразительного искусства, музыки. Эти средства воздействуют на эмоциональную сферу, развивают познавательные интересы. З. особенно важна в начальных классах. Однако не все в обучении

 

Занимательные материалы по русскому языку 62

может быть занимательным: процесс обучения должен быть связан с преодолением трудностей, с систематическим трудом, с усвоением серьезного научного материала.

занимательные материалы по русскому языку – дидактические материалы, способствующие занимательности обучения: элементы истории языка, этимологии слов и фразеологических единиц; типологические сопоставления двух или нескольких языков; элементы исследования, например, местных топонимов, имен и фамилий, записи местных говоров; привлечение дополнительной научно-популярной литературы; занимательные, нестандартные, проблемные задачи по грамматике, орфографии, лексике, фразеологии; языковые игры, ребусы, шарады, загадки, кроссворды, анаграммы и пр. (См. статьи Занимательная грамматика и Внеклассная работа по русскому языку.)

зарисовки – небольшие по объему тексты описательного характера, обычно – художественные пейзажи. Используются как самостоятельные сочинения-миниатюры учащихся, иногда – в качестве элемента повествовательного сочинения учащегося. Развивают наблюдательность, а также точность речи, ее образность, выразительность.

заучивание текстов – вид работы учащихся, закрепление в их памяти тех текстов, которые должны воспроизводиться абсолютно точно: стихотворения, роли в инсценировках и пр. Заучиваются также правила и определения; это не исключает их осознания: учащиеся должны сознательно формулировать их, приводить примеры, использовать в практических действиях. Установлено, что З. облегчается дополнительными обстоятельствами: требованием выразительности чтения, созданием ситуаций общения (ролевые игры), элементами декораций, а также письменными заданиями. Наряду с точным, дословным З., существует З. логическое, не требующее высокой точности в деталях. Этот вид З. нередко используется при усвоении закономерностей, определений, правил, обобщений и пр.

зачет – форма проверки и учета знаний, умений и навыков учащихся; используется преимущественно в вузах, техникумах, но в последние годы, в свете реформы школы, все чаще находит применение в средней школе. Состоит в выполнении ряда практических заданий, в ответах на вопросы; нередко формой З. бывают реферат, сочинение, доклад. З. бывает недифференцированный – без выставления балла, и дифференцированный с оценками «отлично», «хорошо» и пр. Как правило, З. не является окончательной формой проверки усвоения программы и проводится либо после изучения части курса, либо служит подготовка

 

63 Звукозаписи

к экзамену. В документах реформы школы содержится рекомендация шире использовать зачет по целым темам курса.

звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте – метод, впервые в России введенный К. Д. Ушинским (по его терминологии, метод письма-чтения, или исторический) и усовершенствованный В. П. Вахтеровым, В. А. Флеровым, С. П. Редозубовым и др. Основные черты метода: за основу обучения берется звук; звуки выделяются из речевого потока, из слов путем их анализа; вся работа опирается на живую, звучащую речь, на развитие речи учащихся; синтез идет вслед за анализом: составление слов, предложений; единицей чтения является слог (так называемое позиционное чтение); чтение с первых шагов – осознанное, поэтому читаемые тексты близки и понятны детям; обучение направлено на развитие мышления: аналитико-синтетические упражнения, беседы, наблюдения, работа с картинками, с наглядным материалом и пр.; обучение письму не отрывается от чтения, идет либо впереди чтения (в системе К. Д. Ушинского), либо после него (в современных букварях). З. а.-с. м. о. г. используется в русской школе с середины 60-х годов XIX в. с небольшим перерывом (1923 – 1935) по настоящее время. Современные буквари (В. Г. Горецкого и др.) составляются в соответствии с основными, принципиальными положениями этого метода.

Лит.: Соколов Н. М., Тумим Г. Г. На уроках родного языка. – Пг., 1917; Редозубов С. П. Методика обучения чтению и письму в начальной школе//Избр. тр. – М,, 1961; Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. II. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987.

звуковые методы обучения грамоте – методы, в которых звук (не буква, не слог, не целое слово!) берется в качестве исходного элемента обучения. Школьники усваивают звуки и затем соотносят с ними буквы. В соответствии с характером основных видов работы со звуками выделяются аналитические З. м., синтетические З. м. и аналитико-синтетические З. м. о. г.

звукозаписи – вид дидактического материала, используемого при обучении артикулированию звуков, орфоэпическому произношению, выразительному чтению, интонациям. Представляет собой магнитофонные ленты, диски для проигрывания, киноленты. З. используются также для письма диктанта с магнитофона, для выполнения других упражнений, особенно в малокомплектных школах, где один учитель одновременно занимается с уча-щкмися разных классов.

Лит.: Прессман Л. П. Технические средства на уроках русского языка. –

 

Звукоподражание

 

М., 1976; Зельманова Л. М. Наглядность в преподавании русского языка. – М., 1984.

звукоподражание – прием, используемый в период обучения грамоте в I классе. Овладевая звуками, учащиеся подражают жужжанию жука, звону комара, рычанию собаки, шелесту листвы (звуки [ж], [з], [р], [ш]).

знаки препинания – часть общей графической системы русского языка, знаки, помогающие обозначать на письме паузы и интонации, указывать на смысловое и синтаксическое членение предложения и текста. Выполняют функцию выделения (обособление, вводность), функцию разделения (однородные члены, главное и придаточное предложения). В школе З. п. вводятся: в I классе – точка; во II классе – вопросительный и восклицательный знаки, запятая; в IV классе – тире, двоеточие, кавычки; в VII классе – многоточие, скобки; в VIII классе – точка с запятой. Учащиеся допускают большое количество ошибок на З. п. (пунктуационных ошибок). Главная причина – недостаточно быстрая ориентировка в структуре предложения, в синтаксических связях внутри предложения; недостаточное или неправильное интонирование предложений; иногда – неточное понимание смысловых отношений в предложении,

Лит.: см. статью Методика пунктуации.

знания учащихся по русскому языку – результат усвоения фактов, понятий, закономерностей, правил по грамматике, фонетике, словообразованию, лексике, орфографии и пр. З. являются результатом обучения и жизненного опыта учащихся, служат материалом мышления и речи, ложатся в основу формирующихся умений (см.). Например, З. закономерностей образования новых слов в русском языке лежит в основе словообразовательного анализа и проверки многих орфограмм; З. синонимов – в основе выбора наиболее точного слова в процессе построения высказывания; З. систем склонения – в основе правильного употребления падежных форм; З. синтаксических структур – в основе пунктуационных умений и т. п. Объем З. у. по р. я. определяется программой, конкретизируется в учебных и методических пособиях. Пример объема З. по лексике (на основе разделов «Лексика» в IV и V классах): что изучает лексика; лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова; синонимы, антонимы; прямое и переносное значения слова; общеупотребительные, диалектные и профессиональные слова, устаревшие и новые слова, заимствованные слова. Кроме теории, учащиеся должны знать общеупотребительные слова русского языка, и; значения, многозначность, оттенки значений, эмоционально-оценочные окраски (словарный минимум определен программой только для русского языка в национальной школе: 5 тыс. слов).

 

65 Зоркость орфографическая

З., сообщаемые учащимся, строго отобраны, проверены, достоверны, научны, они формируют материалистическое мировоззрение учащихся. З. должны быть глубоко осознаны учащимися, структурно оформлены, проверены как вербальным путем (рассказывание, ответы на вопросы, доклады, сочинения и т. п.), так и путем выполнения практических действий: грамматического разбора, выполнения орфографических упражнений и пр. Усвоенные З. у. по р. я. становятся основой дальнейшего изучения материала.

Лит.: см. статью Русский язык в школе.

значение слова и его усвоение. З. с. – отображение в слове, как условной знаковой единице, того или иного явления действительности: предмета, качества, состояния, действия, отношения. Многие слова обладают многозначностью – двумя, тремя или несколькими значениями, оттенками значений, эмоционально-экспрессивными окрасками, переносными значениями (в контексте), З. с. фиксируются в толковых, синонимических и иных словарях. В речевом развитии школьника З. с. не всегда усваиваются правильно: наблюдается усвоение слова без знания денотата (школьник употребляет слово трясогузка, но не может отличить эту птицу от других птиц), неточное усвоение значения слова и т. п. Поэтому в словарной работе значения слов постоянно уточняются, углубляются, обогащаются на основе читаемых и разбираемых текстов, на основе показа иллюстраций, натуральных предметов и пр. Работа в школе над З. с. занимает центральное место в системе развития речи, протекая на уроках грамматики, литературы, всех других предметов, во внеклассных занятиях. Значения примерно 50% слов усваиваются и уточняются на уроках русского языка и литературы, столько же – на других занятиях. Школьники объясняют значения слов в развернутых ответах, включают слова в составляемые ответы, предложения и словосочетания, соотносят слова с картинками и предметами, пользуются словарями, разграничивают значения синонимов в специальных упражнениях. На каждом уроке русского языка проводится работа над З. с. – от 3 – 4 до 7 – 8 слов, что обеспечивает нормальное обогащение словаря учащегося.

Лит.: Шмелев Д. Н. Современный русский язык. Лексика. – М., 1977; Прудникова А. В. Лексика в школьном курсе русского языка. – М., 1979; Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1980; Баранов М. Т. Методика изучения лексики и фразеологии в школе. – М., 1988.

зоркость орфографическая – способность, умение быстро обнаруживать в тексте, который предназначен для записи или уже написан, орфограммы, а также определять их типы.

 

 

Зрительный диктант

З. о. предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные при записи. Отсутствие у учащихся З. о. или ее недостаточная сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. З. о. развивается постепенно, в процессе выполнения упражнений, комментирования, разбора, диктантов, списывания с разбором и т. п. В формировании З. о. очень важна установка самих учащихся на выработку зоркости. При успешном обучении З. о. автоматизируется и может расцениваться как навык.

Лит Богоявленский Д. Б. Психология усвоения орфографии. – М., 1966; Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков. – М., 1987; Львов М. Р. Основы обучения правописанию в начальной школе. – М., 1987.

зрительный диктант – вид орфографических упражнений, развивает орфографическую зоркость, зрительную память и внимание. Записанный на доске текст (слова, предложения) прочитывается учащимися, анализируется, затем стирается, а школьники пишут его по памяти, затем проводится проверка. В таком варианте З. д. проводится в младших классах, в старших – З. д. проводится как самодиктант: учащийся прочитывает текст по книге, анализирует его, затем закрывает книгу и пишет по памяти, используя свои знания и умения по грамматике и орфографии. Потом – самопроверка по книге.

зрительный фактор в орфографии. Согласно теории «графических образов» (начала XX в.), орфографический навык формируется главным образом на основе зрительной памяти, поэтому наилучший способ обучения орфографии – запоминание зрительных образов слов путем их списывания, так как слуху доверять нельзя. В. А. Флеров писал:

Когда в руках перо,

Пусть ухо будет глухо,

А зрение остро.

Теории «графических образов» придерживались многие антиграмматисты; она пользовалась вниманием в 20-е годы. В современной психологии письма и в методике З. ф. не придается решающего значения, он рассматривается в ряду других факторов: слухового, кинестезического (кинестезии – восприятие движений органов речи, система движений голосовых связок, языка, губ), рукодвигательного. Орфографический навык (см.) – это навык речевой, он определяется языковым чутьем, слухом учащихся, он формируется на основе знания системы фонем и графики, грамматики и других закономерностей языка, формируется в процессе выполнения орфографических действий, опирающихся на фонемный анализ, на словообразование, на грамматические уме-

 

67 Издательства, издающие учебную и методическую литературу

ния, т. е. на сознательное усвоение языка. З. ф. используется в усвоении непроверяемых слов и пр.

 

 

игры по русскому языку – вид дидактического материала, используемого на уроках и внеклассных занятиях с целью повышения познавательных интересов учащихся. Содержат не только развлекательный материал, но и обогащают учащихся новыми знаниями, умениями. Примеры И.: викторины, ребусы, кроссворды, загадки, логогрифы, анаграммы, И. в слова («отгадай слово!», «продолжай начатое слово!», «подберите слова на букву!»), словесное лото, каламбуры, эпиграммы и пр. Каждая И. может быть определена, например анаграмма – И.-задача на перестановку букв в слове, обычно – в стихах;

Географию со мной

Изучают в школе дети.

Дай порядок букв иной –

И найдешь меня в буфете. (Атлас – салат.)

Лит.: Панов Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1980.

идейно-тематический принцип построения программ, учебников, хрестоматий и пр. Состоит в том, что литературные произведения, отрывки, тексты, отбираемые для чтения, анализа, устных и письменных пересказов и пр., группируются по темам, в соответствии с задачами идейного воспитания: «Жизнь и дела пионеров», «Советские люди строят новую жизнь», «На страже мира», «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить» и др. (см. программы I – IV классов). Наряду с И.-т. п., известны другие принципы: сезонный – «Зима», «Весна», «Осень»; жанровый – «Басни», «Устное народное творчество»; литературно-исторический (расположение читаемых произведений отражает процесс исторического развития русской литературы) и пр. И.-т. п. отбора текстов создает благоприятные условия для построения уроков русского языка в начальных классах, для воспитательной работы с учащимися.

издательства, издающие учебную и методическую литературу по русскому языку: издательство «Просвещение» выпускает учебники для всех классов, методические пособия для учителей, учебники русского языка и методики его преподавания для вузов и педучилищ, таблицы и другие наглядные пособия, учебные словари, сборники диктантов и пр. Издательство «Педагогика» издает методическую литературу для учителей и книги для учащихся (в том числе и по русскому языку). Издательство «Русский язык» выпускает учебники, другие пособия и методическую литературу по русскому языку для иностранцев, а также словари – как русские, так и двуязычные. Издательство «Высшая школа»

 

Изложение

 

выпускает учебную литературу для вузов, техникумов и ПТУ. Издательство «Детская литература» выпускает произведения для детского чтения, а также критические материалы по детской литературе. Учебники и пособия выпускают также республиканские издательства.

изложение – вид письменного упражнения в развитии речи учащихся на основе образца, письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения. Можно говорить также об И. по кинофильму, спектаклю. И. используется для обучения логике и композиции текста; для обогащения словаря, фразеологии, синтаксиса; для обучения жанрам – повествованию, описанию и рассуждению, стилям – художественному, научному, публицистическому; для использования изучаемых грамматических средств языка в собственном тексте; для воспитания на материале излагаемых произведений. Виды И.: по полноте передачи содержания и языковых средств – полные, близкие к тексту образца, выборочные и сжатые; по типам – повествовательные, описания, рассуждения, фольклорные произведения и пр.; по стилю – художественные, научные и пр.; по степени самостоятельности, по творческому вкладу – близкие к образцу и творческие (с творческими дополнениями и перестройкой, перестановкой частей); по цели проведения – обучающие и контрольные. К И. не редко даются дополнительные грамматические и орфографиче ские задания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.