КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диалог 1
Вопросы для самоконтроля Дополнительная Основная Эргономика среды как составная часть речевого этикета. Невербальные средства общения. Комплименты. Культура критики в речевом общении Речевые дистанции и табу. Взаимодействие речевого и поведенческого этикета. Техника реализации этикетных форм. Специфика русского речевого этикета. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов/ Под ред. В.Д.Черняк. –М., 2007. 2. Ковынёва И.А., Рубцова Е.В. Культура речевого общения: теория и практика. - Курск, 2010. (Электр.).
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - РАГС, 2010. 2. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М., 2006. 3. Рубцова Е.В. Пособие по русскому языку и культуре речи для студентов факультета клинической психологии и социальной работы 1 года обучения.- Курск, 2009. 4. Ковынева И.А. Голофразис как потенциальный способ русского словообразования. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2010. 5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М., 2008. 6. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка.- М., 2008. 7. Культура речи и эффективность общения / Под ред. Л.К. Прудкина, Е.Н. Ширяева. – М., 2006. 8. Головин Б.Н. Основы хорошей речи.- М., Высшая школа, 2005. 9. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., Высшая школа, 2003. 10. Русский язык и культура речи: учеб. для студентов учеб. заведений/ под ред. В.И.Максимова. - М.: Гардарика, 2009. 11. Межкультурная коммуникация: вопросы теории и практики / Материалы Международной научно-практической конференции 1. Дайте определение речевого этикета. 2. Назовите факторы, определяющие формирование речевого этикета и его использование? 3. Докажите, что речевой этикет имеет национальную специфику. 4. На какие группы делятся формулы речевого этикета? 5. В чем особенности речевого этикета в телефонном разговоре? В чем проявляются этический и коммуникативный аспекты телефонного разговора?
2. Входной контроль и коррекция исходного уровня знаний: Авторы учебника «Русский язык и культура речи» под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой приводят список метафор, которые, по мнению исследователей, входят в число самых употребительных языковых единиц конца XX века. Задание. Разделитесь на группы и распределите данные метафоры по темам: болезнь, еда, война, Апокалипсис, криминал. Всеядный в политическом плане, политические разборки, правовой беспредел, постоянно будем на игле, они навязывают свой кайф всему миру (об американцах), сыроватость закона просто разит наповал, редко отсиживался в обороне, форпост буддизма, рубеж обороны рубля, идеологическая артподготовка, финансовое вторжение, трясина кризиса, крах экономики, на обломках истории, экологическая катастрофа, обречены на вымирание, СПИД – чума XXI века, на краю пропасти, политический фронт, визовая война, августовский финансовый коллапс, моральная реанимация, столичный истеблишмент лихорадит, температура в российском обществе нормальная: 36, 6; проблема частных вкладов очень болезненная, лекарство в виде «шоковой терапии», кризис как лекарство, правовой маразм. пережарить очередное скандальное блюдо, талантливого политика съели с кашей. 3. Методические советы по проведению занятия: выполняя предложенные задания, обратитесь к материалам лекции, учебнику Е.В. Орловой «Русский язык для медицинских вузов» и пособию И.А. Ковынёвой и Е.В. Рубцовой «Культура речевого общения: теория и практика». 4. Ориентировочные основы действий в ходе выполнения практической работы: 1. Проанализируйте рассказ В.Белова «Письмо» с точки зрения наличия в нем этикетных формул: 1) Какие речевые формулы используются? 2) Какие интенции они выражают? 3) Как данные речевые формулы характеризуют героев рассказа? Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов». Деревня по случаю сенокоса безлюдна, одни куры, зарываясь в дорожную пыль, подают признаки жизни. Жарко, особенно к полудню, и тихо. Проходя деревенской улицей, слышу оклик из окна летней избы, по-здешнему — передка. Оглядываюсь. — Батюшко, ты чей? Я сказал. Женщина внимательно выслушала, восхищенно поцокала языком: — Да ты грамотный? — спросила она. — Вроде бы ничего. А что? — Да написал бы письмо. Я слегка растерялся от такой просьбы И спросил в задумчивости: — Кому письмо-то? — Да в Архандельск, золовушке. «Ну, коли золовушке...» — думаю я и не мешкая поднимаюсь по лестнице. Какие только выкрутасы не припасает командировочная судьба! В доме чисто и очень прохладно, пол застлан красивыми половиками. Женщина пожилая, но довольно еще бодрая, то и дело меня спасибуя, разъясняет, куда сегодня ходила косить и с чем пекла пироги. Потом рассказывает мне про боль в пояснице и про свою корову, которой еще «что на умок придет» и которая еще не каждое пойло пьет, потому что все, и коровы теперь тоже, стали с высшим образованием. Однако, спохватившись, я решительно отказываюсь от чаю и супу. Но уже поздно, и мне приходится сесть за стол. С трудом обходимся без супу. Губники, то есть пироги с прошлогодними солеными рыжиками, отнюдь меня не разочаровали. И пока я дожевываю пирог, женщина подает мне конверт, школьную тетрадочку и химический карандаш. Я откашливаюсь: — Так. С чего будем начинать? — Так ведь уж что, батюшко, пиши с самого начала. —? — Пиши: баню перекатила, корова доит хорошо. Я в растерянности скребу в затылке. — Это... самое... Имя-отчество-то у вас как? — Григорьевна, батюшко, Григорьевна была с первого дня. — С поклонов, батюшко, знамо с поклонов. Дак ты разве не писывал? Вот мне Минька все пишет, до того у прохвоста ловко выходит, каждое слово как тут и было. — Какой Минька? — Да Нюркин, суседкин парень. В шестой уж класс перешел, он мне все и писал письма-ти. А ноне в лагерях вторую неделю. Говорят, и встают по трубе, и спать по трубе укладываются. А Нюрка-то с мужиком развелась, пятый год врозь живут. В леспромхоз ходил в работу, да там с какой-то вербованной девкой и спутался. Говорит, хоть пополам рубите, а эту бабу не оставлю. Вот что делают, мокрохвостки! Раньше ну-ко так-то! Нонешние бабы из-за мужиков ни с чем не считаются. У тебя-то есть семейство? — А деток-то много ли? Ах ты боже мой, все ей надо знать! Впрочем, и про себя она ничего не скрывает, наоборот. В каждую свою фразу Григорьевна, выражаясь по-современному, стремится вложить как можно больше информации. — Ну, хорошо,— перебиваю я, ощущая ответственность.— Я, значит, начну так: «Добрый день либо вечер...» —...Здравствуй, дорогая золовушка,— подхватывает она, в такт покачивая головой,— Людмила Степановна, еще кланяюсь вашей семье, а именно сыну Коле со всем семейством, да дочке Вале с Люсей и Витей да еёному мужу Павлу Сергеевичу, а брату Естафью перьвой поклон! — Стоп! — я не совсем уверенно ставил точки и запятые и боялся, что все перепутал. — Сын Коля,— это ваш или золовушки? — У меня, батюшко, деток не было, и я с мужиком-то одну недельку жила. Увезли в мокрые страны, когда раскулачивали. — Золовушкин. — Золовушка — это вашего брата жена? — я начинаю постигать родственные хитросплетения.— Евстафия Григорьевича? — Кого? — Да Есташку-то. — Но ведь взрослый уж был,— сомневаюсь я,— большой? — А что что большой? Рос у отца, отца боялся. А тятя с мамой умерли, я дом в свои руки взяла. Уж я его повозила, бессовестного... — Перестал? — Временно остепенился. Ну вот, а у Людмилы мужик с войны приехал, медалей на рубахе — мухе посидеть негде. А верь что, батюшко, людям рот не заткнешь, сказали, что наш Есташка около Людмилы похаживал. Он, мужик-то, приревновал бабу и ночевать к ней не пошел, уж как она ни убивалась, ни говорила, что не виновата. Вся изревелась. Исколотил он ее один раз, другой, а она, Людмила-то, и не стерпела, я, говорит, всю правду тебе, а ты меня колотишь? Да назло в праздник как пошла под Есташкину игру плясать на улице! Плясала, плясала, потом подхватила Есташку под руку, да... Ох, батюшко, я уж натерпелась тогда с бесстыжими! Сердце зажала, не стала ввязываться. Людмилин мужик на девке женился, а Есташка день не приходит, другой. Чую от людей — тоже свадьбу сбирают. Уж я тоже поревела тогда, в охотку. Ну, ежели по-хорошему, дак пусть, тоже пришла на свадьбу-то. Как сейчас помню, Есташка напился, а она, Людмила-то, помню, и спела: «По-пустому не гуляла времечко военное, не сказал спасибо дроля за сердечко верное». Стали они жить по всем законам, а какая уж жизнь? Люди все одно пробирают. Взяли да в Архандельск и уехали. — Так… — Пропиши, что здоровье не больно стало хорошее, вся исхрясталась. А косить бегаю, и что погода ведро, да и баню перекатила. Корова доит дородно... — Посылку получила. Естафей, ты спрашиваешь, дак сказываю, что рыбу весной ловили, Сеня Иванушков поймал десять пудов сороги, еще умерла Таисья — запольная, а Толька Озерков женился на приезжей ветеринарке, а Марья, невестка Василья Потапова, принесла двойню, назвали одного Ангелиной, другого Вова. Самовариха дом продала Осипу, а сама ушла жить к зетю, к Олешке Теплому, да с дочкой не ужилась, разругалася. Срядилась ехать в дом престарелых на даровые харчи. Чего еще-то забыла? Я сделал передышку. — Вроде бы все. Напиши еще, батюшко, чтобы ехали в гости, пока корова доит, да, может бы, и покосили маленько бы. Написал? — Написал. — Теперь остаюся без вас одна на белом свете Полинарья. Она вздохнула, и я перечитал ей свое сочинение. — Ничего? — спросил я. — Ой, добро, батюшко, до того добро, лучше не надо. Кабы еще и адрес-то написал... — Может, баню тебе затопить? — Да нет, спасибо. — Тебе, батюшко, спасибо, эк ты меня выручил. Да ты не Акима Ивановича зеть? — Нет, не Акима. Я взял рюкзак, распрощался и спустился по лесенке, а она проводила меня и еще долго стояла у крылечка, держа руки под синим передником. И мне было приятно думать, что мое письмо получат скоро в далеком «Арханельске».
2. Продолжите предложение комплиментом. a) Хочу Вам сказать, что… b) Не могу удержаться и не отметить, что… c) Мне кажется, что… d) Мне думается, что… e) Я полагаю, что… 3. Сделайте комплимент Вашей группе. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов». 4. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов». Составьте варианты просьб: 1) показать или подать что-либо (в аптеке, в магазине); 2) дать возможность пройти вам к выходу; 3) сделать остановку; 4) повторить не расслышанное Вами (преподавателю на занятии, своему другу во время перерыва); 5) позвать к телефону друга; 6) объяснить непонятный материал 5. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов». Составьте варианты извинений: 1) за поздний звонок; 2) за опоздание на занятие; 3) за неловкое движение в транспорте.
6. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов». Замените неудачные речевые формулы более корректными: 1) Нет, Вы не правы, так как… 2) Хотя Вам это и неизвестно… 3) Я считаю, что… 4) Все это неправда. 5) Что Вы хотите узнать? 6) Она такая страшная! 7) Ты врешь на каждом шагу. 7. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов». Дайте команды взрослому пациенту, чтобы он: Посмотрел вверх (вниз, вправо, влево) – показал язык…, закрыл рот - …, стал к вам лицом - …, разделся до пояса -…, дышал глубоко - …, не дышал - …, задержал дыхание -… 8. Дайте рекомендации пациенту. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов». 1. Пройти дополнительное обследование у эндокринолога. 2. Сделать томографию в областной клинической больнице. 3. Провести компьютерное обследование. 4. Использовать новейшее медикаментозное средство. 5. Использовать гомеопатические средства. 6. Больше отдыхать. 7. Вести здоровый образ жизни.
9. Замените глаголы совершенного вида глаголами несовершенного вида. Понаблюдайте, как меняется категоричность высказывания врача. Скажите, какой вид глагола Вы рекомендуете использовать медицинскому работнику при общении с пациентом. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов». 1. Пройдите! - … 2. Разденьтесь! - … 3. Снимите обувь! - … 4. Поднимите руки! - … 5. Опустите руки! - … 6. Повернитесь налево! - … 7. Сядьте на кушетку! - … 8. Лягте на кушетку! - … 9. Встаньте! - … 10. Оденьтесь! - … 10.Определите, к какому виду жестов (ритмических, указательных, эмоциональных, изобразительных, символических) относится каждый из описанных И.С. Тургеневым в романе «Новь». Задание из учебника Л.А. Введенской «Русский язык и культура речи». «— И откуда взялся, черномазый, паскудный, усы как у таракана... — Тут Пуфка показала своими толстыми короткими пальцами, какие у него усы». «Соломин повел сперва одним плечом – потом другим; у него была такая повадка, когда он не тотчас решался отвечать. — Без сомнения, — промолвил он наконец, — вы, господин Паклин, обиды никому причинить не можете — и не желаете; и к господину Голушкину почему же вам не пойти? Мы, я полагаю, там с таким же удовольствием проведем время, как и у ваших родственников; да и с такой же пользой. Паклин погрозил ему пальцем. — О! да и вы, я вижу, злой!» «За наше... наше предприятие!» — воскликнул Голушкин, мигая при этом глазом и указывая головою на слугу, как бы давая знать, что в присутствии чужого надо быть осторожным!» «— Я вот к нему. — Он указал на Маркелова, который стоял неподвижно, скрестив руки на груди». «— Ах, если б кто-нибудь мог почувствовать, до какой степени я несчастлив! — Маркелов ударил себя кулаком в грудь, и в ней словно что застонало. — Нежданов! будь великодушен! Дай мне руку... Не откажись простить меня! Нежданов протянул ему руку — нерешительно, но протянул. Маркелов стиснул ее так, что тот чуть не вскрикнул». «Ведь если взвешивать наперед все последствия, — наверное, между нами будут какие-либо дурные. Например, когда наши предшественники устроили освобождение крестьян — что ж? могли они предвидеть, что одним из последствий этого освобождения будет появление целого класса помещиков-ростовщиков, которые продают мужику четверть прелой ржи за шесть рублей, а получают с него (тут Маркелов пригнул один палец): во-первых, работу на все шесть рублей, да сверх того (Маркелов пригнул другой палец) — целую четверть хорошей ржи — да еще (Маркелов пригнул третий) с прибавкой! т. е. высасывают последнюю кровь из мужика!» «— Да, я решился! — повторил он, с размаху ударив по колену своим волосатым, смуглым кулаком, — я ведь упрямый... Я недаром наполовину малоросс». «— Ну, так чем же вы решили? Нежданов пожал плечами. — Да я тебе сказал уже, что пока — ничем, надо будет еще подождать». «— Гм! — произнес Сипягин. — Это ты про студентика? — Про господина студента. — Гм! разве у него тут (он повертел рукою около лба)... что-нибудь завелось? А?»
5. Самостоятельная работа студентов на занятии (инновационные методы - работа с электронными носителями): Задание 1. Данные языковые формулы речевого этикета распределите по ситуациям, в которых их использование уместно.
Задание 2. Прочитайте образцы телефонных разговоров. Подчеркните в них формулы делового этикета. Отметьте границы частей разговора и напишите названия этих частей. Задание из учебного пособия «Русский язык и культура речи» под редакцией В.И. Максимова, А.В. Голубевой.
– Компания «Стройбизнес», вас слушает секретарь директора Семенова Анна Макаровна. – Здравствуйте. С Вами говорит менеджер по продажам фирмы «Каскад» Маркелов Александр Игнатьевич. Я договаривался созвониться с Аркадием Петровичем о приобретении нашей продукции. – К сожалению, Аркадий петрович сейчас в командировке. Он будет в конце недели. Я могу ему что-нибудь передать? – Передайте, пожалуйста, мой контактный телефон. Маркелов Александр Игнатьевич: 951-20-79. Буду очень благодарен, если Аркадий Петрович найдет время, чтобы перезвонить мне. – Хорошо, передам. Что-нибудь еще? – Нет. Спасибо. До свидания. – Всего доброго.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |