КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стили речи
Задание 1. Отметьте нейтральное слово. (А) глаголить (Б) тараторить (В) говорить
Задание 2. Отметьте слово с положительной эмоциональной окраской. (А) хапуга (Б) сынуля (В) грязнуля
Задание 3. Отметьте словосочетание, относящееся к публицистическому стилю речи. (А) тёплая дружеская встреча (Б) ходатайствуем о награждении (В) хроническое заболевание Задание 4. Отметьте, какая работа не является научным жанром. (А) рецензия (Б) рассказ (В) аннотация Задание 5. Отметьте, какая конструкция не используется в аннотации. (А) Статья содержит (Б) Мы думаем, что… (В) Книга состоит из…
Задание 6. Отметьте слово, характерное для разговорной речи. (А) просить (Б) молить (В) канючить
Задание 7. Отметьте свойство, не характерное для ОДСР. (А) эмоциональная окрашенность (Б) точность (В) выразительность
Задание 8. Отметьте лексические единицы, часто встречающиеся в ОДСР. (А) фразеологизмы (Б) аббревиатуры (В) тропы
Задание 9. Отметьте свойство, не характерное для научного стиля речи. (А) объективность (Б) абстрактность (В) экспрессивность
Задание 10. Отметьте правильный вариант толкования. Реферат – это… (А) большая научная работа, посвящённая изучению какого-то одного вопроса, темы, проблемы, как правило, написанная одним автором. (Б) изложение основного содержания первоисточника. (В) официальный письменный отзыв, содержащий критический обзор научного первоисточника.
3. Методические советы по выполнению практических заданий: выполняя предложенные задания, обратитесь к материалам лекции, электронным версиям словарей, учебнику Е.В. Орловой «Русский язык для медицинских вузов» и пособию И.А. Ковынёвой и Е.В. Рубцовой «Культура речевого общения: теория и практика». 4. Ориентировочные основы действий в ходе выполнения практической работы:
1. Проанализируйте рассказы В.Белова «Маникюр». Найдите элементы разговорного стиля речи. Определите, с какой целью они используются в художественном произведении. 2. Составьте речевой паспорт (охарактеризуйте) героев рассказов при помощи примеров из их речи. Схема речевого паспорта 1. Пол. 2. Возраст 3. Местожительство. 4. Образование. 5. Социальное положение.
В. Белов «Маникюр» Ох, уж не утерплю расскажу, как я в Москву-то слетала! Десять годов сбиралась, не могла удосужиться. А тут не глядя свернулась, откуда что и взялось. Отпуск в конторе начислили. Я рукавицами хлоп - только меня и видели! Мужика с детками, все хозяйство оставила, из-под коров да под самый Кремль! Поехала к брату - он у меня полковник. Моложе меня, а давно на пенсии; делать-то ему нечего - вот обрадел! Я телеграмму-то дать постеснялась. «Ой, ты?! - говорит. - Кабы ты, - говорит, - была с головой, сообщила бы. Я бы, - говорит, - на машине тебя с вокзала увез. Только свистнуло бы!» - «Ну, - говорю, - не велика и баронь, дошла и пешком». Дошла-то дошла, а намаялася. Дорогу-то мне указывают, да по-разному все: один говорит - влево, девушка, другой - вправо, гражданка, третий скажет - тетка, дуй напрямик! На котомку-то поглядят, ой, господи! До чего доходила взад-вперед - уж и в глазах двоится. Вдруг дядечка старенький подошел, спрашивает. «Вам не к Ивану Петровичу? Вон, - говорит, - в этом дому; на второй этаж, шестая квартера. Давно. - говорит, - ждут!» - «Ой, спасибо, гражданин старичок!» Пошла, пошла, пошла, вижу, написано: 2-й этаж. Ой, дай, думаю, пойду до третьего, надежнее. Уж брат-от с невесткой порасстраивались, поругали меня: почему телеграмму не подала? День живу, другой. Меня и на спектакли зовут, меня и везде, а я говорю: «Куда меня, такую растрёпу? Лучше уж дома держать, не показывать». Брат мне и говорит: «А вот мы из тебя сейчас такую мадаму сделаем!» Да и повез в главную поликмахтерскую. Завел - господи, царица небесная, куда я попала-то! Бабы сидят, мужики над ними в белых халатах. Ухаживают, как в больнице. Колпаков-то всяких, скляночек-то! Посадили меня, боюсь шевельнуться. Всю обстригли сперва, потом завивать, после давай сушить мою голову. Полдня, считай, зря ухлопали, а брат мне говорит «Ну, теперь ещё маникюр!» Маникюр так и маникюр, одинова погибать. Завели в другую комнату. Руки-то мои оклали в блюдо с тёплой водой, видать, отмачивать. Экие-то капарули! Обтерли, кажин ноготок обчистили. Потом стали красить в розовое. Сижу да и думаю: как я коров-то буду доить? Этакими баскими-то? Да и заревела... Слёзы-то из меня как горох, а девушка-то испугалась, а брат-от ждет, а начальство-то прибежало. Что да почему, разве чем недовольны? Вышли на волю-то, поуспокоилась да и говорю брату: «Отправь домой ради Христа, у меня три коровы вот-вот должны отелиться». - «Ладно, отелятся без тебя, поедем теперь в магазин». Кофту купил, да платье, да модные туфли. К вечеру-то наоделась, стою сама не своя. Как поглядела в зеркало-то, милые! Я ли не я? Да и заревела еще пуще. Уж он возил, возил меня, и в ресторан, и по знакомым. Вплоть до самого генерала: вот, познакомьтесь, родная сестра! А родная сестра слова сказать не может, ступить боится. Надоело-то, еле выжила. Нет, говорю, поеду и поеду домой. Проводили меня, в хороший вагон посадили, гостинцев полнёхонек чемодан. Не надо и гостинцев, поскорей бы домой. Как вышла на своей-то станции, так сердце и зашлось. Стою, гляжу - бежит! Я стою: узнает аль не узнает? Пробежал мимо... Весь поезд обежал, бежит обратно. Уже и народу никого не осталось. Он опять бежит, да опять мимо меня. Ну, думаю, ещё разок пробежит, я и окликну. Как увидел, так и растерялся: обнимать аль погодить? «Эк, - говорит, - тебя, и подойти боязно. Только по чемодану и узнал». - «А вот, не всё тебе на народе форсить, в другой раз и не так накрашусь! Не отелились коровы-то?» - «Отелились, - говорит, - все три...».
В. Белов «Письмо»
3. Составьте речевой паспорт своих друзей с помощью примеров из их речи. 5. Самостоятельная работа: Задание. Найдите средства, подтверждающие принадлежность текста к разговорному стилю. Отрывок из романа В. Ларина "Нейронный шок":
- Имею доложить! - заявил громогласно. - Чтобы не уморить слушателей Мельпомены, сделаю это штрихпунктиром, а то они у нас головкой слабенькие. Технари, внимание. Итак... Итак, волею, дарованной мне Господом гениальности, я сделал несокрушимый математический замок, который надежно охранит в ЭВМ наши идеи. Всех, кто посягнет на наши мысли, мой "замок", или "ключ", направит в тупик к фальш-программе, которая закончится "Калинкой". Раз заиграло, значит, в памяти машины роется чужой, ату его! 6. Приём практических навыков по теме занятия. Инновационные методы обучения . Задание 1. Технология кластери. Заполните кластер примерами, данными в справочном материале, сравните свой кластер с кластером преподавателя, придумайте свои примеры.
Слова для справок: Ø У тебя есть что пожевать? У тебя есть чем записать? Ø обжора, карапуз, детки, болтун, шлёпнуться, сумасшедший, врачиха, как бы не так; откуда что взялось; да иди ты… Ø Что? Скоро сессия? Да не может быть! Ошиблись, наверное, в деканате. Ты точно знаешь? Ø зачётка, читалка, препод, лаба, клава. Ø Одиннадцать лет в мед. собиралась, а поступила в политех. Потом перевелась. Родичи одолели. Династию им продолжать некому… Ø мам, Сан Саныч, у тя есть? Ø Колбочек всяких, скляночек, реактивов. Пришли мы на пару в лабораторию, боюсь их в руки взять. Ø Он, Иван Петрович, хорошо ведёт практику по анатомии. Ø Ну, - говорю, - айда в стомат. Стомат-то стомат, а только холодно там – жуть просто! Ø Комп купил, и клаву, и маму, и мышь в придачу, беспрводную-то. Ø Первый курс вроде, а числится хвостов за ним немерено; делать-то ему нечего – целый день в Аське сидит… Ø Вау, здорово, лекции-то не будет! Ø Нет, говорю, я всё равно после сессии домой поеду. Ø Первый курс вроде, а числится хвостов за ним немерено; делать-то ему нечего – целый день в Аське сидит… Задание 2. Игровая процедура. Прочитайте анекдоты о врачах и пациентах. Назовите специализацию врачей, о которых идёт речь. Какие из них относятся к речевой и медицинской культуре врача, какие рассказывают о врачебных ошибках, а в каких высмеиваются характер и вредные привычки врачей и пациентов? ü - Что же вам прописал врач?
ü Пациент жалуется врачу на сильный кашель.
ü В больничную палату заходит человек со словами:
ü Пришел мужик к доктору.
ü Женщина в аптеке:
ü Больной вошел в зубоврачебный кабинет. Увидев его, врач засиял от радости.
ü Когда я был молодым, - говорил знаменитый врач, - я хотел
ü Больной после инфаркта спрашивает у доктора:
ü Бокс - великолепный вид спорта! Я на нем здорово зарабатываю.
ü Целыми днями я говорю что-нибудь мужу. А он в ответ - ни слова. Боюсь, доктор, что у него серьезное психиатрическое заболевание.
ü Совет косметолога. Если у вас дряблая кожа, морщины на лбу, жидкие волосы, двойной подбородок и бородавки, то крем для ног Вам не поможет.
ü Мужик приходит ко врачу:
ü К травматологу приходит женщина с забинтованной рукой и ногой:
ü Спасибо, доктор, что вы вылечили меня от мании величия. Теперь
ü Доктор долго осматривал Густава и никак не мог определить, чем он болен. Наконец, он глубокомысленно произнес:
ü Доктор встречает своего давнего пациента...
ü Собрался консилиум врачей:
Задание 3. Дайте характеристику языковых средств разговорного стиля в анекдотах (Смотри задание 2). 7. Выходной контроль знаний и навыков студентов (тест):
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |