Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие способностей




РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ

Когда в семье появляется ребенок, родители начинают строить планы

на будущее, а как только ребенок подрастет, тут уже планы начинают


внедрять в жизнь. К родителям подключаются бабушки и дедушки. Начинаются

мучительные поиски лицеев, колледжей, особых школ для ребенка.

Если послушать родителей, то им хотелось бы школу с углубленным изучением

хотя бы одного иностранного языка, с преподаванием музыки, изобразительного

исксства и т.п. Но если учесть все пожелания родителей, то станет

очевидно, что бедному ребенку не хватит суток для учебы.

Высокая нагрузка, как правило, ведет к развитию утомления, а это путь

к болезни. Наверное поэтому наши школы выпускают почти 95% детей

с различными формами патологии. Никакой Чернобыль не может так навредить

здоровью ребенка, как постоянная и длительная перегрузка.

Есть дети для которых обычная школьная нагрузка недостаточна. Такие


дети страдают от того, что им не дают развиваться. Иногда родителям

удается как-то уговорить директора школы и перевести ребенка на несколько

классов вперед. Газеты пишут о таких детях, что в 11-13 лет... закончил

школу и стал студентом, но, как правило, такие люди глубоко несчастны:

часто спивыются, болеют и только немногие становятся крупными специалистами.

Такие дети сегодня все еще редкое явление, еще реже явление настоящего

гения во взрослом возрасте. Что бы такой ребенок нормально развивался,


для него необходимо создать специальные условия

Избежать такой судьбы сегодня могут помочь компьютеры с образовательными

программами, например, Marintosh. У этих компьютеров прекрасное образовательное

программное обеспечение, которое может удовлетворит любой пытливый

ум. Но даже если не хватит уже разработанных программ, то этот компьютер

позволяет создавать, творить свои программы маленькому гению с очень


раннего возраста. Используя прикладные программы этих компьютеров,

можно дать ребенку информацию не только в рамках общеобразовательных

предметов, у каждого ребенка (не только у будущего гения) можно развить

еще много разных талантов.

Человек, используя и развивая свои психические возможности, способен

развить в себе неожиданные для остальных, а значит и невероятные

способности. Например, 15-летний Александр Антонов ложится на стулья,

закрывает глаза, пользуясь ключом психофизиологической саморегуляции, приказывает своему телу одеревенеть... Из-под "бревна" вынимают


пару стульев. Он продолжает висеть, опираясь на стулья пятками и

головой. На него становятся пятеро юношей и девушек, а "бревно" даже


не прогнулось. При таком физическом напряжении Александр еще и блистает

умом. Ему показывают таблицу с десятками чисел и одновременно диктуют

столько же бессвязных слов - все это он потом повторяет по памяти.

Не менее удивительные способности демонстрирует 12-летняя Настя Черток.

Для начала она вызывает у себя нечувствительность к боли. В таком

состоянии она еще делает несколько дел. К ее пальцам ассистенты привязывают

10 разноцветных фламастеров. И она пишет одновременно 10 разных цифр.


А потом каждый палец выводит свою букву и получается "Настя Черток".

Последнюю букву она дописала фламастером, зажатым в зубах.

15-летняя Марина Скурлатова повторила с улыбкой феномен болгарских

нестинарок: она ходила по углям. Затем взяла одной рукой горящий

факел, а другую погрузила в пламя, которое долго лизало ее руку.


"Пламя холодное," - говорит она. На руке Марины не осталось ни малейшего

следа, ни одного красного пятнышка, но волоски все обгорели ("Рабочая

трибуна").


 

11-летний мальчик обладает способностью читать буквы и распознавать

картинки с помощью ушных раковин, пишет газета "Хубэй Жибао" После

интенсивной тренировки он настолько усовершенствовал свою способность,

что мог сразу прочитать 66 знаков, распознавать 6 различных цветов

и даже прочитывать буквы, написанные на свернутой бумажке и вложенные

в жестяную коробку. Кроме того, он смог определить у своих родителей

положение, форму и размер сердца, печени и кишечника. Врачи проверили

эту способность мальчика на пациентах, находившихся в больнице. В

течение 2х месяцев мальчик "обследовал" 105 пациентов и у 50-ти из

них определил болезнь печени.

Москвич Михаил Шестов - самый быстропечатающий человек в мире. На

персональном компьютере типа IBM он показал скорость 700 знаков в

минуту. Результат 1990 г. ("ДИВО-90").

Знаменитый хирург доктор Энрике де Пареда,выполнивший сотни удачных

операций в, казалось бы, безнадежных ситуациях и спасший жизнь сотням

людей, от рождения полностью слепой. "Доктор Парада живет в мире

тьмы, но я без минуты колебаний доверил бы ему свою жизнь, - сказал

репортерам его коллега Дарио Оррега,- на протяжении последних десяти

лет он сделал ряд сложнейших операций, когда даже хирург с соколиным

зрением вряд ли смог бы сделать лучше. Этот человек - попросту гений".

Гениальный Энрике, одел халат хирурга в 1967 году, когда был 19-летним

юношей. "Почти каждый, не исключая моих родителей, пытался отбить


у меня охoту к занятиям медициной, убеждая, что у меня нет никаких

шансов стать хирургом, - сказал репортерам из Сантьяго (Чили) д-р

Парэда,- все спрашивают, как я могу оперировать что-то, что даже


не вижу? Я доказал, что умею. Сначала думали, что я хочу быть просто

врачом. Я не смел признаться, что хочу быть хирургом." Через 25 лет

необычный хирург стал Эйнштейном в своей области, и тысячи больных

молятся на него за спасение жизни ("Киевские новости").

А.В. Игнатенко запоминает сразу более сотни цифр и безошибочно называет

их в любой последовательности. Выступая на сцене, он смотрит несколько

секунд на доску, разбитую на 25 квадратов, в каждом квадрате записана

своя цифра. После этого он может воспроизвести расположение цифр


в любом порядке: по вертикали, горизонтали или по диагонали. В статье

Константинова А. и Ямота С. "Человек, разгоняющий тучи" описано выступление

Игнатенко."... На освещенной сцене размещают 15 портретов писателей.Справа

в углу - вращается доска с сотней вращающихся кружков, слева - обычная

классная доска. Рядом с ней сидит Альберт Игнатенко. К его груди

на специальном кронштейне прикреплена губная гармошка. Пальцы правой


ноги сжимают карандаш над листом бумаги. Пальцы левой ноги - на клавишах

музыкального инструмента. В руках зажат мел. От ног и рук Игнатенко

тянутся провода к приборам. Добровольные помощники из зала начали

действовать: один из них диктует текст, который Игнатенко тут же

записывает на доске. Второй называет двузначные числа, и "артист"


тут же возводит их в квадрат. Третий вращает доску с цветными кружками,

которые Игнатенко подсчитывает. Одновременно карандашом, зажатым

в пальцах правой ноги, он рисует, левой ногой подбирает мелодию,

левой рукой на расстоянии вращает стрелку компаса, играет на гормошке,

прерываясь, чтобы ответить на вопросы. При этом он еще называет по

памяти любой день недели за последние 10 000 лет, замедляет собственный

пульс, изменяет температуру тела, артериальное давление... Одновременно

выполняет 13 действий".

Иозеф Бернгард Дацент, который был в начале Х1Х столетия директором

мюнхенской библиотеки, мог одновременно диктовать девяти секретарям

девять разных писем на девяти разных языках.

Ольга Николаевна Скороходова (род. в 1914 г.) появилась на свет глухой

и слепой, но это не помешало ей стать ученым-дефектологом и даже

писателем. Ольга Ивановна автор целого ряда литературных произведений

и научных трудов. Скороходова была научным сотрудником НИИ дефектологии

Академии педагогических наук СССР. Работала со слепо-глухими детьми,


обучая их общаться с миром.

В последние 10-15 лет в стране начали работу курсы по изучению приемов

скорочтения. Далеко не все могут добится блистящих результатов, но

увеличивают скорость чтения почти все учащиеся этих курсов. Наиболее

поразительных результатов добиваются отдельные курсанты.

Скорость чтения Ирины Иванченко - 163333 слов в минуту с полным усвоением

прочитанного. Это достижение было официально зарегистрировано в январе

1990 г.в присутствии журналистов ряда украинских изданий. На рекорд


Ира вышла благодаря специальной подготовке в киевском "Центре развития

мозга" Неофициальный рекорд - 416250 слов в минуту принадлежит другой

16-летней киевлянке Евгении Алексеенко. Рекорд был зафиксирован 9

сентября 1989 г. Для того, чтобы целиком прочитать журнал "Новое

время", ей понадобилось 40 секунд. Примерно минута у нее уходит на

чтение книги среднего формата. Потом она часами пересказывет содержание

книги, не упуская подробности ("Рабочая трибуна").

Иногда люди способны, тренируя свой мозг, открыть в нем совершенно

необычные способности. О.Давид Нейл описала такие способности в своей

книге. "Следует отметить, что для подвигом "лунг-гом-па" нужна скорее

необыкновенная выносливость, чем быстрота хода в течение определенного

отрезка времени, как в наших спортивных состязаниях. Безостоновочный

переход в несколько сот километров ровным быстрым шагом.

Для своего движения лунг-гом-па выбирает на небе определенную звезду,

смотрит на нее, входит в состояние транса и так идет, глядя в одну

точку.

Наиболее тренированные сохраняют эту точку мысленно и не нуждаются

в реальном ориентире. Единственным неудобством является то, что его

нельзя при движении останавливать, в случае неожиданной остановки,

например, когда его кто-то окликает, лунг-гом-па может умереть.


Иногда такое поведение становится навязчивой идей и человек непроизвольно

ходит по нескольку дней". О.Д.Нейл описала одну женщину, которая

могла неожиданно для окружающих сорваться и несколько суток ходить

по горам, переходя неглубокие речки вброд, и при этом оставаться

в состоянии транса ("мистики и маги Тибета").

Гете в молодости отличался слабым, непостоянным характером, был нерешительным,

склонным к приступам тоски. Однако, путем постоянного контроля над

эмоциями ему удалось изменить самого себя и стать человеком редкостной

уравновешенности, оптимизма и спокойствия. Эти качества помогли ему


в его творчестве.

В зарубежной прессе появилась информация о Джонатане Арлине из Балтиморы

(США). По своему желанию он может повышать температуру кожи головы,

по сообщениям газет, до 125 градусов по Цельсию.?!

Уникальные возможности, развитые упорной тренировкой, были продемонстрированы

в передаче "Взгляд". Харьковчанин Олег Регеци без всякого вреда для


себя ходил по битым стеклам, ложился на них. Его тело рубили топором

и т.п. Олег постепенно приучал себя к контакту с битым стеклом. Сначала

использовал оконное стекло, битые бутылки. Считает, что кроме тренировки,

необходимо еще и настроение.Когда плохое настроение, на стекло не

становился - обязательно порежется. Потом сильная воля, умение сосредоточиться

и хорошая физическая подготовка. Научился падать с большой высоты

без вреда для себя.Постепенно отработал механизм для падения с высоты.


Понял: чтобы делать какой-то трюк, нужно входить в определенное состояние,

для каждого трюка свое. Например, при падении необходимо сначала

напрячься, а в момент касания с землей - расслабиться и как бы принять

форму того, на что падаешь. На вопрос о том, чувствует ли он боль,


когда на нем ассистенты раскалывают кирпичи кувалдой, Олег ответил,

что необходимо сконцентрироваться в момент удара. Как-то на сцену

вышел один из зрителей, пожелавший сам проверить истинность трюка.

Он был слегка выпивший и промахнулся. Удар кувалды пришелся по руке.

"Правда, я своевременно увидел куда направлен удар, - говорит Олег,


- и вовремя сконцентрировался. Кувалда отскочила". Точно так же отскакивают

от тела Олега и ножи. Трюк заключается в том,что он ложится на спину


и с высоты два метра выпускают большой острый нож, который острием

ударяется о живот Олега и отскакивает. При этом на теле Олега не

остается никаких следов. Но вспомните, что если так отпустить нож,

то в дерево он погружается на глубину 5-10 мм ("Труд").


Уникальной способностю обладает американец Франк Кейт из штата Илинойс.

Он может писать с завязанными глазами справа налево, при этом все

буквы написаны "вверх ногами". Практически он воспроизводит зеркальное

отображение надписи.

Израильский специалист по графологии Анна Корен считает, что по почерку

человека можно определить многие его склонности и способности. За


60 часов анализа почерка можно получить около 160 показателей, куда

входят такие показатели: как порядочность, способность к концентрированию

внимания, качество памяти, способность к логическому мышлению и т.п.

("24 часа").

В работе А.П.Сопикова "Эмпатия - неиспользованный резерв педагогики",

которая опубликована в Сборнике "Проблемы интенсификации обучения",

выдвигается предположение, что человеческий мозг обладает способностью,

получив некую информацию о явление или предмете, построить подсознательную

модель этого явления. Такая модель содержит такие характеристики,


которые не содержались в информации о явление или объекте, Кроме

того эта модель до определенного времени остается неосознанной. В

критической ситуации модель в полном объеме может быть осознана.

В таком случае мы говорим об озарении. Восприятие модели возможно


во сне. Тогда говорят о том, что решение проблемы приснилось ученому.

Склонность к эмпатии есть приблизительно у 6% детей и только у доли

процента взрослых людей. Но самое интересное, что многие люди часто

интуитивно чувствуют правильные решения, но поскольку они не обоснованы,

то их просто не принимают. В результате могут быть либо значительные

потери времени, либо более серьезные потери. Научиться слышать интуицию

- это, пожалуй, одна из важнейших задач перед человечеством.

"Главное я почувствовал, насколько изменился мой мозг, - пишет Доминик

О`Брайн, - спортсмен регулярно тренируется, умеет управлять своим


телом. Того же самого можно достигнуть тренируя мозг. Я открыл для

себя удивительный мир и стал жить совершенно по-другому".

Тренировка мозга позволила развить и такие способности человека, как

у пакистаца Агаджи-Хана, который выходит на сцену с плотно завязанными

глазами и с металлическим колпаком на голове, что полностью исключает

возможность видеть, происходящее вокруг. Затем из публики поднимаются

на сцену желающие и читают небольшой отрывок из книги. Артист по


голосу описывает читавшего человека: рост, вес, телосложение, цвет

волос и глаз и, наконец, привычки и увлечения, последние не всегда

были приятны человеку ("На грани невозможного").


Описанный человек обладает уникальной слуховой памятью и слухом. Сегодня

уже известны достижения аудиологии, которая занимается расшифровкой

и распознанием голоса человека. Установлено, что многие оттенки

голоса зависят от строения человеческого тела. Видно то, что открыл

Агаджи-Хан (влияние особенностей характера человека на его произношение

и речь) аудиологии еще предстоит открыть.

Есть возможность каждому человеку улучшить работу собственного мозга

без особого труда.

Эксперименты московских физиологов показали, что звуки музыки ускоряют

двигательную реакцию человека. Причем ускорение реакции происходит


даже в том случае, если человеку не нравится мелодия, которую он

слышит во время эксперимента. Исследователи полагают, что музыка

оказывает прямое воздействие на двигательные структуры мозга.

Но сочетание резких звуков, музыки с яркими, быстромелькающими картинками

может перевозбудить мозг человека, а у ребенка могут вызвать серьезные

расстройства деятельности мозга. Так, В конце декабря 1997 года в

Японии неожиданно вспыхнула необычная эпидемия, которая поразила

детей. Вечером 17 декабря по телевидению был передан детский мультсериал


"Пакимон" ("Карманные монстры"). В этом сериале сочетались яркие

контрасные краски, были яркие цветные вспышки. Все это сопровождалось

резкими криками и музыкой. Сочетание цветов и звуков было таково,


что вызвало перевозбуждение зрительного и слухового центров. В результате

с 18 декабря в больницы стали поступать дети, у которых начинались

судороги, останавливалось дыхание. Многие дети поступали в больницу


с диагнозом "приступ эпилепсии".

Американский врач-мелотерапевт Аутист установил, что музыка Моцарта

нетолько исцеляет пациентов от недугов, но и повышает их умственные

способности. После 10-минутного прослушивания музыки Моцарта (независимо

навится она слушателю или нет(его умственные способности повышаются


на 8-10 единиц.

Интеллект человека генетически запрограммирован и имеет граничные

значения. Однако, проявится верхняя или нижняя граница интеллектуальных

возможностей у вашего ребенка зависит от того, сколько и как вы будете

с ним заниматься. Чем раньше родители начинают уделять внимание своим

детям и тренируют их способности, тем в большей степени это сказывается

на архитектуре межнейронных связей. После наступления половой зрелости

влиять на эти связи уже очень трудно. Но в последнее время появилось


много данных, говорящих о том, что многие функции мозга можно поддерживать

или улучшать в течение всей жизни.

Проведенные в США исследования показали, что умственная активность


помогает сохранять мыслительные способности до глубокой старости.

У нас примером такой активности была писательница Мариэтта Шагинян,

которая продолжала активную творческую работу до 90-летнего возраста,

практически до смерти. Писатель Эрнст Юнгер продолжал активно работать

в возрасте 100 лет.

Тренировки мозга могут улучшить память и повысить индекс интеллекта.

Ярким примером может быть Дэниэл О`Брайн, о котором уже говорилось.

Важнейшим условием сохранения умственной активности является хорошее

здоровье и сбалансированное питание. Хорошее здоровье поддерживается

физической активностью. Тут уместно вспомнить поговорку: "Хочешь


быть здоровым - бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть

умным - бегай!"

Американский психолог Уорнер Скайе из Пенсильванского университета

показал, что после 60 лет умственные способности человека начивают

значительно снижаться. Но резкий спад умственной активности наблюдается

только у духовно пассивных людей. Кроме того он сделал еще один вывод:


"Снижение умственных способностей на последнем этапе жизни пропорционально

умственной активности в молодом возрасте".

В семейной жизни высокая духовная активность одного из супругов помогает

сохранить умственную активность, а, следовательно, и способности

другому супругу.

По мнению психолога из ФРГ Бернда Фишера, даже 10-минутной ежедневной

тренировки мозга достаточно для того, чтобы поддерживать его в хорошем

состоянии. Для этой цели он предлагает совершенно простые упражнения.

Например, разделите 37 на 7 с точностью до 5-6 знаков после запятой.

При наборе номера телефона постарайтесь не считывать его цифру за

цифрой, а наберите по памяти. Придумайте слово и из его букв постарайтесь

создать новые слова. Удержите в памяти все слова. Когда вы о чем-то

думаете, старайтесь двигаться. При движении улучшается газообмен


в легких и тканях, что улучшает снабжение кислородом мозга. Постоянное

заучивание стихов, текстов, иностранных слов также будет серьезно

тренировать ваш мозг. Все эти упражнения очень удобно выполнять с

внуками-дошкольниками: они в одинаковой степени будут полезны и вам


и детям.

Французский врач Этьен-Эмиль Буалье считает, что поддержанию активности

мозга и памяти способствует уровень гормона дегидропиандростерона

(ДГЭА). В организме человека с годами снижается выработка этого гормона.

К 70 годам его уровень снижается до 10% от максимального. На животных


Буалье показал, что искусственное поддержание уровня гормона способствует

не только сохранению памяти, но и омолаживает организм.

Гэри Линч из Калифорнийского университета считает, что препараты из


группы ампакинов могут влиять на раскрытие ионных каналов в нейронах

и стимулировать запоминание.

Шевкун Н.Н., украинский врач гомеопат, считает, что существуют гомеопатические

препараты, с помощью которых можно стимулировать процесс запоминания.

Профессор, доктор педагогических наук Карл Иозеф Клауэр проводит с


детьми 5-7 лет очень простые занятия по тренировке их логики. Он,

например, предлагает найти, что объединяет шимпанзе, дельфина, медведя

и летучую мышь. Ответ: животные, а еще лучше - млекопитающие. Такие

простые занятия помогают детям развивать мышление. В результате дети,

тренировавшиеся по этой методике, в школе лучше успевали по языкам,

математике и биологии.

Швейцарский психолог Фритц Фуглин разработал методику повышения интеллекта.

В его лаборатории сто детей в возрасте от 7 до 15 лет массировали


уши, надбровье и нос. Уже после трех недель у 80 детей повысилась

активность мозга. Комплекс упражнений включает: оттягивание ушей

сначала вперед, затем назад, при этом необходимо медленно сосчитать

до 10. Это упражнение повторяетс 6 раз. Затем массаж щек в течение


одной минуты. Затем массаж нижних век, не закрывая глаза. Потом массаж

носа - проводится нажатием подушечек пальцев от лба до ноздрей. Последнее

упражнение - движение челюстями. Открывается рот и совершается движение

нижней челестью сначала в одну, потом в другую сторону.

Американский химик Коциковский из Питсбургского университета считает,

что гуперзин А, который содержится в некоторых видах мха, произростающих

в Китае улучшает память у человека. Вполне вероятно, что в ближайшее

время фармакологи предложат синтетический заменитель естественного

гуперзина А.

Использование специальных методик обучения, может в значительной степени

улучшить восприятие и создать предпосылки для более полной реализации

потенциальных возможностей мозга. В Институте Высшей нервной деятельности

и нейрофизиологии АН СССР обучающихся иностранному языку усаживали

перед экраном и предъявляли список иностранных слов с переводом

так, чтобы на пару слов приходилось всего по 0,1 секунды. И хотя

в этом режиме слова было невозможно прочесть, за 10 дней обучающийся

запоминал 6000 слов. Проверка проведенная через пол года показала,

что в памяти сохранялось около 3000 слов.

Есть предположение, что внешний фактор, такой как обучение группы

может повлиять на умственные способности (восприятие) тех, кто будет


обучаться позже. Так, Рубиком Шенфрейк была разработана теория морфологического

резонанса. Он показал, что если кто-то чему-то обучается, то обучаться


вслед за ним легче. В США была обучена группа крыс (выработаны условные

рефлексы) у следующей группы эти же рефлексы вырабвтывались гораздо

легче. Затем одним английским студентом была предложена оригенальная

методика проверки предположения Шенфрика на людях. Исследователи

опреляли скорость решения кросвордов, публикуемых в газетах в день

выхода газеты и у второй группы людей на следующий день после выхода

газеты. Оказалось, что вторая группа людей решает кросворды быстрее.

В разделе, в котором описаны мышцы, упоминается нейромоторная единица.

Это структура состоит из двигательного нейрона и некоторого количества

мышечных волокон, которые иннервируются этим нейроном. В пальцах


рук один нейрон может иннервировать всего 10 волокон, тогда как в

широчайшей мышце спины - 2000. Этот факт оказался весьма важным,

так как совсем недавно была выявлена интересная зависимость: при

работе определенной группы мышц кровообращение вокруг нейрона, иннервирующего

эти мышцы, увеличивается. Поэтому работа пальцев рук значительно


больше активирует кровообращение в мозге, чем работа других мышц.

Исходя из этого становится понятным важность упражнения для пальчиков

у детей младшего школьного возраста. Присказка:" Мы писали, мы писали,

наши пальчики устали!" С одновременными упражнением пальцев должны

стать обязательными в жизни детей.


Профессор Клауер советует не переоценивать возможности детей. Он считает,

что тренировки весьма эффективны, но это не панацея, позволяющая

превратить нормальные способности в талант. Производительность мозга

нельзя повышать до бесконечности.

В истории есть достаточно убедительный пример того, как перенапряженная

работа привела к срыву психической деятельности. В семье профессора

Гарвардского университета Бориса Сайдиса родился сын, который в 6

месяцев уже знал азбуку, в 2 года читал школьные учебники, в 4 -


написал два трактата по 500 слов на английском и французском языках.

В 5 лет мальчик написал глубокий по содержанию трактат по анатомии,

и гордый отец отвез его в университет. К 10 годам Уильям написал

учебник по геометрии, причем написал его на греческом языке. Такие

успехи мальчика были связаны с постоянной работой с ним его отца,


который был психологом и разработал свою теорию развития способностей.

За полгода до рождения сына он решил испытать свою теорию на собственном

ребенке. Ребенка каждый день засыпали учебниками: география, геометрия,

физиология и греческий были повседневными его спутниками. Наивысшей

точки в программе умственного совершенствования Уильямс достиг к


1912 г., когда ему было 14 лет. В это время он прочитал в Гарварде

лекцию о четвертом измерении пространства. После завершения своего

выступления он вдруг начал безудержно хохотать. После длительного

пребывания в санатории он вернулся в университет и закончил курс

учения с отличием. После этого он начал преподавать в университете


в Хьюстоне. Не выдержав такой жизни, Уильям взбунтовался против отца

и вообще ополчился против всего мира. Он был осужден к подстрекательству

к беспорядкам и осужден за это на 18 месяцев. Выйдя из тюрьмы, он

пошел работать в лавку за 23 доллара в неделю. Умер Уильям в 1944

году от воспаления легких в больнице для бедных.

Но существует и другой пример. В начале Х1Х века ученый К.Витте предпринял

попытку доказать на практике идею о том, что природа закладывает

в каждом человеке от рождения примерно равные способности. Все зависит

от воспитания ребенка в первые 5-6 лет жизни. После того, как у него

родился сын Карл, он решил реализовать свою систему воспитания. В

результате маленький Карл в 10-летнем возрасте поступил в Лейпцигский

университет и уже год спустя блестяще его закончил. В 13 лет он стал


доктором философии. В 18 лет Карл Витте-младший - профессор Гейдельбергского

университета.

Значит должна существовать возможность развития мозга ребенка так,


что бы он достиг высокого уровня и при этом чтобы не было срыва.

Вероятнее всего, подобного результата можно достичь в условиях нагрузки,

которая не ведет к переутомлению. Такая нагрузка возможна только

в условиях высокой заинтересованности ребенка в учение, а это возможно

только в игре.

Сегодня в США работает институт реализации человеческого потенциала.

Сотрудники института работают не с детьми, а с родителями. Обучают

родителей создавать для детей среду, богатую как сенсорной информацией

(использование крупных и ярких рисунков, разноцветных макетов), так


и возможностями для развития двигательных функций ребенка, к примеру

вводя элементы ритмики, гимнастики, а также умение любого ребенка

видеть образы.

Результатом такого воспитания является то, что годовалые дети легко


и быстро решают любые задачи на сложение и вычитание, умножение

и деление в пределах 100. Двухлетние и трехлетние дети могут столь

же успешно справиться с алгебраическими задачами и числами практически

любой величины.


 

Только в Бронзовом веке человечество разделилось на правшей и левшей.

В 1987 году западногерманская машинистка Габриэла Монат стала чемпионкой

мира по скоропечатанию на машинке. Ее результат - 691 удар в минуту.

72-летний японец Сабуре Косе известен тем, что будучи слепым является

прекрасныс специалистом в области оригам. Он делает из бумаги различные

фигурки, которые удивляют даже зрячих.

 

Человек способен развить в себе неожиданные для остальных, а значит и невероятные способности. Например, 15-летний Александр Антонов ложится на стулья, закрывает глаза, пользуясь ключом психофизиологической саморегуляции, он приказывает своему телу одеревенеть... Из-под "бревна" вынимают пару стульев. Он продолжает висеть, опираясь на стулья пятками и головой. На него становятся пятеро юношей и девушек, а "бревно" даже не прогнулось. При таком физическом напряжении Александр еще и блистает умом. Ему показывают таблицу с десятками чисел и одновременно диктуют столько же бессвязных слов - все это он потом повторяет по памяти.

Не менее удивительные способности демонстрирует 12-летняя Настя Черток. Для начала она вызывает у себя нечувствительность к боли. В таком состоянии она еще делает несколько дел. К ее пальцам ассистенты привязывают 10 разноцветных фломастеров. И она пишет одновременно 10 разных цифр. А потом каждый палец выводит свою букву и получается "Настя Черток". Последнюю букву она дописала фломастером, зажатым в зубах.

15-летняя Марина Скурлатова повторила с улыбкой феномен болгарских нестинарок: она ходила по углям. Затем взяла одной рукой горящий факел, а другую погрузила в пламя, которое долго лизало ее руку. "Пламя холодное," - говорит она. На руке Марины не осталось ни малейшего следа, ни одного красного пятнышка, но волоски все обгорели ("Рабочая трибуна").

11-летний мальчик обладает способностью читать буквы и распознавать картинки с помощью ушных раковин, пишет газета "Хубэй Жибао" После интенсивной тренировки он настолько усовершенствовал свою способность, что мог сразу прочитать 66 знаков, распознавать 6 различных цветов и даже прочитывать буквы, написанные на свернутой бумажке и вложенные в жестяную коробку. Кроме того, он смог определить у своих родителей положение, форму и размер сердца, печени и кишечника.

Врачи проверили эту способность мальчика на пациентах, находившихся в больнице. В течение 2х месяцев мальчик "обследовал" 105 пациентов и у 50-ти из них определил болезнь печени.

Москвич Михаил Шестов - самый быстропечатающий человек в мире. На персональном компьютере типа IBM он показал скорость 700 знаков в минуту. Результат 1990 г. ("ДИВО-90").

Знаменитый хирург доктор Энрике де Пареда, выполнивший сотни удачных операций в, казалось бы, безнадежных ситуациях и спасший жизнь сотням людей, от рождения полностью слепой. "Доктор Парада живет в мире тьмы, но я без минуты колебаний доверил бы ему свою жизнь, - сказал репортерам его коллега Дарио Оррега, - на протяжении последних десяти лет он сделал ряд сложнейших операций, когда даже хирург с соколиным зрением вряд ли смог бы сделать лучше. Этот человек - попросту гений". Гениальный Энрике, одел халат хирурга в 1967 году, когда был 19-летним юношей. "Почти каждый, не исключая моих родителей, пытался отбить у меня желание к занятиям медициной, убеждая, что у меня нет никаких шансов стать хирургом, - сказал репортерам из Сантьяго (Чили) д-р Парэда, - все спрашивают, как я могу оперировать что-то, что даже не вижу? Я доказал, что умею. Сначала думали, что я хочу быть просто врачом. Я не смел признаться, что хочу быть хирургом."

Через 25 лет необычный хирург стал Эйнштейном в своей области, и тысячи больных молятся на него за спасение жизни ("Киевские новости").

А.В. Игнатенко запоминает сразу более сотни цифр и безошибочно называет их в любой последовательности. Выступая на сцене, он смотрит несколько секунд на доску, разбитую на 25 квадратов, в каждом квадрате записана своя цифра. После этого он может воспроизвести расположение цифр в любом порядке: по вертикали, горизонтали или по диагонали.

В статье Константинова А. и Ямота С. "Человек, разгоняющий тучи" так описано выступление Игнатенко: «На освещенной сцене размещают 15 портретов писателей. Справа в углу - вращается доска с сотней вращающихся кружков, слева - обычная классная доска. Рядом с ней сидит Альберт Игнатенко. К его груди на специальном кронштейне прикреплена губная гармошка. Пальцы правой ноги сжимают карандаш над листом бумаги. Пальцы левой ноги - на клавишах музыкального инструмента. В руках зажат мел. От ног и рук Игнатенко тянутся провода к приборам. Добровольные помощники из зала начали действовать: один из них диктует текст, который Игнатенко тут же записывает на доске. Второй называет двузначные числа, и "артист" тут же возводит их в квадрат. Третий вращает доску с цветными кружками, которые Игнатенко подсчитывает. Одновременно карандашом, зажатым в пальцах правой ноги, он рисует, левой ногой подбирает мелодию, левой рукой на расстоянии вращает стрелку компаса, играет на гармошке, прерываясь, чтобы ответить на вопросы. При этом он еще называет по памяти любой день недели за последние 10 000 лет, замедляет собственный пульс, изменяет температуру тела, артериальное давление... Одновременно выполняет 13 действий".

Иозеф Бернгард Дацент, который был в начале Х1Х столетия директором мюнхенской библиотеки, мог одновременно диктовать девяти секретарям девять разных писем на девяти разных языках.

Ольга Николаевна Скороходова (род. в 1914 г.) появилась на свет глухой и слепой, но это не помешало ей стать ученым-дефектологом и даже писателем. Ольга Ивановна автор целого ряда литературных произведений и научных трудов. Скороходова была научным сотрудником НИИ дефектологии Академии педагогических наук СССР. Работала со слепо-глухими детьми, обучая их общаться с миром.

Скорость чтения 16-летней киевлянки Иры Иванченко - 163333 слов в минуту с полным усвоением прочитанного. Это достижение было официально зарегистрировано в январе 1990 г. в присутствии журналистов ряда украинских изданий. На рекорд Ира вышла благодаря специальной подготовке в киевском "Центре развития мозга"

Неофициальный рекорд - 416250 слов в минуту принадлежит другой 16-летней киевлянке Евгении Алексеенко. Рекорд был зафиксирован 9 сентября 1989 г. Для того, чтобы целиком прочитать журнал "Новое время", ей понадобилось 40 секунд. Примерно минута у нее уходит на чтение книги среднего формата. Потом она часами пересказывает содержание книги, не упуская подробности ("Рабочая трибуна").

Гете в молодости отличался слабым, непостоянным характером, был нерешительным, склонным к приступам тоски. Однако, путем постоянного контроля над эмоциями ему удалось изменить самого себя и стать человеком редкостной уравновешенности, оптимизма и спокойствия. Эти качества помогли ему в его творчестве.

Индонезиец Гери Дарсоно в конце 1999 года перед представителями книги рекордов Гиннесса продемонстрировал способность одновременно писать одну и туже фразу на английском и индонезийском языке сразу двумя руками.

Все вышеперечисленные способности относятся к развитым психическим способностям, но иногда психика делает необъяснимый крен, и человек начинает старательно развивать в себе иные способности.

Например, 23-летний Жоано Негрин с острова Бланкилья (Подветренные острова) во время первого завтрака в семь часов утра съедает около трех килограмм батата с двумя килограммами тушеного мяса. Эту еду он запивает четырьмя литрами местного пива и съедает около килограмма фруктов. Второй завтрак - легкий. Он выпивает полтора литра слабого вина, заедает его килограммом фасоли, заправленной двумя килограммами свинины. За обедом он съедает два килограмма мяса, запивая его двумя литрами вина. За ужином ест только сырые фрукты и овощи, но не менее трех килограмм. Медики установили, что он совершенно здоров, чревоугодие - лишь привычка есть без меры. ("Паис" Испания).

Но следует заметить, что если у нормального человека объем желудка около 2х литров, то у чревоугодников он может достигать объема 10-12 л

В зарубежной прессе появилась информация о Джонатане Арлине из Балтиморы (США). По своему желанию он может повышать температуру кожи головы, по сообщениям газет, до 125 градусов по Цельсию.?!

 

Уникальные возможности, развитые упорной тренировкой, были продемонстрированы в передаче "Взгляд". Харьковчанин Олег Регец без всякого вреда для себя ходил по битым стеклам, ложился на них. Его тело рубили топором и т.п.

Олег постепенно приучал себя к контакту с битым стеклом. Сначала использовал оконное стекло, битые бутылки. Считает, что кроме тренировки, необходимо еще и настроение. Когда плохое настроение, на стекло не становился - обязательно порежется. Потом сильная воля, умение сосредоточиться и хорошая физическая подготовка. Научился падать с большой высоты без вреда для себя. Постепенно отработал механизм для падения с высоты. Понял: чтобы делать какой-то трюк, нужно входить в определенное состояние, для каждого трюка свое. Например, при падении необходимо сначала напрячься, а в момент касания с землей ­расслабиться и как бы принять форму того, на что падаешь.

На вопрос о том, чувствует ли он боль, когда на нем ассистенты раскалывают кирпичи кувалдой, Олег ответил, что необходимо сконцентрироваться в момент удара. Как-то на сцену вышел один из зрителей, пожелавший сам проверить истинность трюка. Он был слегка выпивший и промахнулся. Удар кувалды пришелся по руке. "Правда, я своевременно увидел куда направлен удар, - говорит Олег, - и вовремя сконцентрировался. Кувалда отскочила".

Точно так же отскакивают от тела Олега и ножи. Трюк заклю­чается в том, что он ложится на спину и с высоты два метра выпускают большой острый нож, который острием ударяется о живот Олега и отскакивает. При этом на теле Олега не остается никаких следов. Но вспомните, что если так отпустить нож, то в дерево он погружается на глубину 5-10 мм ("Труд").

Уникальной способностью обладает американец Франк Кейт из штата Иллинойс. Он может писать с завязанными глазами справа налево, при этом все буквы написаны "вверх ногами". Практически он воспроизводит зеркальное отображение надписи.

Израильский специалист по графологии Анна Корен считает, что по почерку человека можно определить очень многие его склонности и способности. За 60 часов анализа почерка можно получить около 160 показателей, куда входят такие показатели: как порядочность, способность к концентрированию внимания, качество памяти, способность к логическому мышлению и т.п. ("24 часа").

В работе А.П.Сопикова "Эмпатия - неиспользованный резерв пе­дагогики", которая опубликована в Сборнике "Проблемы интенсификации обучения", выдвигается предположение, что человеческий мозг обладает способностью, получив некую информацию о явление или предмете, может построить подсознательную модель этого явления. Такая модель содержит такие характеристики, которые не содержались в информации о самом явление или объекте. Кроме того, эта модель до определенного времени остается неосознанной.

В критической ситуации модель в полном объеме может быть осознана. В таком случае мы говорим об озарении. Восприятие модели возможно во сне. Тогда говорят о том, что решение проблемы приснилось ученому.

Склонность к эмпатии есть приблизительно у 6% детей и только у доли процента взрослых людей. Но самое интересное, что многие люди часто интуитивно чувствуют правильные решения, но поскольку они не обоснованы, то их просто не принимают. В результате могут быть либо значительные потери времени, либо более серьезные потери.

Научиться слышать интуицию - это, пожалуй, одна из важнейших задач, стоящих перед человечеством.

"Главное я почувствовал, насколько изменился мой мозг, ­пишет Доминик О`Брайн, - спортсмен регулярно тренируется, умеет управлять своим телом. Того же самого можно достигнуть, тренируя мозг. Я открыл для себя удивительный мир и стал жить совершенно по-другому".

Для розвития способностей тренировка нужна, но тренировать нужно что-то, что есть уже хотя бы в зачаточном состоянии. Если у человека нет крыльев, то ниодна тренировка не поможет их варастить. Можно заменить, но не вырастить их естественным путем. Поэтому для многих способностей у нас есть определенные предпосылки. Например, установлено, что мозг человека способен зарегистрировать приближающуюся грозу на растоянии около 100 км. Это значит, что разряды молнии наш мозг улавливает уже именно на этом расстоянии и в энцефолограмме появляются определенные отклонения. Раз так, то определенная тренировка может помочь нам научиться определять приближение грозы.

Возможно у многих природных явлений есть свои сопровождающие их явления, о которых мы пока мало что знаем. Например, сегодня уже известно, что перед землятресением в атмосфере что-то происходит и это что-то могут регистрировать животные. Не исключено, что и наш мозг ощущает приближение землетрясения, но увы никто в себе не развивает этого чувства.

Есть предположение, что и некоторые события ближайшего будущего уже как-то влияют на нас, но опятьже только единицы способны почувствовать и то в очень неопределенной форме приближение этих событий. Но если тренировать себя, то можно стать ясновидящим и предсказывать будущее.

Интеллект человека генетически запрограммирован и имеет гра­ничные значения. Однако, проявится верхняя или нижняя граница ин­теллектуальных возможностей у вашего ребенка зависит от того, сколько и как вы будете с ним заниматься. Чем раньше родители на­чинают уделять внимание своим детям и тренируют их способности, тем в большей степени это сказывается на архитектуре межнейрон­ных связей. После наступления половой зрелости влиять на эти свя­зи уже очень трудно.

Но в последнее время появилось много данных, говорящих о том, что многие функции мозга можно поддерживать или улучшать в тече­ние всей жизни.

Проведенные в США исследования показали, что умственная актив­ность помогает сохранять мыслительные способности до глубокой старости. У нас примером такой активности была писательница Ма­риэтта Шагинян, которая продолжала активную творческую работу до 90-летнего возраста, практически до смерти. Писатель Эрнст Юнгер продолжал активно работать в возрасте 100 лет.

Важнейшим условием сохранения умственной активности является хорошее здоровье и сбалансированное питание. Хорошее здоровье поддерживается физической активностью. Тут уместно вспомнить по­говорку: "Хочешь быть здоровым - бегай, хочешь быть красивым ­бегай, хочешь быть умным - бегай!"

Американский психолог Уорнер Скайе из Пенсильванского универ­ситета показал, что после 60 лет умственные способности человека начинают значительно снижаться. Но резкий спад умственной актив­ности наблюдается только у духовно пассивных людей.

Кроме того, он сделал еще один вывод: "Снижение умственных способностей на последнем этапе жизни пропорционально умственной активности в молодом возрасте".

В семейной жизни высокая духовная активность одного из супру­гов помогает сохранить умственную активность, а, следовательно, и способности другому супругу.

По мнению психолога из ФРГ Бернда Фишера, даже 10-минутной ежедневной тренировки мозга достаточно для того, чтобы поддержи­вать его в хорошем состоянии. Для этой цели он предлагает совер­шенно простые упражнения. Например, разделите 37 на 7 с точнос­тью до 5-6 знаков после запятой.

При наборе номера телефона постарайтесь не считывать его цифру за цифрой, а наберите по памяти.

все слова.

Когда вы о чем-то думаете, старайтесь двигаться. При движе­нии улучшается газообмен в легких и тканях, что улучшает снабже­ние кислородом мозга. Постоянное заучивание стихов, текстов, иностранных слов также будет серьезно тренировать ваш мозг.

Все эти упражнения очень удобно выполнять с внуками-дош­кольниками: они в одинаковой степени будут полезны и вам и детям.

Французский врач Этьен-Эмиль Буалье считает, что поддержанию активности мозга и памяти способствует уровень гормона дегидро­пиандростерона (ДГЭА). В организме человека с годами снижается выработка этого гормона. К 70 годам его уровень снижается до 10% от максимального. На животных Буалье показал, что искусственное поддержание уровня гормона способствует не только сохранению па­мяти, но и омолаживает организм.

Гэри Линч из Калифорнийского университета считает, что препа­раты из группы ампакинов могут влиять на раскрытие ионных кана­лов в нейронах и стимулировать запоминание.

Шевкун Н.Н., украинский врач гомеопат, считает, что существуют гомеопатические препараты, с помощью которых можно стимули­ровать процесс запоминания.

Профессор, доктор педагогических наук Карл Иозеф Клауэр про­водит с детьми 5-7 лет очень простые занятия по тренировке их ло­гики. Он, например, предлагает найти, что объединяет шимпанзе, дельфина, медведя и летучую мышь. Ответ: животные, а еще лучше ­млекопитающие. Такие простые занятия помогают детям развивать мышление. В результате дети, тренировавшиеся по этой методике, в школе лучше успевали по языкам, математике и биологии.

Швейцарский психолог Фритц Фуглин разработал методику повышения интеллекта. В его лаборатории сто детей в возрасте от 7 до 15 лет массировали уши, надбровье и нос. Уже после трех недель у 80 детей повысилась активность мозга.

Комплекс упражнений включает: оттягивание ушей сначала вперед, затем назад, при этом необходимо медленно сосчитать до 10.

Это упражнение повторяется 6 раз. Затем массаж щек в течение одной минуты. Затем массаж нижних век, не закрывая глаза. Потом массаж носа - проводится нажатием Придумайте слово и из его букв постарайтесь создать новые слова. Удержите в памяти подушечек пальцев ото лба до ноздрей. Последнее упражнение - движение челюстями. Открывается рот и совершается движение нижней челюстью сначала в одну, потом в другую сторону.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.278 сек.